Жюль Верн

Жюль Верн: писатель-эпоха

Жюль Верн — полное имя  Жюль Габриель Верн — французский писатель, о творчестве которого можно говорить бесконечно. Его биография — пример беззаветного служения избранному делу. Он классик приключенческой литературы, основоположник жанра научной фантастики, тиражи книг которого и по сей день самые большие в мире. Разве что Агата Кристи может конкурировать с ним по количеству издаваемых романов и по их тиражам. Но она автор детективных произведений, поэтому сравнение по популярности в данном случае было бы некорректно.

Жюль Верн. Детство и отрочество

Писатель, оказавший влияние на всю мировую литературу, заложивший основы научной фантастики, появился на свет в 1828 году, в Нанте. 8 февраля (25 марта по старому стилю) в семье адвоката Пьера Верна родился первенец Жюль. Кроме Жюля, у его родителей будет ещё четверо детей: мальчик — Поль, и три девочки — Анна, Матильда и Мари.

Родители Жюля Верна: Пьер Верн и Софи-Нанина-Анриетта Аллот де ла Фюи
Родители Жюля Верна: Пьер Верн и Софи-Нанина-Анриетта Аллот де ла Фюи

Когда маленькому Жюлю исполнилось 6 лет, началось его систематическое обучение. Он учился сначала в пансионе, а затем в семинарии. Город, в котором прошло детство Жюля Верна, расположен в устье Луары. Конечно, проживание вблизи самой длинной реки во Франции, впадающей в Атлантический океан (город Нант расположен всего в 50 км от Бискайского залива), и к тому же, одной из самых судоходных, не могло не оказать романтического влияния на впечатлительного мальчика с развитым воображением.

Во время обучения в пансионе Жюль Верн и его товарищи слышали увлекательный рассказ одной преподавательницы. Она поведала ученикам о своём муже, который много плавал, и, в итоге, как считала она, остался где-то на необитаемом острове после кораблекрушения, прямо как герой романа Робинзон Крузо Даниэля Дефо.

Романтика дальних странствий так привлекала мальчика, что он в 11-летнем возрасте попытался отправиться в плавание в качестве юнги. Но отец вовремя спохватился и успел перехватить беглеца. 

Музей Жюля Верна в Нанте
Музей Жюля Верна в Нанте

В 14 лет юноша продолжает обучение уже в другой семинарии, где пытается создать, наверное, свой первый литературный опус  — роман «Священник в 1839». Проучившись на новом месте два года, Жюль Верн переходит в Королевский лицей.  Там также учится два года, а после окончания этого учебного заведения в 18 лет становиться бакалавром.

Жюль Верн едет в Париж

Итак, юный бакалавр едет в Париж для продолжения своего образования. Отец надеется, что старший сын пойдёт по его стопам и достойно заявит о себе на адвокатском поприще. Но молодой человек, хотя и получает юридическое образование, во время учёбы уделяет много времени литературному творчеству. Так, он пишет пьесы, подражая Виктору Гюго, написавшему первый исторический роман на французском языке «Собор Парижской богоматери» в то время, когда Жюль Верну было всего три года. Пишет молодой адвокат и стихи — любовную лирику, и даже тексты песен для знакомого композитора.

Во время обучения Жюль Верн бывает в литературном салоне. Он дружит с Александром Дюма — нет, не с отцом, а с сыном, который тоже пробует свои силы на литературном поприще. Но с самим Александром Дюма-отцом молодой автор также знаком, и по протекции выдающегося романиста пьеса Жюля Верна «Сломанные соломинки», созданная им в соавторстве с сыном Дюма, увидит свет на подмостках Исторического театра. Впоследствии сам Верн будет обозначать эту небольшую комедию в стихах как своё первое литературное произведение. 

Жюль Верн в возрасте 25 лет (около 1853 года)
Жюль Верн в возрасте 25 лет (около 1853 года)

Проба пера в приключенческом жанре

Кроме этого, в год окончания обучения и получения разрешения заняться адвокатской практикой Жюль Верн встречает земляка, его зовут Пьер-Мишель-Франсуа Шевалье. Он является редактором журнала и ищет того, кто сможет увлекательно преподносить читающей публике всё, что касается науки, технологий, путешествий. Для этого Жюль Верн, человек, обладающий широким кругозором, страстно увлекающийся познанием, подходит как никто лучше. Именно в это время, в 1851 году, и именно таким способом — в журнальном формате — стартует писатель-прозаик, будущий автор многочисленных увлекательных романов о путешествиях. Первые его повести, вышедшие в журнале:

  • «Драма в Мексике»
  • «Драма в воздухе»

Это была, по сути, проба пера в новом для себя приключенческом жанре. И проходила она не без влияния уже известных авторов. О том, что «Драма в Мексике» была навеяна творчеством выдающегося американского писателя Джеймса Фенимора Купера, Жюль Верн сам написал в одном из писем отцу.

А второе произведение — «Драма в воздухе» — вполне могло быть создано под влиянием произведения «История с воздушным шаром» ещё одного американского писателя — Эдгара Алана По.  

Начало было положено. Жюль Верн решил стать писателем окончательно и бесповоротно. В следующем, 1852 году, он ответит отказом отцу, который будет настойчиво звать его назад, в Нант, для того, чтобы начать работу в качестве адвоката, и чтобы он, Пьер Верн, мог бы сделать сына совладельцем своего юридического предприятия. И хотя Жюль не мог похвастать своим доходом, который был у него был в то время как у начинающего писателя, очень небольшим, он не вернулся в свой город. Какое-то время молодой автор работает секретарём в театре, обеспечивая тем самым себе возможность заниматься тем, чем он хочет — то есть искать своё место в литературе.

А со своим земляком, редактором журнала, в котором появились первые приключенческие творения Верна, он не нашёл общего языка, и сотрудничество через несколько лет сошло на нет.

Свадьба и работа на бирже

Жюль Верн работал в театре, продолжал писать пьесы, доход от которых мог более-менее кормить своего автора. Но содержать семью на то, что зарабатывал молодой писатель, было нельзя. А в 1856 году Жюль Верн в Амьене встретил женщину своей жизни — молодую 26-летнюю вдову  Онорину де Виан-Морель. У неё было двое детей от первого брака, но это не остановило  Жюля. Они сыграли свадьбу в январе следующего года и стали жить вместе в Париже.

Надо было зарабатывать. Жюль Верн не боялся никакой работы. Разносторонний ум, его образование, жизненный опыт  — он умел многое — могли бы помочь ему стать успешным в любой профессии. Он выбрал такое занятие, которое давало неплохой заработок и не мешало бы ему заниматься тем, к чему он стремился всей душой. Он работал на фондовой бирже. По утрам, до работы, занимался творчеством, а свободное время тратил на составление своей уникальной картотеки, включавшей в себя тысячи карточек. На карточках фиксировалась информация о научных открытиях, географических исследованиях. Можно сказать, это была личная научная энциклопедия Жюля Верна. Данные из этой картотеки он использовал при написании всех своих произведений.

Жюль Верн и его издатель Пьер-Жюль Этцель

Бывает так, что встреча двух людей является судьбоносной для обоих. Так вполне можно сказать о Жюле Верне и издателе его книг, которого звали Пьер-Жюль Этцель. Нельзя утверждать, чтобы Этцель был обязан своим благосостоянием только своему частичному тёзке Верну. Печатал он и книги Оноре де Бальзака, и Виктора Гюго, и Жорж Санд. Но дело в том, что в случае с Верном, как говорится, звёзды сошлись. Их взгляды на литературу были очень схожими. Отсюда и дальнейшее развитие их партнёрских отношений, которое вылилось в долгосрочный контракт — длинною в жизнь.

Пьер-Жюль Этцель. Pierre-Jules Hetzel (1814-1886). Французский издатель
Пьер-Жюль Этцель. Pierre-Jules Hetzel (1814-1886). Французский издатель

Но, заключив договор с писателем о том, что тот берёт на себя обязанность поставлять для печати в принадлежавший Этцелю «Журнал воспитания и развлечения» про три романа в год, сам издатель вряд ли мог представить, во что это выльется в итоге. Конечно, было оговорено, что будут издаваться отдельными книгами те произведения, которые вызовут повышенный интерес у читателя. Но нельзя было и предположить, что будет создан новый жанр в литературе, что будут написаны почти 100 книг, тиражи которых побьют все рекорды в мире. С этого договора начинается биография выдающегося, без всякого преувеличения, писателя.

Серия «Необыкновенные путешествия»

Союз двух единомышленников — писателя и издателя — привёл к тому, что началось создание уникального, не имеющего аналогов в мировой литературе, явления — цикла приключенческих и приключенческо-фантастических романов «Необыкновенные путешествия», автором которых быль Жюль Верн. Всего в серии вышло 68 произведений (романов, повестей и рассказов).

Обложка «Необыкновенных путешествий»
Обложка «Необыкновенных путешествий»

Этцель был успешным издателем, не скупившимся на оплату авторских гонораров. И сумма, которую Жюль Верн получал за свои книги, регулярно возрастала. Кстати, сам издатель, тем не менее, время от времени мог испытывать финансовые затруднения.

Самые известные романы Жюля Верна

Творческое наследие Жюля Верна огромно. Всего, начиная с 1863 года, выдающийся романист написал, а его издатель Этцель, соответственно, издал, 63 романа. Кроме того, из под его пера в разные годы вышли также 20 повестей и рассказов, 32 пьесы и ряд художественных и научных очерков. После смерти писателя было издано ещё 19 авторских рукописей.

Первый роман Жюля Верна, увидевший свет в издательстве Этцеля в 1863 году, назывался «Пять недель на воздушном шаре». За ним в следующем году последовал роман «Путешествие к центру Земли».

Титульный лист 1 издания. Иллюстраторы Эдуард Риву, de Montaut
Титульный лист 1 издания. Иллюстраторы Эдуард Риву, de Montaut

«С Земли на Луну прямым путём за 97 часов 20 минут», больше известный в нашей стране под названием «Из пушки на Луну» был четвёртым романом, вышедшим в свет в издательстве Этцеля, а «Дети капитана Гранта» в 1867 году — пятым.

В 1869 году выходит «Двадцать тысяч льё под водой». В 1872 году — «Вокруг света за восемьдесят дней». Затем в 1874-м — «Таинственный остров». Наверное, если добавить сюда напечатанный в 1878 году роман «Пятнадцатилетний капитан», мы не ошибемся, если скажем, что все перечисленные произведения являются самыми популярными романами великого мечтателя и романтика. Они известны во всём мире.

Иллюстрация из романа Жюля Верна «В поисках потерпевших кораблекрушение, или Дети капитана Гранта», нарисованная Эдуаром Риу.
Иллюстрация из романа Жюля Верна «В поисках потерпевших кораблекрушение, или Дети капитана Гранта», нарисованная Эдуаром Риу.

Помимо того, что в XIX веке растёт популярность Верна, его книги с момента появления кинематографа и до сих пор, вот уже более ста лет, вдохновляют многих кинорежиссёров. Увлекательны романы были многократно экранизированы, в том числе и в нашей стране. «Дети капитана Гранта» был экранизирован у нас дважды — первый раз в 1936 году это сделал Владимир Вайншток, а второй раз Станислав Говорухин, сняв телевизионный фильм в семи сериях по мотивам знаменитого романа.

Сын Жюля Верна: Мишель Верн

Интересно, что единственный сын писателя, не отличавшийся примерным поведением в школьные годы, проведший довольно бурно молодость, пытался затевать различные коммерческие предприятия, которые неизменно проваливались. В числе прочего, одним из бизнес-проектов Мишеля Верна, так звали сына писателя, была и собственная кинокомпания, основанная им через семь лет после смерти отца, в 1912 году. Название компании содержало имя Жюля Верна — Le Film Jules Verne. Из произведений отца сын экранизировал четыре. Впрочем, без особого успеха.

А вот деятельность Мишеля Верна по изданию рукописей после смерти отца была более продуктивной. На этом стоит отдельно остановиться, потому, что сын смог пойти по стопам отца, хотя это стало известно не сразу. Дело в том, что Мишель Верн, который по договору с издательством Этцеля продолжал поставлять романы, дорабатывал незаконченные произведения своего родителя, возможно, сохранившиеся только в черновиках, набросках, внося при этом свою лепту в создание последних романов.

Мишель Верн, фото около 1891 года
Мишель Верн, фото около 1891 года

Есть литературоведческое мнение, что вклад сына, пусть иногда его работу можно квалифицировать больше как редакторскую, был очень значительным. Стиль нескольких посмертно опубликованных романов был существенно изменён. А ряд произведений вообще были написаны только Мишелем, и отцу в них принадлежали только сюжетные разработки. При этом, благодаря сыну, сюжеты были реализованы более динамично. В них, как правило, не было научно-популярных отступлений, которые являлись неотъемлемой составляющей всех романов самого Жюля Верна.

Предсказания Жюля Верна

Многие писатели-фантасты в своих произведениях описывают технологии или предметы, которых в действительности не существует, но, по их мнению, таковые в будущем обязательно появятся. Жюль Верн, который верил в технический прогресс как никто другой, был едва ли не самым первым таким предсказателем в литературе. Хотя ряд романов писателя чисто приключенческими, о путешествиях, и в них никакой фантастики в общем-то не было, были и другие, которые полностью посвящены какой-либо технократической идее. Разберём несколько произведений такого рода и посмотрим, насколько писатель смог верно предполагать будущее развитие технологий в своём творчестве. Но при этом отметим, что Жюль Верн более всего описывал возможное применение того или иного открытия в реальной жизни, а не пытался предвосхитить научный поиск.

Полёт на Луну

Один из популярных романов писателя о полёте на Луну, пожалуй, может считаться первым краеугольным камнем в космическом направлении научной фантастики. И в итоге такое путешествие состоялось. Правда, способ, который описывает Жюль Верн, в итоге не был реализован, человечество нашло другие возможности для выведения космических кораблей на околоземную орбиту и полётов в безвоздушном пространстве.

Подготовка «Вагон-снаряда». Иллюстрация к изданию романа «С Земли на Луну прямым путём за 97 часов 20 минут» 1872 года
Подготовка «Вагон-снаряда». Иллюстрация к изданию 1872 года

Покорение морских глубин

Уникальная подводная лодка капитана Немо, являвшееся чудом техники в XIX веке, осталась таким же чудом и в следующем веке, и даже в нашем, XXI. Слишком большими возможностями наделил её писатель. Скорости Наутилуса в 50 узлов достичь не могут и сейчас самые мощные атомные подлодки. И управляются современные подводные корабли большим экипажем, но никак не одним человеком, и совершать фантастические маневры не могут. Хотя на большую глубину современные аппараты могут погружаться, будучи достаточно маневренными при этом — например, известные аппараты для глубоководных исследований «Мир-1» и «Мир-2». Также могут атомные подлодки совершать длительные автономные походы, в том числе и на полюс.

«Наутилус». Рисунок Альфонса де Невиля из первого иллюстрированного издания «Двадцать тысяч льё под водой»
«Наутилус». Рисунок Альфонса де Невиля из первого иллюстрированного издания «Двадцать тысяч льё под водой»

Покорение воздуха

Интересно, что летательных аппаратов в виде самолётов в произведениях писателя нет. Поставив себе задачу описать исследование и покорение человеком с помощью построенных им аппаратов и суши, и подземного пространства, и морей и океанов, а также воздушного пространства и даже космоса, Жюль Верн в своих романах описывает технические средства, которые уже существуют, он только придаёт им большие возможности, усовершенствуя их на бумаге, так сказать.

Иллюстрация к роману Жюля Верна «Робур-завоеватель», нарисованная Леоном Бенеттом.
Иллюстрация к роману Жюля Верна «Робур-завоеватель», художник Леон Бенетт

О воздушном шаре усовершенствованной конструкции писатель рассказывает в своём первом романе. Но летательный аппарат тяжелее воздуха в то время не был ещё построен. У Жюля Верна получился интересный симбиоз, описанный в романе «Робур-завоеватель». Это корабль, очертаниями своими напоминавший обычное морское судно, но только с винтами-пропеллерами двух типов: на многочисленных мачтах для вертикального взлёта и спереди корпуса для передвижения по воздуху в горизонтальном направлении. Можно сказать, что это вертолёт своеобразной конструкции. В истории авиации, как известно, сначала был построен самолёт, а действующие модели вертолётов появились позже. И что интересно, ко времени написания романа «Робур-завоеватель».

Герои Жюля Верна

Жюль Верн в своих произведениях показал героев нового типа. Это всегда люди любознательные, для которых наука, процесс познания окружающей действительности также необходимы, как воздух для дыхания. Учёные или инженеры, путешественники по призванию или волею случая — они всегда полны благородных замыслов. Они патриоты своей страны. Преобразования окружающего мира с лучшими намерениями — вот их жизненное кредо. Они добры, сочувствуют и помогают ближним, трудолюбивы и бескорыстны:

  • Жак Паганель, Лорд Гленарван и его супруга, майор Мак-Наббс, другие герои романа «Дети капитана Гранта»
  • капитан Немо из романа «Двадцать тысяч лье под водой»
  • Колонисты из «Таинственного острова»
  • Филеас Фогг, Жак Паспарту, Ауда из романа «Вокруг света за восемьдесят дней»

Эти и многие другие герои романов Жюля Верна с детства становятся известными миллионам читателей во всё мире, играя огромную роль в воспитании подрастающего поколения, пропагандируя идеи добра и справедливости.

Творчество Жюля Верна в 90-годы XIX века

Картотека Жюля Верна, которую он начал составлять ещё в молодые годы, делая постоянно выписки из научных журналов, всегда помогала писателю в его работе. Он хорошо ориентировался благодаря своему ежедневному труду в научных открытиях. Веря в силу науки и прогресса, писатель никогда не позволял себе усомниться в том, что человечество сумеет преодолеть все вызовы, которые ставит перед ним эволюция общества.

Последние годы в XIX столетии писатель использовал свои наброски и сюжеты, которые он делал в предыдущие годы, так как его творческая лаборатория была полна идей.

Жюль Верн трудился всю свою жизнь. Даже когда он с трудом уже мог писать, будучи больным, он диктовал своему сыну. Сам он неоднократно говорил, что после окончания очередного произведения чувствует себя неприкаянным до тех пор, пока не начнёт новый роман или повесть. Но в конце XIX века его стало одолевать некоторое беспокойство, так как он видел, что далеко не всегда в жизни добро побеждало зло, как это происходило в его романах. Что капиталистический способ производства не является благом для всех людей.

Поэтому есть среди последних романов великого мечтателя и такие, в которых это беспокойство прозвучало очень отчётливо. «Властелин мира» и «Флаг родины» — это как раз такие произведения.

error: Content is protected !!