Александр Дюма
- Биографии писателей, Тайна личности, Человек

Александр Дюма: непревзойдённый мастер историко-приключенческих романов

Первые творческие опыты французского романиста Александра Дюма (годы жизни: 1802—1870) приходятся на период установившейся во Франции в 1815—1830 годах феодально-монархической реакции. После смерти отца, республиканского генерала, семья жила в бедности в захолустном местечке Виллер Котре. Будущий писатель учился в сельской школе, затем работал писцом у местного нотариуса. Он мечтал о карьере драматурга, утешая себя тем, что и Корнель был когда-то клерком у прокурора и писал пьесы, которые не принимал к постановке ни один театр. 

Александр Дюма: начало карьеры

В мае 1823 года, без образования, без средств, без связей, подобно молодым честолюбцам из романов Бальзака, будущий автор «Королевы Марго» отправился «завоевывать» Париж. Его карьера в столице началась со скромной должности писца. Дюма был полон энергии и усиленно занимался самообразованием. Его любимыми писателями стали Шекспир и Вальтер Скотт. Их произведения приобретали все более широкую известность среди молодых французских романтиков.

Дюма тоже находился в рядах молодых и пылких писателей. Появление в 1823 году брошюры Стендаля «Расин и Шекспир» положило начало оформлению прогрессивного крыла во французском романтическом движении. Широкое и все более возрастающее общественное недовольство феодально-монархическим режимом во Франции идейно питало и направляло деятельность прогрессивных романтиков. Развернутое ими движение далеко выходило за пределы литературно-эстетических споров.

Революционные настроения. Пьеса «Антони»

1830 год знаменует вершину революционных настроений Дюма. Он пережил свой недолгий, но горячий период «бури и натиска». Не оставляя работы над историческими драмами, будущий автор самых читаемых историко-приключенческих романов, обратился к современной тематике. Перед ним впервые встал вопрос о создании образа героя, способного выразить положительные устремления своего времени. Эту задачу драматург стремился разрешить в пьесе «Антони». Мятежный герой произведения вступает в конфликт с отвергнувшим его буржуазно-дворянским обществом. 

Кровавая развязка придала драме мрачный и героический колорит. Герой Дюма стал воплощением абстрактных героических иллюзий июльской революции.

Дом, где родился Дюма (ныне музей трёх Дюма)
Дом, где родился Дюма (ныне музей трёх Дюма)

Идейная эволюция Дюма. Пьеса «Кин»

В начале 30-годов писатель находился в оппозиции к июльской монархии, сочувствовал республиканцам и принимал в 1832 году участие в республиканской демонстрации на похоронах генерала Ламарка. Но уже после грозных событий 1834 года в его творчестве обнаруживаются заметные признаки идейной эволюции. Постепенно проходит его увлечение Байроном, успокаиваются мятежные страсти, меркнет пафос гражданского негодования.

Художественным проявлением идейной эволюции Дюма является его новая пьеса «Кин» (1836). Это его первая пьеса со счастливой развязкой. После трагического неудачника Антони, несчастья которого были его «патентом на благородство», в новой пьесе возникла в сочувственной трактовке тема житейского компромисса и буржуазного преуспевания.

В возрасте 27 лет (зарисовка Ашиля Девериа)
В возрасте 27 лет (зарисовка Ашиля Девериа)

Историческая школа во Франции в эпоху Реставрации

20-е годы XIX века знаменуют собою высшую точку в развитии буржуазной исторической науки во Франции. В период реставрации феодальной монархии проблемы истории приобрели для французского общества небывалую актуальность и остроту.

Буржуазная историческая школа эпохи Реставрации, к которой принадлежали Гизо, Тьерри, Минье и ряд других ученых историков, стремилась доказать историческую обоснованность победы буржуазного общества над феодальным. Выдвинутые ею в ту пору принципы осмысления истории, при всей противоречивости, означали шаг вперед в развитии исторической науки.

Романтическое движение 20-х годов, к которому принадлежал и Дюма в начал свой творческой карьеры, сформировалось в обстановке обостренного интереса к вопросам истории. Исторические проблемы, волновавшие общественное сознание того времени, в значительной мере определили характер и направление этого движения.

Исторические французские романы

Начиная с «Гана-Исландца» Виктора Гюго, первого исторического романа французских романтиков, один за другим появляются такие исторические романы, как:

Опираясь на достижения исторической науки и художественный опыт романов Вальтера Скотта, французские романтики стремились изобразить исторический процесс в движении и развитии, показать столкновение и борьбу крупных общественных сил, характерные для описываемой эпохи. И, конечно, отметить особенности национальной культуры, нарисовать картины быта и нравов далекого прошлого.

Бальзак и Стендаль

Наследниками лучших художественных завоеваний исторического романа 20-х годов после июльской революции являются великие реалисты Оноре де Бальзак и Стендаль. Они в своей творческой практике используют принципы исторического исследования, сформировавшиеся в предыдущем десятилетии, для анализа современной им действительности. Принцип историзма придает произведениям Бальзака и Стендаля объективно антибуржуазный характер и выделяет их из общего потока литературы того времени.

Появление приключенческих романов во Франции

В этих условиях формируется как жанр не только французский исторический роман 30 — 40-х годов, но и французский приключенческий роман. Его представителями являются такие писатели, как

  • Лакруа
  • Сулье
  • Эжен Сю

А самый талантливый из них — автор «Трех мушкетеров» Александр Дюма.

Дюма за работой (гравюра 1890-х годов)  Лелуар, Морис
Дюма за работой (гравюра 1890-х годов) Лелуар, Морис

Во многих романах он обращается к бурным эпохам французской истории:

  • гражданским войнам XVI столетия
  • Фронде
  • буржуазной революции 1789 года

Но характерной чертой изображения эпох широких народных движений у Дюма является отсутствие в этих движениях классовой борьбы. Идея «классового мира» была одной из самых актуальных и широко распространенных теорий в либерально-буржуазной исторической и философской науке 30—40-х годов 19 века. Она была направлена против рабочего класса, выступившего против буржуазии со своими классовыми требованиями. Выразитель буржуазной идеологии времен июльской монархии поэт и историк Ламартин утверждал, что классовая борьба есть лишь «страшное недоразумение, существующее между различными классами».

Основные идеи романов Дюма в 30-е годы

Идея «классового мира» была одной из основ исторических романов Дюма середины 40-х годов. Трагические образы бунтарей и неудачников заполняли тогда страницы романтической литературы. 

В 30-е годы тема житейского торжества героя неоднократно возникает в исторических романах Дюма. Окрыляющая его персонажей эгоистическая мечта о личных успехах теперь представляется писателю вполне моральной. Более того, он окружает ее ореолом своеобразной героики, связывает с ней представление о некоем торжестве духовных и физических сил человека. 

Характерной чертой творческого пути Александра Дюма является его органическая связь с эволюцией духовной жизни французского буржуазного общества. На протяжении почти четырех десятков лет литературной работы, в эпоху больших политических кризисов и потрясений, писатель теоретически неизменно приходил к тем же выводам, к которым буржуа обращался под воздействием своего общественного положения и материальных интересов. Существенные изменения, совершавшиеся в творчестве Дюма, отражали глубокую перестройку, происшедшую в идейной жизни французской буржуазии.

После 1848 года писатель постепенно переходит в лагерь буржуазной реакции, окрашенной в феодально-монархические тона. Мрачная фантастика входит в художественный мир поздних романов Дюма. На смену рационализму и наивной жизнерадостности произведений прежних лет, необъяснимые явления наполняют жизнь героев поздних романов Дюма и парализуют их деятельность.

Замок Иф в усадьбе Дюма «Граф Монте-Кристо» в Порт-Марли

Первые исторические произведения Дюма


Первые исторические романы Александра Дюма появились в середине 30-х годов, когда уже наметились некоторые признаки буржуазной исторической науки и сложившегося на её основе исторического романа французских романтиков.

  • Красная роза, 1831г.
  • Актея, 1837г. 
  • «Капитан Памфил», 1839г.
  • «Капитан Поль»,1838г. 
  • «Метр Адам из Калабрии»,1839г.
  • «Монсеньер Гастон Феб»,1838г.
  • «Отон-лучник», 1839г.
  • «Паскуале Бруно», 1837г.
  • «Полина», 1838г.

Александр Дюма: самые известные произведения 40-50 годов

Произведениям Дюма конца 40-х и начала 50-х годов уже не свойственна гармоническая стройность и четкость композиционного рисунка, характерная для его ранних романов. Новое, иррациональное восприятие мира отражается в нагромождении событий, сложной и запутанной связи явлений, в катастрофических развязках, Введение в ткань трезвого повествования мрачной фантастики с обилием эмпирических подробностей создает впечатление стилистической раздвоенности.

Рабочее место Дюма в замке Иф
Рабочее место Дюма в замке Иф, находящемся в его усадьбе «Граф Монте-Кристо» в Порт-Марли

Трилогия о мушкетерах

  • Три мушкетера, 1844г.
  • Двадцать лет спустя, 1845г.
  • Виконт де Бражелон, или Еще десять лет спустя, 1847 — 1850гг.

Трилогия о Генрихе Наваррском 

  • Королева Марго, 1845г.
  • Графиня де Монсоро, 1846г.
  • Сорок пять, 1847г.

Время Регентства

  • Шевалье д’Арманталь 1841 — 184
  • Дочь Регента 1844

Записки врача 

  • Шевалье де Мезон-Руж, 1845 — 1846гг.
  • Жозеф Бальзамо 1846 — 1 848гг.
  • Ожерелье королевы 1849 — 1850гг.
  • Анж Питу 1851гг.
  • Графиня де Шарни 1852 — 1856гг.

XVI век

  • Асканио 1843
  • Две Дианы 1846
  • Предсказание 1858 или 1854гг.

Дюма в России

Русские читатели и критики познакомились с Дюма очень давно. В 30-е годы, когда писатель разделял первые триумфы французских прогрессивных романтиков на сцене парижских театров, передовая критика в России отнеслась к нему с интересом и сочувствием. Петербургские премьеры драм Дюма только на несколько месяцев отставали от парижских. В журналах появлялись переводы. Одним из его первых русских переводчиков был Белинский. В 1834 году в журнале «Телескоп» были напечатаны переводы Белинского: «Месть. Из путевых впечатлений» и «Гора Гемми. Из путевых впечатлений». 

В той же XXII книжке «Телескопа» за 1834 год редакция сообщила, что «г. Белинский переводит все «Путевые впечатления» г. Дюма и намеревается издать их в свет». В рецензии на книгу «Современные повести модных` писателей, собранные и переведенные Ф. Кони» Белинский говорил о мощном и энергическом таланте знаменитого Александра Дюма. 

Но существенные изменения, происшедшие в творчестве Дюма со второй половины 30-х годов, заставили насторожиться требовательную к вопросам идейного содержания произведений передовую русскую критику. В годы обострения классовой борьбы в России широкое распространение занимательных романов Дюма с их иллюзорным оптимизмом не могло не вызвать осуждения со стороны прогрессивных русских журналов и читателей. Чернышевский причислял Дюма к создателям «легкого чтения». 

Усадьба Монте-Кристо
Усадьба Дюма «Граф Монте-Кристо» в Порт-Марли (департамент Ивелин). Отстроена Александром Дюма в 1847 г. на средства от публикации романа «Граф Монте-Кристо». Проект разработан архитектором Ипполитом Дюраном.

Когда в 1858 году Дюма приехал в Петербург, передовые русские литераторы в отличие от светского общества, восторженно встречавшего автора «Графа Монте-Кристо», приняли его весьма холодно. Путешествие писателя по России и его книги о России с их легковесностью и путаницей, обнаружившие, что французский буржуазный романист оказался совершенно не в состоянии дать правильную и объективную картину русской общественной жизни тех лет, вызвали целый ряд резких критических откликов в русских журналах.

Значение творчества Дюма

В ХIХ веке, в атмосфере реакции и жестокого унижения личности, романы Дюма с их веселыми, самоуверенными, жизнелюбивыми героями, победоносно преодолевающими препятствия, поэзия бурной в увлекательной жизни подчас воспринимаются несколько в ином свете. 

Памятник Александру Дюма в Париже (1883)

Это нашло отражение в знаменитом рассказе Максима Горького о том, как он мальчиком читал французские приключенческие романы, в том числе и произведения Дюма, и находил в них поверхностную и условную, но яркую и поэтическую картину, созвучную его смутной, но непреодолимой мечте о сильных и прекрасных людях. «Я глотаю‚ эти книги, — вспоминал позднее Горький, — быстро, одну за другой, и мне — весело».

Живой интерес к историческому прошлому Франции, мотивы патриотизма и национальной гордости, отважные герои, которых немыслимо представить вне французской истории, — это наиболее привлекательные особенности лучших романов Александра Дюма.

Поделиться новостью в Соцсетях:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •