Некрасов Николая
- Биографии писателей, Тайна личности, Человек

Николай Некрасов: писатель — певец горестей народных

Содержание

    Если не знать биографию этого писателя, а только судить по его произведениям, то может показаться, что Николай Алексеевич Некрасов – выходец из народа. Ведь почти все его книги посвящены тяжелой доле крестьян, жестокости помещиков, сложной судьбе бедного человека. Однако на самом деле Николай Некрасов происходил из дворянской семьи и большую часть жизни жил зажиточно. Чтобы понять, как же так получилось, стоит изучить биографию этого талантливого автора, ставшего классиком русской литературы. 

    Николай Некрасов - портрет кисти Константина Маковского. 1856. Государственная Третьяковская галерея. Источник: culture.ru
    Николай Некрасов — портрет кисти Константина Маковского. 1856. Государственная Третьяковская галерея. Источник: culture.ru

    Родительская семья

    Отец будущего писателя был военным, происходил из довольно знатной дворянской семьи, но был не вполне обеспеченным человеком: от своего отца вместе с фамилией он унаследовал долги и страсть к карточным играм. Прадед и дед писателя практически все фамильное состояние, которое было весьма солидным, проиграли. А отец продолжил эту «славную традицию» и часто спускал в карты крупные суммы денег.

    Кроме всего прочего, отец будущего писателя Алексей Сергеевич был довольно вспыльчивым человеком, любил крепко выпить, был неравнодушен к «слабому полу» и обожал всевозможные расправы: начиная с охоты и заканчивая поркой и иным наказанием крепостных крестьян. Хотя ряд исследователей жизни Некрасова также указывают, что при всем при этом отец поэта был образованным человеком, увлекался литературой и даже сам сочинял стихи, и именно от него несколько сыновей, включая Николая, переняли стихотворный талант. (Кстати Некрасов-старший до конца жизни выписывал журнал «Современник», издаваемый сыном).

    Также почти во всех исследованиях упускается тот факт, что поручик Алексей Некрасов прошел всю Отечественную войну 1812 года, а трое его братьев (родные дяди писателя) погибли в один день в сражении при Бородино.

    О матери писателя сохранилось очень мало сведений. Чаще всего сообщается, что Елена Андреевна (в девичестве Закревская) была очень красивой, образованной, утонченной девушкой, происходившей из семьи богатого арендатора. По некоторым сведениям, ее звали Александрой, но чаще исследователи биографии Некрасова встречали имя Елена. Родители девушки были категорически против этого брака: малообеспеченный грубоватый армейский офицер Некрасов был явно не пара их утонченной дочери. Но, по какой-то причине, Елена Андреевна сама хотела этого союза и в 1817 году без согласия родителей вышла замуж за Алексея Некрасова.

    Иван Крамской. Портрет - Николай Некрасов. 1877. Государственная Третьяковская галерея.
    Иван Крамской. Портрет — Николай Некрасов. 1877. Государственная Третьяковская галерея

    Атмосфера семьи

    Бесконечные мытарства крепостных крестьян, часто происходившие просто из-за самодурства их помещика, оставили неизгладимый след в душе Николая и стали основой его будущего творчества. Николай вспоминал, что лет с десяти отец брал его с собой, когда ездил выбивать долги у крестьян, а также на разные судебные разбирательства, документы к которым часто заполнял именно сын Николай.

    Уже тогда в душе поэта зародилась ненависть к любому унижению человеческого достоинства, высшим и наихудшим проявлением которого он считал крепостное право. Но, как мы увидим в будущем, часть негативных черт характера вольно или не вольно передались сыну от отца. И Николай Некрасов, случалось, повторял те поступки родителя, которые сам же яростно осуждал.

    Фотопортрет Н. А. Некрасова. Автор Левицкий, Сергей Львович

    Учеба

    Николай был третьим из четырнадцати детей. Первоначальное образование он получил дома, а в 11 лет был устроен в ярославскую гимназию. Однако учился он из рук вон плохо, за поведение получал выговоры, в том числе за то, что составлял смешные четверостишия про учителей.

    Когда Николаю исполнилось 17, отец, мечтавший, что сын пойдет по его военным стопам, отправил юношу в Петербург для определения того в дворянский полк. Но отпрыск, приехав в столицу, понял, что военная служба – это не то, чего хочет его душа. Молодой Некрасов тянулся к литературе и мечтал получить высшее образование. Узнав об этом, Алексей Сергеевич пришел в ярость и поставил сыну ультиматум: либо тот поступает на военную службу, либо лишается всякой финансовой помощи от семьи. Юноша выбрал второй вариант.

    В итоге Николай Алексеевич вступительный экзамен в университет не выдержал и смог устроиться только вольнослушателем. Однако, все время вне учебных классов он проводил в поисках заработка. Годы учебы (1839-1841) стали самыми тяжелыми для поэта: он перебивался с хлеба на воду, а временами у него в самом прямом смысле не было ни копейки, из-за чего юношу выгоняли из съемных комнат, и он был вынужден ночевать в приютах для нищих. Однако даже такие лишения не заставили Некрасова переменить свое решение или обратиться к отцу за помощью.

    Первые попытки

    Постепенно Николай Алексеевич смог выправить свое материальное положение. Сначала он зарабатывал тем, что составлял письменные жалобы для представителей низших слоев общества Петербурга, по 15 копеек за один экземпляр. Потом начал писать стихи и сказки, которые выходили в виде лубочных книг, а также печатались в петербургских газетах. Также молодой человек давал частные уроки и сочинял пьесы для Александрийского театра.

    Титульный лист «Петербургского сборника», 1846 г.

    В 1840 году молодой поэт собрал все свои стихи и решил выпустить сборник. Он отнес рукопись В.А. Жуковскому. Мэтр, прочитав, выбрал только два стихотворения, остальные же посоветовал публиковать под псевдонимом, объяснив свой совет так: «Позднее вам будет стыдно за этот сборник, потому что вы непременно будете писать гораздо лучше, чем сейчас!», признав тем самым несомненный талант поэта. Сборник стихов и в самом деле плохо раскупался, на него вышли негативные рецензии, и Николай Алексеевич в расстроенных чувствах выкупил сам почти весь тираж и сжег. Но писать стихи не престал.

    Н. А. Некрасов и И. И. Панаев у больного В. Г. Белинского. Художник А. Наумов, 1881

    Издательская деятельность. «Современник» и «Свисток»

    40-е годы стали началом издательской деятельности для Некрасова. В этой сфере поэт показал себя настоящим профи. Он наладил выпуск нескольких альманахов, а в конце 1846 года вместе со своим другом прозаиком Иваном Панаевым взял в аренду знаменитый журнал «Современник», основанный еще А.С. Пушкиным. При Некрасове журнал пережил расцвет: он дал дорогу многим начинающим авторам, которые позднее стали ведущими писателями того времени: Ивану Гончарову, Ивану Тургеневу, Александру Герцену, Федору Достоевскому, Михаилу Салтыкову-Щедрину и другим.

    Цензурный комитет. Редакторы журналов отстаивают свои статьи (1 — Н.А.Некрасов; 2 — В.С.Курочкин; 3 — С.С.Громека; 4 — М.М.Достоевский). Карикатура сатирического журнала «Искра», 1862, №32. Автор Степанов, Николай Александрович

    Сам Некрасов также постоянно печатал свои произведения: стихи, прозу, публицистику и критические статьи. Некрасову, за годы своего руководства изданием, удалось преобразовать его в главный литературный журнал России и прибыльное предприятие, несмотря на постоянное преследование цензорами.

    Обложка журнала Современник

    Журналу пришлось пережить тяжелые времена жесткой цензуры: с 1848 по 1855 годы запрету подвергалось практически все. Николай I был напуган Французской революцией и не хотел допустить подобных событий в России, поэтому цензура ужесточилась.  Главному редактору, чтобы заполнить номер, приходилось печатать легкие литературные сочинения. Так появились на свет приключенческие романы «Мертвое озеро» и «Три страны света», которые Николай Алексеевич написал вместе со своей гражданской женой Авдотьей Панаевой.

    После смягчения цензуры пришла новая проблема: авторы «Современника» по-разному видели развитие литературы. Так называемое либеральное дворянство — Иван Тургенев, Лев Толстой и другие — настаивало на реализме и эстетике в литературе. А демократы предлагали сосредоточится на сатирическом направлении, чтобы высмеять все пороки российского общества.

    Некрасов и Панаев. Карикатура Н. А. Степанова. «Иллюстрированный альманах», запрещенный цензурой. 1848. 

    Специально для последних Некрасов вместе с Николаем Добролюбовым основал приложение к «Современнику» – сатирический журнал «Свисток». Постоянными авторами «Свистка» были Иван Панаев, Николай Чернышевский, Михаил Салтыков-Щедрин, Алексей Толстой. Сам Некрасов также был блестящим сатириком. Однако в 1863 году приложение «Современника» было закрыто. В этот период Николай Некрасов создает невероятные по силе и накалу произведения: «Поэт и гражданин» (1856), «Размышления у парадного подъезда» (1858) и «Железная дорога» (1864).

    «Обязательные литераторы»: постоянные сотрудники «Современника» Панаев, Некрасов, Григорович, Тургенев, Островский и Л. Толстой несут в журнал свои сочинения (шарж, 1857). Автор Pavel Biriukov
    «Обязательные литераторы»: постоянные сотрудники «Современника» Панаев, Некрасов, Григорович, Тургенев, Островский и Л. Толстой несут в журнал свои сочинения (шарж, 1857). Автор Pavel Biriukov

    Ода генералу Муравьеву

    Но в апреле 1866 года произошло событие, которые навсегда подорвало репутацию Н. Некрасова как революционного демократа и честного человека. Николай Алексеевич, вероятно пытаясь сохранить свой журнал, на обеде в Английском клубе публично прочитал «Оду генералу Муравьеву», в которой прославлял генерала, призывая власть поскорее расправиться со всеми революционерами.

    Необходимо пояснить, что граф Михаил Николаевич Муравьев-Виленский прославился тем, что провел ряд жестоких репрессий над всеми антимонархически настроенными представителями дворянства и интеллигенции после покушения на Александра II. Достаточно сказать, что за глаза его называли «Муравьевым-вешателем» и «Муравьевым-палачом».

    Такого от редактора самого передового журнала России не ожидал никто, от него отвернулись многие товарищи, включая сотрудников редакции. Но даже этот шаг не помог сохранить журнал – в 1866 году «Современник» императорским указом был закрыт. Однако репутация Некрасова была безнадежно испорчена – в литературных кругах до конца жизни многие относились к нему с презрением.

    Медаль о двух сторонах

    Многие исследователи биографии писатели считают, что он поддался всеобщей панике, вызванной репрессиями. Но в то же время близко знавшие его люди писали, что на самом деле в Николае Некрасове как будто бы жили два совершенно разных человека: один – со всей искренностью переживал о народе и стремился облегчить его участь, а другой всегда поступал исключительно для своей выгоды, невзирая на моральную сторону выбираемых им способов. 

    Также многие писатели и поэты столкнулись с тем, что Некрасов буквально спекулировал и откровенно наживался на своих собратьях по литературному цеху. Например, он выкупил у И. Тургенева «Записки охотника» за тысячу рублей и тут же перепродал их другому издателю за 2500 рублей. И так происходило с другими авторами. Поэтому многие из них поражались, когда читали его сочинения: как этот «барышник», человек с «куриной душой», у которого «одни деньги на уме» мог писать такие глубокие произведения, пронизанные сочувствием народной горькой доле?!

    Но больше всего претензий Н. Некрасову предъявлялось в том, что он сам не верил в то, за что призывал бороться в своих книгах. В стихах он ужасался медвежьей охоте – но сам был заядлым охотником, ходившим и на медведя, и на лося. Он с негодованием описывал существование в Петербурге «Обжорного общества», тогда как в деревнях мрут от голода бурлаки, но в то же самое время сам состоял в этом «Обжорном обществе», объедаясь и обпиваясь там наравне со всеми. Он горевал о горькой участи крестьян и при этом построил винокуренный завод, где условия труда и жизни рабочих было просто адскими.

    Н. А. Некрасов, 1865 год. 1865, Альбом Августейших особ и лиц известных в России, автор Шарлеман

    Позднее К. И. Чуковский, тщательно изучавший биографию писателя, выразил мнение, что Некрасов вовсе не был обманщиком в своем творчестве, просто это был «слабый человек, к тому же аферист по натуре, который не мог совладать с этой своей низменной стороной».  Кстати эту двойственность признавал в себе и сам писатель:

    «Во мне было всегда два человека – один официальный, вечно бьющийся с жизнью и с тёмными силами, а другой такой, каким создала меня природа», – писал он в письме своему товарищу.

    Учитывая все вышесказанное, как тут не вспомнить батюшку писателя с его скверным характером и дурными наклонностями, которого Николай Алексеевич так осуждал, но на которого, тем не менее, стал до боли похож с возрастом…

    Николай Ге. Портрет Николая Некрасова. 1872. Государственный Русский музей. 

    «Кому на Руси жить хорошо?»

    После закрытия «Современника» Некрасов взял в аренду и возглавил другой популярный журнал того времени — «Отечественные записки». Также в эти годы он активно и плодотворно работал над одним из главных своих произведений: «Кому на Руси жить хорошо». В общей сложности работа над поэмой длилась 14 лет.

    Однако писатель и за этот срок не успел воплотить в полной мере свой замысел, помешала ему в этом тяжелая болезнь, развившаяся у него в последние годы. Изначально автор задумывал произведение из семи или восьми частей, но в итоге получилось четыре, и финал последней части он отставил открытым.

    Николай Алексеевич ненавидел крепостное право. Однако его отмену в том виде, в котором она произошла в 1861 году его тоже не обрадовала:

    Распалась цепь великая!
    Распалась и ударила
    Одним концом по барину,
    Другим — по мужику!

    На его взгляд, наиболее безболезненный и эффективный выход крестьян из сетей крепостного права был бы в становлении крепкого индивидуального хозяйства, фермерства и, конечно же, в образовании – политическом и культурном – русского крестьянина.

    Николай Некрасов — последние годы жизни

    В 1875 году Николай Алексеевич тяжело заболел. Врачи диагностировали у него рак кишечника. Два последующих года были невероятно мучительными для писателя. Сколько мог, он продолжал работать, но часто не мог этого делать из-за сильных болей. Специально к нему был вызван известный австрийских хирург, который провел операцию. Но даже это не помогло, и в конце декабря 1877 года Некрасов умер.

    Н.А. Некрасов в период «Последних песен» (картина Ивана Крамского, 1877-1878). Третьяковская галерея

    Несмотря на неоднозначную репутацию писателя, проводить его в последний путь пришло несколько тысяч человек. Это были настоящие «народные похороны»: рабочие и крестьяне искренне считали, что Некрасов – народный поэт, и во время надгробной речи толпа поправила Ф.М. Достоевского, назвавшего Некрасова третьим поэтом после Пушкина и Лермонтова: «Выше, выше Пушкина! Первый поэт!». Хотя, конечно, с этим высказыванием согласились далеко не все.

    Памятник на могиле на кладбище Новодевичьего монастыря. Лит. 1902 г.

    Личная жизнь Некрасова

    А.Я. Панаева

    Эта сфера жизни писателя также была весьма непростой и неоднозначной. Более 16 лет длились его отношения с Авдотьей Яковлевной Панаевой. Их странность заключалась в том, что почти на всем протяжении этой связи Авдотья Яковлевна оставалась женой лучшего друга Н. Некрасова Ивана Панаева, и некоторое время это трио даже жило под одной крышей. Хотя справедливости ради нужно сказать, что супруг Авдотьи Яковлевны не отличался верностью и достаточно скоро после свадьбы их брак стал чисто формальным.

    В целом А.Я. Панаева пользовалась большим уважением в обществе, она была знакома со всеми ведущими писателями современности и устраивала у себя дома литературные салоны. К тому же она была невероятно хороша внешне. У многих писателей второй половины XIX века сохранились об этой женщине самые теплые и уважительные воспоминания.

    В соавторстве с Некрасовым Авдотья Яковлевна написала два приключенческих романа, а также печаталась самостоятельно под псевдонимном Н. Н. Станицкий. Роман с Некрасовым закончился в 1962 году, но поэт помнил и любил А. Панаеву до конца жизни. 

    Авдотья Панаева. Автор Кирилл Антонович Горбунов (1815-1893)
    Авдотья Панаева. Автор Кирилл Антонович Горбунов (1815-1893)

    Селина Лефрен

    Непродолжительные отношения были у Некрасова с француженкой Селиной Лефрен. Они вместе отдыхали на заграничных курортах и писатель, благодаря этим отношениям, смог оправиться от расставания с Панаевой. Селина была актрисой театральной труппы, отличалась легким характером и веселым нравом. И хотя эти отношения были непродолжительными, писатель с теплотой вспоминал свое французское увлечение и даже упомянул С. Лефрен в своем завещании, оставив ей десять тысяч рублей.

    Селина Лефрен, возлюбленная Н. Некрасова. Источник: «Степина М. Ю. Некрасов и Селина Лефрен-Потчер: Комментарии к реконструкции эпизода биографии // Некрасовский сборник. — СПб.: Наука. — Т. XIV. — С. 182. — 288 с.». Фото из Государственного Литературного музея, около 1863-го года.

    Зинаида

    Последние годы Николя Алексеевича скрасила его последняя любовь, которой стала простая деревенская девушка Фекла Викторовна. От рождения она была наречена Феклой Анисимовной, но после венчания с Некрасовым поэт «переименовал» супругу в Зинаиду Николаевну. Разница в возрасте супругов составляла более двадцати лет. Николай Алексеевич водил девушку по концертам, театрам и выставкам, восполняя недостаток образования. Зина заучивала и декламировала его стихи и, конечно же, восхищалась своим мужем. Именно она ухаживала за Некрасовым во время его болезни вплоть до смерти поэта.

    Зинаида Николаевна Некрасова (1847-1914) — супруга русского поэта Николая Алексеевича Некрасова

    Карты в жизни Некрасова

    Нельзя не упомянуть также тот факт, что наследственная страсть к карточной игре не обошла стороной Николая Алексеевича. Он всю свою жизнь был заядлым картежником. Единственное, в отличие от деда и отца, он всегда играл на строго ограниченные суммы. То есть писатель выделял себе некий лимит, выше которого никогда не ставил. Эта сумма могла доходить до 20 тысяч рублей в год.

    Но, надо сказать, он был чертовски везучим, умным и расчетливым игроком и почти всегда выигрывал. Он сколотил целое состояние на карточных выигрышах, благодаря чему вернул свое родовое имение Грешнево, в котором прошло его детство и которое потом проиграл его дед. Также благодаря карточным выигрышам он покрывал часть расходов на содержание «Современника».

    Эпилог

    Биография Н.А. Некрасова действительно вызывает противоречивые чувства. Во многом личные качества поэта мешали современникам по достоинству оценить его литературное творчество. Но если отвлечься от личности поэта, то, несомненно, его произведения и по содержанию, и по форме стоят на небывалой высоте. По сути, Некрасов чуть ли не первым в пореформенной России создал произведения, посвящённые рабочему классу, жизни крестьян и в целом реальной жизни всей страны. Его творчество оказало большое влияние на дальнейшее развитие русской и советской литературы.

    Поделиться новостью в Соцсетях:
    •  
    •  
    •  
    •  
    •  
    •