ГАЛЕОН

Галеон

Когда мы представляем себе испанский галеон — тип парусных многопалубных кораблей, на которых более 150 лет в Европу из Испанского Мэйна вывозили несметные по тем временам сокровища, нам чудится один из самых романтических кораблей в истории. Эдакое огромное, неповоротливое судно, как их показывают в кино. Которое будто просится, чтобы его захватили пираты. Но настоящие галеоны, однако, были совсем другими! Этот легендарный символ испанской мощи XVI-XVII веков долгое время ассоциировался с пиратами и Непобедимой Армадой.

Испанский галеон — неприступный корабль

В отличие от медлительных и неповоротливых киношных кораблей, настоящие галеоны отличались маневренностью и скоростью. Слово «галеон» появилось в начале ХVI в. Первые такие корабли могли быть и весельными, и парусными. Но к 1540 году это слово прочно закрепилось за небольшим военным парусником на службе испанского короля.

Испанский галеон начала XVII века. Худ. Корнелис Вербеек
Испанский галеон начала XVII века. Художник Корнелис Вербеек

При этом надо сказать, что галеон по сути был кораблём не чисто военным, а военно-транспортным. В этом и было его особое предназначение. Корабль должен был быть вместительным, чтобы перевозить большое количество самого разного груза. И в то же время он всегда должен был быть готов к отражению нападения врага.

В 1536 г. испанцы разобрались, как лучше строить подобные корабли и какое вооружение будет для них наиболее оптимальным. Галеоны превратились в быстрые и мощные суда. Они были идеальны для длительного похода в Испанский Мэйн и защиты от самых крупных пиратских соединений.

С 1570 г. стандартный испанский галеон золотой флотилии весил около 500 тонн и был вооружен 24 бронзовыми пушками, а команда состояла из ветеранов. В военное время в каждую флотилию входило по 4—5 таких кораблей конвоя. Каждый из них превосходил по силе любое французское, голландское или английское военное судно.

Количество человек команды могло доходить и до 500-т. Естественно это касается очень больших кораблей, у которых и пушек на борту было не менее 50-ти, а то и по 80.

Наиболее распространенными пушками на галеонах были кулеврины и полукулеврины (встречается перевод кульеврин и полукульверин).

Бронзовая корабельная кулеврина XVI века

Золотая флотилия был ограблена в первый и последний раз в 1628 г. Главной причиной этого единственного поражения стали недостатки командования. Выявленные в этом бою проблемы с огневой мощью и конструкцией судна были сразу устранены.

И еще 150 лет, считая с середины XVI в. галеон оставался основой военно-морского флота Испании. Соответственно, это была лучшая гарантия того, что король Испании получит свои сокровища в целости и сохранности.

Сколько весили галеоны?

В начале ХVI в. большинство галеонов были небольшими — не более 150-200 тонн. Однако к 1550 г. их масса выросла до 350 тонн. Это произошло из-за увеличения вооружения, ставшего ответом на растущую угрозу со стороны корсаров. Вместе с которой рос и риск нападения на золотые флотилии.

С 1570 г. стандартный испанский галеон золотой флотилии весил около 500 тонн и был вооружен 24 бронзовыми пушками, а команда состояла из ветеранов. В военное время в каждую флотилию входило по 4—5 таких кораблей конвоя. Каждый из них превосходил по силе любое французское, голландское или английское военное судно.

Трехмачтовое судно с квадратной оснасткой на фок-мачте и грот-мачте и боковой оснасткой на бизань-мачте
Трехмачтовое судно с квадратной оснасткой на фок-мачте и грот-мачте и боковой оснасткой на бизань-мачте

К 1670 г. вес галеона доходил до 700 тонy. А в кампании 1588 года вместе с Непобедимой Армадой принимали участие португальские галеоны. Их спроектировали для сражений в европейских водах, и они весили больше 1000 тонн.

Строительство галеонов

Для строительства этих чудо-кораблей применялись такие породы деревьев, как дуб и сосна. Дуб шёл на изготовление киля, а сосна была хороша для мачт. Применялись также другие лиственные породы — для обшивки корабля и сооружения нескольких ярусов палуб. 

Строительство галеонов было дорогим удовольствием, и на верфях работали мастера самой высокой квалификации. Поэтому корабли часто строили, так сказать, вскладчину. Объединялись купцы, заинтересованные в инвестировании средств в прибыльные проекты. Так что изначально большая часть галеонов были торговыми судами. Но корабли, захваченные у вражеских государств, обычно использовались в военных целях.

Самые известные галеоны

Как и в любой другой отрасли, в морском деле есть свои наиболее знаменитые персонажи: как люди — реальные исторические лица, так и корабли. Перечислим несколько знаменитых галеонов, которые в своё время вызывали восхищение у тех, кто посвятил свою жизнь морю, и у тех, кто в общем, не имел к нему никакого отношения, но не мог остаться равнодушным при виде этих кораблей-красавцев.

  • Галеон “Золотая лань” — это корабль знаменитого капера Фрэнсиса Дрейка.
"Золотая лань" (спущена на воду в 1973 году) является полноразмерной 
копией " Золотой лани" (спущена на воду в 1577 году)
«Золотая лань» (спущена на воду в 1973 году) является полноразмерной 
копией » Золотой лани» (спущена на воду в 1577 году)
  • Хуан Родригес Кабрильо, португальский исследователь, имел в своём распоряжении во время экспедиции три корабля, один из которых, флагманский, 200-т тонный “Сан-Сальвадор”.
"Сан-Диего" - точная копия галеона "Сан-Сальвадора", флагманского корабля Кабрильо.
«Сан-Диего» — точная копия галеона «Сан-Сальвадора», флагманского корабля Кабрильо.
  • Adler von Lübeck — это самый большой галеон своего времени, был построен в Ганзейском городе Любек. Водоизмещение 2-3 тыс тонн, длина корабля почти 79 метров.
Модель корабля Adler von Lübeck в Немецком музее Мюнхене
error: Content is protected !!