Содержание
- 1 Феномен Андрея Платонова
- 2 Андрей Платонов. Магический реализм
- 3 Короткое детство Андрея Платонова
- 4 Платонов — учеба, работа и война
- 5 Надежда и разочарование
- 6 Художественный мир Платонова
- 7 Платонов и война
- 8 Семья писателя
- 9 Андрей Платонов и его личная трагедия
- 10 Память
- 11 Оценка творчества Андрея Платонова
Феномен Андрея Платонова
Судьба Андрея Платоновича Платонова оказалось нелегкой, словно заранее подготовив для него множество испытаний. И этот тяжелый жизненный опыт отразился в его творчестве. Платонова нельзя назвать писателем, которым зачитываются взахлеб. Но во всех его произведениях всегда присутствует неумолимая правда, такая неудобная для многих, но совершенно очевидная для самого автора.
И вот исходя из этой внутренней правды он и творил, причем даже тогда, когда точно знал, что его не опубликуют. Он писал, потому что не мог не писать. И в наши дни, когда возможен более объективный взгляд на эпоху становления государства после революции 1917 года, произведения А. Платонова воспринимаются немного пророческими, как будто бы автор видел будущее.
Бывает так, что поэт или писатель известен и успешен при жизни. И есть такие, кто упредил своё время, но признание получил лишь спустя много лет. Путь культуры никогда не был прост и однозначен, хотя и своевременное, и позднее признание всегда получают в ней в конце концов справедливое истолкование. Простые формулы «созвучен эпохе» или «опередил свое время» самые наглядные и ходовые тому примеры.
Однако существуют и третьи: писатели с подспудной глухой славой, разгорающейся чем дальше, тем больше. И если в жизни в таланте и подлинности им не отказывали лишь самые справедливые и чуткие современники, их посмертная нужность для всех нас — обитателей большого мира — позволяет произнести как отгадку слово «классик».
История признания таких писателей чаще всего приходится на переломные этапы общественного развития, когда общественное сознание вновь обретает пытливость и интерес к собственному пути, теряет шоры, изгоняет «внутренних цензоров» и ниспровергает мнимые кумиры. Андрей Платонов — такой писатель.
Андрей Платонов. Магический реализм
Платонов уникальный писатель. Можно сказать, что Платонов придумал свой язык, и этот язык является у него и содержанием произведений тоже… Можно сказать и так, что его проза продолжает традиции «магического» или «фантастического» реализма, то есть на фоне реальной канвы повествования читатель одновременно погружается в очень сложную систему символически-образного языка, рисующего другой мир за пределами этой реалистической канвы.
Такая традиция в русской литературе начинается с М.Ю. Лермонтова, её продолжают Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский. Потом её подхватят и авторы-символисты Серебряного века – такие как Д.М. Мережковский и А.И. Белый, и даже некоторые «соцреалисты», такие как Максим Горький, и такие «романтики» как Александр Грин.
Вообще одновременно с А.П. Платоновым творит другой яркий представитель этого же направления М.А. Булгаков. И хотя их идейная направленность абсолютна противоположна, художественные средства выражения своих мыслей у этих писателей сходны.
Короткое детство Андрея Платонова
Родился Андрей Платонович в 1899 году под Воронежем. Настоящая фамилия писателя – Климентов, псевдоним появился позже, в 20-х годах, когда он стал публиковаться в журналах. Фамилия «Платонов» была выбрана в честь отца Платона Фирсовича Климентова, работника железной дороги и машиниста. Мать будущего писателя — Мария Васильевна Лобочихина, она происходила из семьи часовщика. Андрей был первенцем супругов, а вслед за ним в семье появились на свет еще 10 детей. И, конечно же, помощь старшего сына весьма потребовалась как матери, так и отцу.
Все детство Андрей провел в домашних хлопотах, помогая матери ухаживать за младшими детьми. А уже с 14 лет начал трудиться наравне со взрослыми, чтобы помочь отцу прокормить большое семейство. Как писал в воспоминаниях сам Андрей Платонович: «Жизнь перебросила меня из детства сразу в зрелость, лишив юности». Хотя надо отметить, что физический труд А. Платонов очень уважал, сам работал много и с самоотдачей, считая, что каждый человек должен приносить пользу.
Детство Андрея Платонова вобрало в себя не только мир рабочей Ямской слободы, не только обучение в начальной школе у Аполлинарии Николаевны Кулагиной (героини рассказа «Еще мама»), не только работу рассыльным в страховом обществе «Россия», обучение профессии литейщика и помощника машиниста. Из детства, «предыстории», Андрей Платонов вместе со всей страной перешагнул, минуя юность, сразу в молодость, взрослую и бурную жизнь.
Платонов — учеба, работа и война
Андрей Платонов окончил лишь четыре класса церковно-приходской школы, а с 1913 года был вынужден сменить парту на рабочее место и начать осваивать различные технические профессии. Вообще, Андрей Платонович был очень талантливым инженером и технарем, прекрасно разбирался и в железнодорожном деле, и в электричестве, и в мелиорации. Хотя задатки литератора проявились в нем еще в подростковом возрасте, так как с 12 лет он начал писать стихи.
В 1918 юноша идёт учиться в техникум, который, правда, ему закончить не довелось, так как началась Гражданская война. Будущий писатель безоговорочно принял сторону «красных», бесстрашно сражался на передовой и именно в это время заявил о себе, как человек пишущий – начиная с 1920-х годов он стал публиковаться в различных газетах и журналах Воронежа. Он пробовал себя как поэт, публицист, критик, обозреватель.
Надежда и разочарование
Революцию 1917 года молодой Платонов встретил с большим воодушевлением, как и многие надеясь, что все обещания большевиков претворятся в реальные дела и наступит всеобщее благоденствие.
Одухотворенное высоким смыслом движение точных и красивых механизмов сливается в восприятии юноши со столь же высоким, точным и осмысленным движением революционного хода истории. «Революцией духа» назовет он в одной из своих статей пришедшую в мир провинциальных захолустий и озарившую его новым светом революцию.
Вот почему наряду с учебой в Воронежском политехникуме Платонов становится активным участником и корреспондентом многочисленных литературно-журналистских собраний и изданий.
Художественный мир Платонова
В центре художественного мира Платонова тех лет — «организованное общество» и «человек-просветитель», бросивший вызов косным силам враждебных стихий. Власть над миром принесла ему революция. Именно в это время появляется у Платонова одна из основных его тем: тема пробуждения в человеке сознания вместе с приходом революции как закономерного, естественного процесса.
Не случайно платоновская публицистика всегда была истоком его постоянных, повторяющихся настойчиво и упорно, с великой последовательностью пытливого ума тем и сюжетов, излюбленных проблем и мотивов художественного творчества. Публицистика как бы предваряла, объясняла и задавала тон его художественному творчеству.
Но довольно скоро писатель увидел, что многие действия власти никак не способствуют достижению заявленных целей. Больше всего его угнетала насильственная коллективизация – этот метод, по мнению Платонова, не только не помогал развитию сельского хозяйства, но на корню губил его. Свои мысли писатель открыто высказывал в рассказах и повестях, надеясь донести их до широкого круга читателей, а также до руководства страны.
В 30-е годы инакомыслие жестко пресекалось. Так, в 1931 году вышла в печать повесть «Впрок», которую прочитал лично И.В. Сталин. Вождь вынес резолюцию:
«Писатель несомненно талантлив, но совершенная сволочь!»
И.В. Сталин
Вышло распоряжение наказать автора и больше не печатать его произведения. Так что все, что было написано Платоновым с 1931 года и до начала ВОВ шло прямиком «в стол». Разумеется, такие книги, как роман «Чевенгур» и социальная притча «Котлован» никак не могли быть изданы в то время. Эти произведения были напечатаны за рубежом, а в России впервые стали доступны читателям в конце 80-х годов прошлого века.
Платонов и война
С началом Великой Отечественной Андрей Платонович записывается в добровольцы и уходит на фронт. Официально он числится как военный корреспондент, но принимает участие в боях, так как считает, что «заниматься одною лишь литературой преступно в такое время».
Во многих газетах появляются его статьи на военную и патриотическую тему. И власти меняют свое решение: Платонову разрешают печататься! Выходят в свет несколько сборников его рассказов. В 1943 году писатель понимает, что тяжело болен, но, как и многие люди того времени, считает, что болеть и отлеживаться в госпиталях и санаториях совершенно немыслимо. И продолжает работать, писать, сражаться. К концу войны он получает звание майора и награждается медалью «За победу над Германией».
Семья писателя
Андрей Платонов был человеком-однолюбом. В 21 год он повстречал Марию Кашинцеву (она работала преподавателем), и с тех пор других женщин для него не существовало. Писатель долго добивался взаимности от девушки. Та даже пыталась порвать с ним отношения, уехав работать в захолустье, подальше от настойчивого жениха.
Но все же Андрей Платонович добился взаимности своей настойчивостью и заботой. Правда, официально выйти замуж Мария Александровна согласилась лишь спустя 6 лет после рождения их первого ребенка – сына Платона.
Андрей Платонов и его личная трагедия
Помимо многих сложностей в жизни и профессии, у А. Платонова случилась еще одна трагедия – потеря сына. В возрасте 15 лет подросток был арестован и попал в один из исправительно-трудовых лагерей ГУЛАГа. История с этим арестом до сих пор неясна: то ли юноша озорства ради вместе с друзьями написал какое-то письмо, адресованное немцу, то ли его просто подставили, чтобы насолить отцу.
Как бы то ни было, Платона осудили на 10 лет, но благодаря хлопотам отца и его друзей срок сократили до двух лет. Однако, этого времени хватило, чтобы молодой человек вернулся серьезно больным, и через два года умер от туберкулеза. Отец, который лично ухаживал за сыном, заразился от него. В итоге, Андрей Платонович спустя восемь лет в январе 1951 года тоже скончался от туберкулеза.
Память
Через год после смерти сына супруги Платоновы решились на рождение еще одного ребенка. И в октябре 1944 года на свет появилась дочь Маша. Появление Марии скрасило последние годы писателя, хотя до конца оправится от потери сына от так и не смог. Последние годы Андрей Платонов работал над литературной обработкой русских и башкирских сказок, по некоторым из которых позднее были сняты мультфильмы. Отчасти этот интерес к сказкам был вынужденным: так как его собственные произведения не печатали. Отчасти он делал это и для своей дочери.
Став взрослой, дочь всю свою жизнь посвятила сохранению наследия отца. Именно благодаря стараниям Марии Андреевны в конце 80-х годов впервые в России увидели свет такие произведения Платонова, как «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море», «14 красных избушек».
Оценка творчества Андрея Платонова
Многие считают Андрея Платонова одним из самых значительных писателей XX века, который главные свои произведения опубликованными так и не увидел.
Если прибегнуть к метафоре, то родиной для Андрея Платонова была революция, а семьей — народ, ее совершающий. Народ впервые входил в историю, культуру и литературу как полноправный герой, вызывая у писателей старшего поколения сложные, противоречивые чувства — удивления, изумления. восхищения, иногда — опаски…
Андрей Платонов, подобно Горькому, был плоть от плоти этого народа, и взгляд на народ «со стороны» ему не грозил. Вот почему его путь — это путь самого народного сознания в революции, как бы заново переживающего в очень короткий временной промежуток всю историю человеческой культуры: от мифологической, языческой древности до наших дней. От сознания, хранящего память архаических времён—к сознанию, преображенному творческим, свободным и радостным трудом: так, пожалуй, можно очертить вектор основного движения платоновской прозы. А в промежутке были все этапы развития человеческой культуры: и Возрождение, в Просвещение, и великие научно-технические революции, и разочарования в них…
Путь этот Андрей Платонов проходил прежде своих героев, которых позже наделял своими собственными идеями, сомнениями и утратами…