Содержание
Происхождение, семья
Гарриет Бичер-Стоу, урожденная Гарриет Бичер, родилась в 1811 году в городе Личфильде, штата Коннектикут. Девочка появилась на свет в семье известного проповедника и богослова Лаймена Бичера. Профессия Бичера и дух религиозного фанатизма, царивший в его доме, оказали большое влияние на будущую писательницу и на её братьев. Многочисленные братья Гарриет все стали священниками.
К чести Лаймена Бичера, его религиозные убеждения не мешали ему принимать активное участие в общественной жизни страны и быть искренним и последовательным сторонником освобождения негров. В 1831 году семья Бичеров переселилась в город Цинциннати, столицу штата Огайо. Город расположен в непосредственной близости от границ рабовладельческих Южных штатов. И дом Бичеров стал одной из станций так называемой «подземной железной дороги», по которой беглые негры пробирались дальше на север.
Первые произведения Гарриет Бичер-Стоу
Первый литературный труд, написанный ею еще в школьные годы, был трактат под громким названием: «Может ли бессмертие души быть доказано на основании естественных данных?» Отметим, что Гарриет было тогда всего двенадцать лет. Годом позже она уже начинает и сама преподавать в женской школе. Надо сказать, что школу эту основала её старшая сестра, Екатерина Бичер.
Повседневно встречаясь здесь с недавними невольниками, еще носившими на своей спине и плечах незажившие рубцы от бичей и палок надсмотрщиков, и выслушивая их рассказы о перенесенных страданиях, Гарриет постепенно накопила богатейший материал об условиях жизни черного населения в Америке. Впоследствии она использовала эти данные в своей книге. В эти же годы она выходит замуж за священника Стоу. В «Дамском журнале Годи» (Godey’s Lady’s Book) появляются ее первые очерки и рассказы, связанные с воспоминаниями о ее родных краях, Новой Англии.
Уже эти ранние произведения Бичер-Стоу носили отпечаток несомненного дарования. Но сама писательница не придавала им серьезного значения. Несколькими годами позже (в 1843 г.) в сборнике «Майский цветок» Бичер-Стоу в не лишенных юмора сценках воспроизводит быт и правы коннектикутских фермеров. Там же она помещает отдельные автобиографические наброски: «Испытания домашней хозяйки» и «Путешествие по каналу». А также заметки «О вреде пьянства, пользе благотворительности и необходимости соблюдения «дня субботнего»».
История создания романа «Хижина дяди Тома»
В 1850 году вышел закон о беглых рабах. Издатели «Национальной эры» обратились к Гаариет Бичер-Стоу с просьбой написать повесть о положении негров-рабов в Америке. Они не ошиблись в выборе. Против ожидания самой писательницы, ее предполагаемая повесть превратилась в целый ромам, который по своей реалистичности и художественной силе намного превзошел все другие произведения, написанные на ту же тему.
«Скажем спасибо закону о беглых рабах, — писал Уиттьер Гаррисону в 1852 году. — Лучше было бы для рабовладельцев, если бы закон этот никогда не издавался: ведь он подал повод к созданию «Хижины дяди Тома»».
Джон Гринлиф Уиттьер
Подобную характеристику никак нельзя назвать преувеличенной. По общему признанию, роман Бичер-Стоу способствовал распространению аболиционизма больше, чем все статьи многочисленных политических журналистов. Немалую роль сыграл роман «Хижина дяди Тома» и в разгоревшейся спустя девять лет после ее издания войне Севера и Юга за освобождение негров. Президент Авраам Линкольн на одном из приемов обратился к Бичер-Стоу с такими словами:
«Так это вы — та маленькая женщина, которая вызвала эту большую войну?»
Авраам Линкольн
Дальнейшая судьба Гарриет Бичер-Стоу
50-е годы, поездка в Европу
В 1856 году выходит в свет ее роман «Дред, повесть о Проклятом Болоте». Он посвящен, как и «Хижина дяди Тома», жизни негров. Многие социальные вопросы поставлены в этом романе значительно острее, чем в «Хижине дяди Тома».
Герой романа, негр Дред, уже не молится за своих врагов, как это делает дядя Том. Он подготовляет восстание против плантаторов. Оно уже подготовлено и вот-вот должно разразиться. Однако писательница и здесь остается верна себе: подобное решение негритянского вопроса ее явно не устраивает. Дред гибнет, так н не осуществив своих намерений. А прогрессивный плантатор Клейтон, бессильный противостоять существующим порядкам, вынужден переселиться вместе со своими неграми в Канаду, где и отпускает их на свободу.
Творчество в 60-е годы
В 1862 году Бичер-Стоу пишет повесть из жизни рыбаков штата Мэн — «Жемчужина острова Орр». А в 1869 году — «Подлинную историю жизни леди Байрон». В этом произведении писательница использовала ряд довольно сомнительных фактов, сообщенных ей в личной беседе леди Байрон. Исходя из своих пуританских взглядов, она не постеснялась довольно грубо обойтись с памятью великого английского поэта. И это вызвало энергичные протесты общественности в Англии и других европейских странах. Поэтому то уважение, которым там пользовалась Бичер-Стоу, как автор «Хижины дяди Тома», было в значительной степени поколеблено.
Другие произведения Гарриет Бичер-Стоу
Бичер-Стоу до своей смерти (в 1896 году) написала еще ряд произведений, как-то:
- «Ольдтаунские старожилы» (1863)
- «Моя жена и я» (1871)
- «Мы и наши соседи» (1875)
- «Жители Поганука» (1877)
В них были и колоритные образы, и разбирались отдельные важные вопросы (например, коррупция буржуазной печати и женский вопрос). Но ни одно из них не пользовалось и сотой долей популярности «Хижины дяди Тома». С этим романом Бичер-Стоу вошла в мировую литературу. Он один принес ей славу, принес благодарность читателей. И оценили её прежде всего как страстную поборницу гуманности и справедливости.