Когда мы представляем себе испанский галеон — тип парусных многопалубных кораблей, на которых более 150 лет в Европу из Испанского Мэйна вывозили несметные по тем временам сокровища, нам чудится один из самых романтических кораблей в истории. Эдакое огромное, неповоротливое судно, как их показывают в кино. Которое будто просится, чтобы его захватили пираты. Но настоящие галеоны, однако, были совсем другими! Этот легендарный символ испанской мощи XVI-XVII веков долгое время ассоциировался с пиратами и Непобедимой Армадой.
Содержание
Испанский галеон — неприступный корабль
В отличие от медлительных и неповоротливых киношных кораблей, настоящие галеоны отличались маневренностью и скоростью. Слово «галеон» появилось в начале ХVI в. Первые такие корабли могли быть и весельными, и парусными. Но к 1540 году это слово прочно закрепилось за небольшим военным парусником на службе испанского короля.

При этом надо сказать, что галеон по сути был кораблём не чисто военным, а военно-транспортным. В этом и было его особое предназначение. Корабль должен был быть вместительным, чтобы перевозить большое количество самого разного груза. И в то же время он всегда должен был быть готов к отражению нападения врага.
В 1536 г. испанцы разобрались, как лучше строить подобные корабли и какое вооружение будет для них наиболее оптимальным. Галеоны превратились в быстрые и мощные суда. Они были идеальны для длительного похода в Испанский Мэйн и защиты от самых крупных пиратских соединений.
С 1570 г. стандартный испанский галеон золотой флотилии весил около 500 тонн и был вооружен 24 бронзовыми пушками, а команда состояла из ветеранов. В военное время в каждую флотилию входило по 4—5 таких кораблей конвоя. Каждый из них превосходил по силе любое французское, голландское или английское военное судно.
Количество человек команды могло доходить и до 500-т. Естественно это касается очень больших кораблей, у которых и пушек на борту было не менее 50-ти, а то и по 80.
Наиболее распространенными пушками на галеонах были кулеврины и полукулеврины (встречается перевод кульеврин и полукульверин).

Золотая флотилия был ограблена в первый и последний раз в 1628 г. Главной причиной этого единственного поражения стали недостатки командования. Выявленные в этом бою проблемы с огневой мощью и конструкцией судна были сразу устранены.
И еще 150 лет, считая с середины XVI в. галеон оставался основой военно-морского флота Испании. Соответственно, это была лучшая гарантия того, что король Испании получит свои сокровища в целости и сохранности.
Сколько весили галеоны?
В начале ХVI в. большинство галеонов были небольшими — не более 150-200 тонн. Однако к 1550 г. их масса выросла до 350 тонн. Это произошло из-за увеличения вооружения, ставшего ответом на растущую угрозу со стороны корсаров. Вместе с которой рос и риск нападения на золотые флотилии.
С 1570 г. стандартный испанский галеон золотой флотилии весил около 500 тонн и был вооружен 24 бронзовыми пушками, а команда состояла из ветеранов. В военное время в каждую флотилию входило по 4—5 таких кораблей конвоя. Каждый из них превосходил по силе любое французское, голландское или английское военное судно.

К 1670 г. вес галеона доходил до 700 тонy. А в кампании 1588 года вместе с Непобедимой Армадой принимали участие португальские галеоны. Их спроектировали для сражений в европейских водах, и они весили больше 1000 тонн.
Строительство галеонов
Для строительства этих чудо-кораблей применялись такие породы деревьев, как дуб и сосна. Дуб шёл на изготовление киля, а сосна была хороша для мачт. Применялись также другие лиственные породы — для обшивки корабля и сооружения нескольких ярусов палуб.
Строительство галеонов было дорогим удовольствием, и на верфях работали мастера самой высокой квалификации. Поэтому корабли часто строили, так сказать, вскладчину. Объединялись купцы, заинтересованные в инвестировании средств в прибыльные проекты. Так что изначально большая часть галеонов были торговыми судами. Но корабли, захваченные у вражеских государств, обычно использовались в военных целях.
Самые известные галеоны
Как и в любой другой отрасли, в морском деле есть свои наиболее знаменитые персонажи: как люди — реальные исторические лица, так и корабли. Перечислим несколько знаменитых галеонов, которые в своё время вызывали восхищение у тех, кто посвятил свою жизнь морю, и у тех, кто в общем, не имел к нему никакого отношения, но не мог остаться равнодушным при виде этих кораблей-красавцев.
- Галеон “Золотая лань” — это корабль знаменитого капера Фрэнсиса Дрейка.

копией » Золотой лани» (спущена на воду в 1577 году)
- Хуан Родригес Кабрильо, португальский исследователь, имел в своём распоряжении во время экспедиции три корабля, один из которых, флагманский, 200-т тонный “Сан-Сальвадор”.

- Adler von Lübeck — это самый большой галеон своего времени, был построен в Ганзейском городе Любек. Водоизмещение 2-3 тыс тонн, длина корабля почти 79 метров.
