«Хижина дяди Тома»

В июне 1851 года в американском еженедельнике «Национальная эра», издаваемом сторонниками освобождения негров, начал печататься роман тогда ещё мало кому известной писательницы Гарриет Бичер-Стоу. Роман назывался «Хижина дяди Тома, или жизнь среди униженных». По-английски название пишется так: «Uncle Tom’s Cabin; or, Life Among the Lowly». В марте 1852 года он уже вышел отдельным изданием.

Содержание

Общественный резонанс, вызванный книгой «Хижина дяди Тома»

Впечатление, произведенное «Хижиной дяди Тома» на общественность Соединенных Штатов Америки, было ошеломляющим. За один год роман разошелся невиданным в те времена тиражом — в триста тысяч экземпляров. Страницы многих американских газет, особенно в Южных штатах, запестрели крикливыми статьями. Статьи были полны гнусной ругани по адресу Бичер-Стоу и её произведения.

«Хижина дяди Тома». Титульный лист первого издания 1852 года
Титульный лист первого издания 1852 года

Писательницу обвиняли в клевете, ей грозили судебными преследованиями. С 1852 по 1855 год, то есть в течение всего трех лет, в Америке вышло в свет четырнадцать романов. Авторы их, ссылаясь на право, религию и всевозможные расовые теории, буквально из кожи лезли, силясь доказать, что взгляды Бичер-Стоу противоречат извечным законам общества. Они утверждали, что описываемые ею события фантастичны и неправдоподобны.

Основная идея романа «Хижина дяди Тома»

Невзирая на это, книга «Хижина дяди Тома» приобретала все большую и большую популярность не только в самой Америке, но и далеко за ее пределами. Переведенная на многие европейские языки, книга была восторженно встречена прогрессивными кругами Англии, Франции и Германии. А когда в России в 1858 году со всей остротой встал «крестьянский вопрос», журнал «Современник», издаваемый Чернышевским, Добролюбовым и Некрасовым, разослал ее своим подписчикам в виде специального приложения.

Успех романа Бичер-Стоу был далеко не случайным. Писательница затронула один из наиболее острых и злободневных вопросов своего времени — о рабстве негров в США, об участи миллионов невольников, трагическая история которых на протяжении свыше трех столетий была неразрывно связана с историей самой Америки.

Рабы в ожидании продажи. Ричмонд (Виргиния). Художник Айра Кроу
Рабы в ожидании продажи. Ричмонд (Виргиния). Художник Айра Кроу

Историческая основа романа

Начало работорговли в Америке

Еще в начале ХVI века прибывшие с Колумбом и вслед за Колумбом испанские и португальские любители легкой наживы, не останавливавались перед открытым грабежом и убийством. Но слишком «благородные» для того, чтобы самим обрабатывать захваченные ими территории, они обратили в рабов коренных жителей Центральной и Южной Америки — индейцев. Они заставили их трудиться на своих плантациях. Однако индейцы не оправдали надежд, которые возлагались на них белыми хозяевами. Они не хотели мириться с жестоким владычеством европейских пришельцев и поднимали одно восстание за другим. А каторжный труд от восхода до захода солнца под бичом надсмотрщика, истязания и болезни привели к тому, что индейцы стали быстро вымирать. Так что уже к середине ХVIII века их численность катастрофически пала.

Рост работорговли в XVIII веке

В то же время спрос на рабочую силу на плантациях рос с каждым днем. Тогда-то и возникла мысль заменить «слабых» индейцев более выносливыми и трудоспособными африканскими неграми. Тем более, что после путешествия Васко да Гамы «товар» этот имелся в изобилии и был весьма дешев. Негритянские царьки за несколько ниток бус или бутылку рома охотно продавали в рабство европейцам не только военнопленных из других племен, но и подчас собственных подданных.

Так открылась одна из позорнейших страниц истории человечества — торговля черными рабами. Или, как ее более «поэтично» называли сами торговцы, торговля «черной слоновой костью». Она продолжалась до конца ХIХ века. Из-за этого почти обезлюдили некогда густо населенные области западной и центральной Африки.

Несколько опоздавшие к разделу американского пирога и поэтому вынужденные ограничиться захватом Северной Америки английские колонисты широко использовали опыт своих испанских и португальских соперников. И в 1619 году первые двадцать негров сошли с борта голландского корабля. Они приступили к работе на плантациях южного течения Миссисипи. Точно также, как их собратья трудились на Кубе или на берегах Амазонки. Вся разница заключалась лишь в том, что рабы испанцев и португальцев выращивали сахарный тростник и кофе, тогда как здесь невольникам предстояло возделывать табак и хлопок.

Рабовладение — позорная страница в истории человечества

С этого времени ввоз негров в английские колонии Нового Света непрерывно растет, достигая порой астрономических цифр. Достаточно сказать, что, несмотря на высокую смертность среди рабов-негров и их сравнительно низкую рождаемость, количество черного населения в США к середине ХIX века достигло четырех миллионов человек.

Условия, в которых жило большинство этой огромной армии невольников, зачастую были просто ужасающими.

Известная фотография беглого раба Гордона со следами от плети на спине, 1863 год
Известная фотография беглого раба Гордона со следами от плети на спине, 1863 год

«Наибольшая трудоспособность негра продолжается десять лет, примерно между двадцатью и тридцатью годами его жизни, и, следовательно, надо за это время выжать из него все, что он может дать»

Так говорили американские плантаторы. И они точно следовали этому правилу: редкий негр в их руках доживал до старости. Согласно целому ряду «черных» кодексов, раб-негр не имел права без согласия своего хозяина не только жениться, но даже

  • иметь зонтик
  • приобрести собаку
  • ездить по шоссейным дорогам
  • удить рыбу

и много ещё чего не имел права совершить в жизни раб. Ну так он поэтому и раб, что своей воли практически ни в чём проявить не может.

Война за независимость штатов Северной Америки

Война за независимость штатов Северной Америки против английского господства (1775—1783), закончившаяся победой американцев и принятием ими самой демократической в те времена конституции, очень мало коснулась тех, кого бы, казалось, в первую очередь должна была коснуться. Правда, в ряде Северных штатов рабство было отменено. Но зато на юге страны, то есть как раз там, где была сконцентрирована основная масса цветного населения США, оно полностью сохранилось. Здесь рабы остались рабами. Так что при американских президентах их эксплуатировали не меньше, чем при английских генерал-губернаторах.

Восстания негров

Доведенные до отчаяния негры неоднократно пытались освободиться. Восстания рабов в Южных штатах происходили почти ежегодно. В 1822 году в Южной Каролине под знамена руководителя одного из таких восстаний, негра Дания Веси, стало около девяти тысяч человек. А в 1831 году для подавления восстания Ната Тернера в Виргинии на помощь местным отрядам милиции американское правительство было вынуждено направить крупные силы регулярных войск. Лишь с большим трудом удалось разбить восставших, вооруженных одними топорами и косами.

Гравюра на дереве, иллюстрирующая пленение Бенджамином Фиппсом Ната Тернера (1800–1831) 30 октября 1831 года.
Гравюра на дереве, иллюстрирующая пленение Бенджамином Фиппсом Ната Тернера (1800–1831) 30 октября 1831 года.

Борьба за отмену рабства

Лучшие люди в США не остались в стороне от борьбы негров за свою свободу. В начале ХIХ века в стране возникло мощное движение аболиционистов. В обстановке оголтелого расизма, настолько глубоко пустившего корни в Америке, что он является позором этой страны и по сей день, деятельность первых аболиционистов была не только трудной, но и опасной. Требовался подлинный героизм для того, чтобы в стране, провозглашавшей свободу слова, открыто и во всеуслышание сказать, что «негры должны быть свободны».

Так, известный журналист Гаррисон, основавший в 1830 году аболиционистскую газету «Либерейтор» («Освободитель»), которая просуществовала тридцать пять лет, вплоть до окончания гражданской войны в США и формального освобождения негров, в 1835 году был зверски избит толпой рабовладельцев. Его тащили его с веревкой на шее по улицам Бостона, и он лишь чудом спасся. Менее счастливым оказался другой поборник освобождения негров, журналист Элайджа Пэриш Лавджой. Он был застрелен агентами рабовладельцев в 1837 году.

Эпплтонс Лавджой Элайджа Пэриш

Но аболиционисты не сдавались. Тот же Гаррисон, мужественно продолжавший свою деятельность. Крупнейший американский поэт Лонгфелло, выступивший в 1841 году со своими «Песнями о рабстве». Видный публицист Вендель Филипс, Уиттьер и другие наносили рабству удар за ударом. Не ограничиваясь выступлениями в печати, аболиционисты содействовали побегам негров от своих господ в Северные штаты и в Канаду. Для этого организовывались многочисленные пункты, где беглецы получали питание, одежду, а иногда и деньги. Сеть этих пунктов получила название «подземной железной дороги».

Конфликт между Севером и Югом

Бурный рост промышленности в Северных штатах и заинтересованность предпринимателей в свободной наемной рабочей силе придают деятельности аболиционистов еще больший размах. С другой стороны, хищнически обрабатываемые устарелыми методами земли Южных штатов истощаются. Что толкает плантаторов на борьбу за захват новых территорий под посевы хлопка.

Постепенно нарастает конфликт между Северными и Южными штатами. Северяне выступают поборниками вольного труда и обвиняют южан в дикости и отсталости. Последние энергично защищаются, утверждая (и в некоторых случаях не без основания), что жизнь вольнонаемных рабочих на промышленных предприятиях Севера подчас хуже, чем жизнь рабов на плантациях Юга.

Позиция американского духовенства в вопросе рабовладения

По вопросу о рабстве раскололось на два враждебных друг другу лагеря американское духовенство всех мастей. В то время как священнослужители, вспоминая библейского Ноя, проповедовали, что потомки его сына Хама (то есть негры), за непочтительное отношение их предка к своему отцу, волей самого господа бога обречены быть рабами потомков двух других, почтительных сыновей этого же библейского патриарха — Сима и Иафета (есть белых), другие священники яростно изобличали рабовладельцев и требовали, чтобы негры были освобождены.

Закон о беглых рабах 1850 года

К 1850 году Южным штатам удалось протащить в правительстве США закон о беглых рабах, по которому каждый убежавший негр, где бы и когда бы он ни был найден, подлежал возврату своему хозяину, а лица, укрывавшие его, строго наказывались. Закон о беглых рабах вызвал настоящую бурю в Северных штатах.

Немедленно за его изданием Гаррисон на многолюдном собрании публично сжег конституцию США, объявив ее «договором со смертью и соглашением с дьяволом». А спустя еще полтора года вся Америка заговорила о книге, которую аболиционисты назвали своим лучшим оружием против рабовладельцев. Этой книгой была «Хижина дяди Тома», а ее автором — Гарриет Бичер-Стоу.

хижина дяди тома
«Хижина дяди Тома»

Краткое содержание романа «Хижина дяди Тома»

Том попадает к Гейли

Некто Шелби, проигравшись на бирже, хочет продать своего взрослого раба Тома и мальчика Гарри. Мать Гарри, Элиза, которая узнала об этом, рассказала Тому. И вместе с со своим сыном сбежала. Она ушла к людям, которые помогают неграм обрести свободу – к аболиционистам. Её муж, Джордж Гаррис, также сбегает. Он мулат, ему это сделать легче.

Гейли  — работорговец, который и хотел купить Тома и Гарри — договаривается с Томом Локкером о поимке сбежавших. Джордж вступает в схватку с людьми Локкера. В итоге Джорджу и его семье удаётся попасть в Канаду, куда стремились большинство негров из Америки, так как там негры становились свободными.

А негр Том, добрый, искренне верящий, набожный человек, смиряется. Понимая, что  хозяин его, Шелби, будет просто разорён, он не сбегает, остается. И вместе с партией рабов новый владелец работорговец Гейли отправляет его на Юг.

Дядя Том и маленькая Ева  (англ.)рус., картина Эдвина Лонга, 1866
Дядя Том и маленькая Ева (англ.)рус., картина Эдвина Лонга, 1866

Том спасает дочь Сен-Клера

Во время путешествия на корабле Том спас дочь Сен-Клера — Евангелину, или Еву. И благодарный отец выкупает Тома у Гейли. Так Том попадает в дом к Огюстену Сен-Клеру и становится кучером. Новый хозяин Тома ненавидит рабство и относится к своим рабам по-человечески. Приехавшей к нему двоюродной сестре Офелии Огюстен дарит Топси, девочку очень непоседливую, которая Офелия задумала воспитывать.

У нового хозяина Легри. Смерть Тома

Однако, безмятежной жизни Тома у нового хозяина приходит конец. Умирает спасённая Томом дочь Сен-Клера Евангелина. Сам Сен-Клер погибает от случайного ранения в баре. Его супруга, не разделявшая взглядов мужа на рабовладение, продаёт несколько принадлежащих ей негров и Тома в том числе с аукциона.

Продажа рабов на аукционе. Иллюстрация к роману «Хижина дяди Тома»
Продажа рабов на аукционе. Иллюстрация к роману «Хижина дяди Тома»

Том попадает к Саймону Легри, планирующего использовать его как надсмотрщика на своей плантации. Но добрый Том, не приемлющий насилия, отказывается.

Касси, одна из невольниц, рассказывает Тому историю своей жизни. Её муж умер и она вместе с сыном и дочерью были проданы.  Она была любовницей Легри. Выйдя во второй раз замуж, Касси отравила своего малыша.

Она советует Тому убить Легри, потому, что злой хозяин готов любого раба замучить за малейшее непослушание. После чего бежать с его деньгами в Канаду. Том не соглашается. Тогда Касси и ещё одна невольница инсценируют побег, а сами просто прячутся на чердаке. Легри отдает приказ избить Тома за отказ подчиниться, и надсмотрщики делают это. Том умирает.

Касси помогает дяде Тому после его избиения Легри. Полностраничная иллюстрация Хэмматта Биллингса к первому изданию «Хижины дяди Тома» (1852)
Касси помогает дяде Тому после его избиения Легри. Полностраничная иллюстрация Хэмматта Биллингса к первому изданию «Хижины дяди Тома» (1852)

Судьба других главных героев романа

Сын Шелби – Джордж —  хочет найти Тома с целью его выкупа. Но находит уже при смерти после того, как Тома избили по приказу Легри. Он избивает Легри, который умрет впоследствии от запоя, вызванного посещением его «привидением» Касси.

Джордж Шелби знакомится с Касси и ещё с одной женщиной, мадам де Ту, бывшей когда-то рабыней —  это сестра Джорджа Гарриса. Герои находят сбежавшего Гарриса в Канаде. Джордж получает образование и затем уезжает в Африку со всей семьёй. В конце романа Шелби отпускает на свободу всех своих рабов.

Анализ романа «Хижина дяди Тома»

Несложная по композиции, написанная простым, доходчивым языком и поэтому одинаково понятная и взрослым и детям, увлекательная, порой даже захватывающая по сюжету, «Хижина дяди Тома» сразу же стала одной из любимейших книг простых людей. Главное достоинство книги Бичер-Стоу заключалось в ее изумительной искренности и правдивости. В подлинной, всепокоряющей жизненности описываемых образов и событий. Это искупало и ее отдельные недостатки. Это объясняло и то, что герои Бичер-Стоу как бы вышли из повиновения своему творцу. Они стали проводниками идей, в корне чуждых самой писательнице.

Главный герой — негр Том

Центральный персонаж романа негр Том. Он примерный христианин, прощающий своих врагов и заботящийся только о спасении души. Тот, кому отданы все симпатии и вся любовь автора, не возбуждает в читателе иного чувства, кроме жалости. Хотя Бичер-Стоу и видела в нем идеал, к которому должен стремиться всякий верующий человек.

«Хижина дяди Тома». Иллюстрация. Умирающий Том.
Умирающий Том

Безропотно покоряющийся судьбе многострадальный Том в итоге погибает, так и не дождавшись милосердия палача-хозяина. Бесспорно, что Бичер-Стоу считала такую смерть наидостойнейшей для христианина. Но тем не менее миллионы людей, читавшие её роман, воспринимали его не как проповедь смирения перед насилием. А как проповедь борьбы с ним.

Элиза, Джордж и другие положительные персонажи романа «Хижина дяди Тома»

С другой стороны, есть активные положительные герои, которые вызывают невольное восхищение. Они как бы призывают каждого следовать их примеру.

  • Элиза, рискующая жизнью ради спасения от рабства своего ребенка,
  • муж Элизы Джордж, с оружием в руках прокладывающий дорогу к свободе для себя и своей семьи,
  • гордая и смелая Касси, мстящая извергу Легри и самоотверженно помогающая подруге по несчастью перебраться в Канаду

Человеку, незнакомому с религиозной философией Бичер-Стоу, может даже показаться, что писательница прямо-таки поднимает негров на вооруженную борьбу за свободу. Видя в ней единственный путь к их спасению. И Касси, и Джордж, и Элиза, — одним словом, все те, кто смело отстаивает свои права на жизнь, в конечном счете добиваются успеха.

Несмотря на обилие персонажей в романе, каждый из них, какая бы малая роль ему ни отводилась, самобытен. Каждый наделен одному ему свойственными, яркими, запечатляющимися чертами характера. Тут и маленькая Топси, и негр Сэм, и хозяин Джорджа. И квакеры, помогающие Элизе скрыться от преследования, и многие другие.

Отрицательные персонажи романа «Хижина дяди Тома»

Удались писательнице отрицательные персонажи романа:

  • «добрый» мистер Шелби, который из боязни разорения обрекает на страдания преданных ему людей, охотник за беглыми неграми
  • Мэркс, омерзительнейшие фигуры торговцев живым товаром
  • как бы венчающий всю эту плеяду негодяев, символ рабовладельческого строя, чудовищный Легри, на плантациях которого негры не живут более трех лет

Значение романа «Хижина дяди Тома»

Немудрено, что для простого народа «Хижина дяди Тома» звучала революционно. Неудивительно, что и в середине XX столетия, когда прошло уже более ста лет после ее первого издания, она не утратила этого своего звучания. И тогда ещё в США негры были далеко не равноправны. И тогда разные легри и мэрксы в капюшонах ку-клукс-клана устраивали негритянские погромы. Даже не давали детям «цветных» посещать школы. А нередко и просто убивали лучших представителей негритянского народа с помощью пресловутого суда Линча.

Вот почему роман «Хижина дяди Тома» не просто исторический документ, — он помогает понять, что происходит в Америке в наши дни, перед нашими глазами. Книга Бичер-Стоу дорога нам и несет свою благородную службу поныне.

Так случилось и с некоторыми другими идейными установками Бичер-Стоу. Они в романе превратились в свою прямую противоположность. Желая запугать рабовладельцев восстанием угнетенных ими негров, писательница, которая, кстати говоря, больше всего боялась всякого насилия, заставляет одного из своих героев, аристократа Сен-Клера, провозгласить целую программу такого восстания, восстания всех эксплуатируемых против эксплуататоров.

А борясь с теми священнослужителями, которые поддерживали и защищали позорный институт рабства, религиозная Бичер-Стоу вкладывает в уста другого героя «Хижины» — Джорджа слова гневного обличения религии вообще, как оружия господ против нищих и обездоленных.

error: Content is protected !!