ТАРАС ШЕВЧЕНКО. ПОРТРЕТ НИКОЛАЯ ГОГОЛЯ (ФРАГМЕНТ). 1839. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ, МОСКВА
- Тайна личности, Человек

Биография Гоголя — талантливого писателя и главного мистика русской литературы

Можно написать несколько томов под названием «Биография Николая Васильевича Гоголя», потому как жизнь его была невероятно многогранна и таинственна. Многие литературоведы называют его не только талантливым писателем и непревзойденным мистиком русской литературы, но и провидцем, потому что большинство произведений этого автора невероятно актуальны до сих пор. Еще А.С. Пушкин подчеркивал, что Гоголь «имел способность угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего как живого». 

Биография Гоголь
Николай Васильевич Гоголь. 
Автор Фёдор Антонович Моллер. Третьяковская галерея

История семьи Гоголя

Будущий писатель родился в зажиточной украинской семье. Николай Васильевич Гоголь стал третьим из двенадцати детей. Но так как двое первых мальчиков умерли в младенчестве, для родителей он был словно долгожданный первенец. Незадолго до родов матушка горячо молилась преподобному Николаю Чудотвроцу, а потому, родившегося мальчика было решено назвать Николенькой.

Из девяти родившихся после него детей выжило только четыре сестры: Машенька, Анюта, Лиза и Оля, с которыми Коля был очень дружен. Отчасти под влиянием сестер, отчасти по складу своего мягкого характера, все детство Николай Васильевич провел в «женских» занятиях: очень любил шить, вязать, ткать, вышивать. Кстати, и будучи взрослым он часто, при написании своих произведений, вязал на спицах, а также любил одеваться как франт и некоторые из своих нарядов мастерил сам с большим усердием и удовольствием.  


Отец Гоголя

Отец писателя – Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский – долгое время работал в Малороссийском почтовом ведомстве, но в 1805 году вышел в отставку, женился и стал постоянно проживать со своим семейством в имении Васильевка Полтавской губернии. Там, в селе Сорочинцы, весной 1809 года и родился Николай Гоголь. Василий Афанасьевич был образованным, разносторонне развитым человеком, любил веселье, шутки, литературу, сам слыл неплохим поэтом, писателем, а особой его страстью был театр.

Вместе со своим другом помещиком Трощинским Василий Гоголь-Яновский организовал домашний театр и с увлечением писал для него пьесы, участвовал в постановках. Вероятно поэтическим и писательским талантом Николай Васильевич обязан именно отцу. Что касается двойной фамилии, писатель «избавился за ненадобностью» от второй ее части, когда начал публиковаться и вошел в историю мировой литературы просто «Николем Гоголем».  

Василий Гоголь-Яновский, отец Николая Гоголя
Василий Гоголь-Яновский, отец Николая Гоголя

Мать Гоголя

Матушка писателя – Мария Ивановна, в девичестве Косяровская – по воспоминаниям современников был невероятно красива внешне и слыла завидной невестой. Василий Гоголь-Яновский женился на девушке, когда той едва исполнилось 14 лет. Мария Ивановна всю свою жизнь была очень набожной и домашней, везде и всюду следовала за мужем, даже когда тот выезжал куда-то по хозяйству, то всегда брал с собою супругу. Считается, что свою тягу к мистицизму и потустороннему миру Гоголь унаследовал именно от матери, так как та всегда рассказывала детям множество преданий и легенд о леших, домовых и нечистой силе.

Мария Ивановна Гоголь-Яновская (рожд. Косяровская), мать Николая Гоголя
Мария Ивановна Гоголь-Яновская (рожд. Косяровская), мать Николая Гоголя

Сверхвпечатлительная натура мальчика буквально впитала в себя все эти рассказы, и он пронес их через всю свою жизнь, отразив позднее в творчестве. Известно также, что уже живя в Петербурге, Гоголь много раз писал матери с просьбой прислать ему новые подробности украинской жизни: какую одежду носили предки, каковы были их обычаи и просил снабдить его новыми притчами и легендами. Мать с радостью делилась с сыном тем, что знала сама или узнавала от местных жителей.

Мать писателя Мария Гоголь-Яновская
Мать писателя Мария Гоголь-Яновская.
Изображение: for-teacher.ru

Учеба Гоголя

Первоначальное образование писатель получил дома. Он много читал, с пяти лет пробовал сочинять. Бывало, когда они с отцом выезжали на бричке объехать владения, батюшка задавал сыну тему для сочинений. И мальчик целый день ездил, смотрел на прекрасные украинские пейзажи и сочинял про себя оды родной природе и всему увиденному. Можно смело сказать, что щедрая малороссийская природа и украинский фольклор – вот две вещи, которые сформировали Гоголя-писателя.

Дом доктора Трохимовского в Сорочинцах
Дом доктора Трохимовского в Сорочинцах, где родился Николай Гоголь. Великие Сорочинцы, Полтавская область, Украина. Иллюстрация к книге Иосифа Хмелевского «Гоголь на Родине: Альбом художественных фототипий и гелиогравюр». Киев, 1902

Когда Коленьке исполнилось 10 лет, родители отправили его на обучение в Полтаву, сначала он окончил училище, а затем Гимназию высших наук. Первые годы учебы были невероятно тяжелыми для Гоголя: его подготовка оставляла желать лучшего – в отличие от многих сверстников он совсем не знал иностранных языков, был слаб в точных науках, не отличался физическим здоровьем и выносливостью, был достаточно замкнутым.

В те годы будущий писатель на себе познал судьбу тех самых «маленьких людей», которых он позднее так ярко опишет в своих произведениях. И слова Акакия Акакиевича Башмачника из «Шинели»: «Ну, зачем, зачем вы меня обижаете?», он, вероятно, и сам не раз произносил, если не вслух, то мысленно. 

Николай Гоголь-Яновский в детстве
Николай Гоголь-Яновский в детстве.
Изображение: book-briefly.ru

Однако, в то же время, Гоголь обладал феноменальной памятью и показывал прекрасные способности в русской словесности. А через несколько лет открылся еще один его яркий талант – талант актера, пародиста и юмориста. У него нашлись товарищи по интересам, вместе с которыми они занимались литературными опытами, готовили и ставили спектакли в гимназическом театре, выпускали свою ученическую газету. Вдруг перед всеми открылся совершенно иной Гоголь – яркий, остроумный, умевший делать точные и невероятно смешные пародии на любого человека, включая учителей. И оставшиеся годы обучения прошли у Гоголя насыщенно и интересно. 

Биография Гоголя.Гоголь на единственном фото.
Гоголь на единственном фото.
Автор Сергей Левицкий, Рим, 1845

Приезд Гоголя в Петербург

Зимой 1828 года, после окончания гимназии, Николай Васильевич решает отправится в Петербург. Биография Гоголя получает новый виток. К тому времени уже скончался его отец (смерть была скоропостижной, для всей семьи это был настоящий удар), сын как мог пытался поправить дела поместья, которые без главы семейства начали расстраиваться, так как мать оказалась совершенно не приспособлена для ведения большого хозяйства. Но в этих делах Гоголь не очень преуспел, оказав самую большую помощь семье тем, что отказался от своей доли наследства, чтобы мать могла эти средства распределить между младшими дочерями.

Возвращаться домой Гоголю совершенно не хотелось и он отправился в столицу, томимый желанием служить Отечеству, сделать для России нечто великое и полезное. Каким образом он может быть полезен государству, он не мог сказать наверняка, но тогда еще точно не связывал это с литературой, думая, что сможет пригодиться на поприще государственной службы. 

Эмиль Визель. Нежинская гимназия высших наук. 1830-е.
Эмиль Визель. Нежинская гимназия высших наук. 1830-е. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, Санкт-Петербург

Однако, Петербург встретил его совсем недружелюбно. Выяснилось, что скудных сбережений Гоголя совершенно не достаточно, чтобы жить и кормиться в дорогой столице. Служба в Департаменте уделов, куда он смог поступить, оказалась однообразной, нудной, скучной и на редкость формальной из-за чего Гоголь вскоре бросил ее. Он пытался поступить в театр, ведь чувствовал в себе талант и великое желание служить искусству, но так и не прошел ни одного прослушивания.

Говорят, его не брали из-за невыразительного голоса, хотя для многих его одноклассников это было совершенной неожиданностью, ведь они видели Гоголя на сцене и точно знали, что в нем заложен колоссальный актерский талант! Его произведения тех лет либо вообще не хотели печатать, либо не пользовались популярностью. Насмешки литературных критиков больно ранили чувствительное самолюбие будущего классика, он переживал мучительные поиски своего призвания и места в жизни. 

Пушкинский круг

Но как бы то ни было Гоголь продолжал писать для петербургских изданий, отдельные произведения все чаще попадали в печать. Одним из редакторов, кто оценил сочинения начинающего автора, был Антон Дельвиг, который в то время возглавлял журнал «Северные цветы». Именно А. Дельвиг познакомил Гоголя с Василием Жуковским и Петром Плетневым, а те, в свою очередь, помогли Николаю Васильевичу устроиться на хорошую должность преподавателя в женском Патриотическом институте, а также рекомендовали его как репетитора в богатые дворянские семьи. Теперь, когда финансовый вопрос был для Гоголя закрыт, он смог всей душой отдаться творчеству и начал писать серию очерков об Украине. 

«Пушкин и Гоголь». Художник Николай Алексеев
«Пушкин и Гоголь». Художник Николай Алексеев

В 1831 году вышла книга Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», куда вошло четыре рассказа: «Сорочинская ярмарка», ранее опубликованный «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница» и «Пропавшая грамота». Действие книги происходило на родине автора, в Миргородском районе Полтавской губернии. Героями были жители украинской деревни, а в сюжете повседневная жизнь смешивалась с мистическими мотивами, которые были в ходу у селян.

Книга сразу же стала невероятно популярной, ее высоко оценили ведущие литераторы того времени. Евгений Баратынский восхищался легким слогом и веселостью автора. А Александр Пушкин просто пришел в восторг от всех повестей и говорил, что, не было еще в русской литературе подобного писателя, который мог бы так просто и сердечно передать народную речь, озорной юмор и красоту природы. 

Биография Гоголя. Петр Геллер. Николай Гоголь и Василий Жуковский
Петр Геллер. Николай Гоголь и Василий Жуковский у Александра Пушкина в Царском Селе (фрагмент). 1910. Изображение: pouchkin.com

Через год Гоголь отдал в печать вторую часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Туда вошли еще четыре повести: «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» и «Заколдованное место». Вторая часть была встречена не менее восторженно, чем первая. Гоголь стал «своим» в лучших литературных салонах Петербурга и тесно вошел в так называемый «пушкинский круг». В это время он знакомится с актером Михаилом Щепкиным, писателем Сергеем Тимофеевичем Аксаковым и его сыновьями Константином и Сергеем, публицистом Михаилом Погодиным. Со всеми ними Гоголь сохранит дружбу до конца жизни. 

Экземпляр «Ганца Кюхельгартена» с дарственной надписью Николая Гоголя
Экземпляр «Ганца Кюхельгартена» с дарственной надписью Николая Гоголя историку Михаилу Погодину. 1829. Государственная публичная историческая библиотека России, Москва

В 1834 году Гоголю предложили должность преподавателя истории при Петербургском университете. Он с воодушевлением принял предложение: днем он читал лекции в университетских аудиториях, а по вечерам изучал историю Украины и писал новые произведения. Так вскоре вышли новые сборники «Арабески» и «Миргород», а также несколько исторических статей. Все произведения горячо принимаются публикой, а именитые мастера литературы в один голос признают, что с каждой новой книгой талант Гоголя все ярче расцветает и проявляется. 

Роман «Мертвые души»

По всеобщему признанию, не умаляя достоинства других замечательных произведений Гоголя, комедия «Ревизор» и роман «Мертвые души» являются ключевыми в библиографии писателя. Идею обеих книг подсказал Николаю Васильевичу Александр Пушкин. Реальную историю приписки «мертвых душ» Пушкин слышал от одного помещика во время своей кишиневской ссылки. В 1835 году Гоголь приступил к написанию романа и через некоторое время прочитал Пушкину наброски.

Тот сначала много смеялся, но с каждой новой перевернутой страницей все более мрачнел и хмурился, а в финале произнес: «Боже, как грустна наша Россия!.».  Но через некоторое время Гоголь отложил рукопись «Мертвых душ», не завершив ее. 

Владимир Табурин. Николай Гоголь читает «Ревизора»
Владимир Табурин. Николай Гоголь читает «Ревизора» перед артистами московского Малого театра и приглашенными лицами (фрагмент). Изображение: magisteria.ru

Комедия «Ревизор»

Историю же про господина, который выдал себя за чиновника, Пушкин прислал Гоголю в письме, в ответ на его просьбу поделиться идеей для пьесы. Когда через некоторое время Николай Васильевич прочитал написанную комедию в кругу близких друзей, все единогласно посоветовали Гоголю тут же поставить ее на сцене. Однако это оказалось не так просто сделать – цензура решительно не пропускала пьесу. Понадобилось вмешательство Жуковского, который был близко знаком с императорской семьей. И только личное повеление Николая I помогло тому, что спектакль был поставлен.

Сам император пришел в восторг от комедии, и большинство представителей литературного круга также нашли ее злободневной и талантливой. Но чиновники, коих в Петербурге было немало, купцы и полицейские ополчились против автора, заявляя, что для него «нет ничего святого». К удивлению Гоголя, его безбожно ругали, но при этом на все четыре представления «Ревизора» в Петербурге совершенно невозможно было достать билета – их раскупали мгновенно.

Через несколько недель Михаил Щепкин представил комедию и в Москве. Реакция была приблизительно такой же. Как высказался сам Гоголь: «В «Ревизоре» я собрал всё самое дурное, что было на тот момент в России, чтобы высмеять всё это одним разом». 

Зарубежные поездки

После постановки «Ревизора» Гоголь довольно поспешно покинул Россию и отправился в Европу, где прожил следующие 10 лет. Он объяснял свой отъезд тем, что оставил слишком много душевных сил на постановку комедии, и ему требуется время, чтобы восстановиться. Некоторое время он жил в Германии, потом переехал в Швейцарию, а позже в Париж.

Именно во Франции его застигла весть о смерти Александра Сергеевича Пушкина, которую Гоголь переживал невероятно тяжело, а, возможно, так и не смог справится с этой потерей до конца своих дней. Сначала он хотел вернуться в Петербург, однако, потом поменял решение и уехал в Италию. Там в 1841 году Гоголь закончил работу над романом «Мертвые души», после чего вернулся в Россию, поселившись в Москве, у своего друга Михаила Погодина. 

Опять-таки роман удалось отдать в печать через преодоление многочисленных цензорских препон, спустя какое-то время. «Мертвые души», также как «Ревизор», вызвали неоднозначные оценки. Кто-то восхищался романом, кто-то называл автора «врагом России, которого нужно сослать в Сибирь». 

Страница биографии Гоголя.Илья Репин. Николай Гоголь сжигает второй том «Мертвых душ»
Илья Репин. Николай Гоголь сжигает второй том «Мертвых душ» (фрагмент). 1909. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Сам Гоголь в это время начинает страдать от затяжных депрессий, и в 1842 году снова уезжает за границу. Там он работает над вторым томом «Мертвых душ» (всего по замыслу писателя у романа должно быть три части, и к концу третьей Чичиков должен был в корне переменить свои взгляды на жизнь и преобразиться. Но некоторое время спустя у Гоголя случился кризис, и писатель в порыве отчаяния сжег рукопись. 

Титульный лист второго издания «Мёртвых душ». Эскиз Н. В. Гоголя
Титульный лист второго издания «Мёртвых душ». Эскиз Н. В. Гоголя

Последние годы жизни Гоголя

Лишь в 1849 году Николай Васильевич вернулся в Россию. Он по памяти восстановил весь текст второго тома своего романа. Но это далось ему с трудом, так как на писателя снова и снова наваливались приступы нечеловеческой тоски, когда он ничего не мог делать и жить ему совершенно не хотелось. С января 1852 года он принялся рьяно соблюдать все церковные посты и совершенно отказался от еды. Это привело к еще более серьезным проблемам со здоровьем. В ночь с 11 на 12 февраля он сжег несколько своих рукописей, в том числе и второй том «Мертвых душ».

И последующие дни до самой смерти, которая наступила 21 февраля 1852 года, он не только не выходил из дома, но и практически не вставал с постели. Гоголь был похоронен на Даниловском кладбище Москвы, а позднее, в 1931 году, его останки были перенесены на Новодевичье кладбище. Множественные слухи о том, что якобы Николай Васильевич был похоронен в состоянии летаргического сна и на момент захоронения был еще жив, не имеют какой-либо надежных документальных свидетельств и более походят на домыслы. 

Личная жизнь Гоголя

Николай Васильевич Гоголь был человеком совершенно не того склада, чтобы обзавестись семьей и потомством. Большую часть жизни он был невероятно аскетичен, так и не приобрел собственного жилья, обитая на съемных квартирах или у друзей, и в целом не предпринимал каких-либо шагов, чтобы устроить личную жизнь. Однако история сохранила имена двух женщин, так или иначе затронувших сердце великого классика.

Александра Смирнова-Россет

Первой был императорская фрейлина Александра Смирнова-Россет. Красивая, смуглая, кареглазая красавица покорила сердца многих видных кавалеров того времени, включая Михаила Лермонтова, Петра Вяземского и Александра Пушкина. Пленился ее чарами и Николай Гоголь. Познакомившись с девушкой через Василия Жуковского, Гоголь завязал с фрейлиной дружескую переписку, которая переросла в весьма нежные отношения. Девушка ясно понимала, что любима писателем и отвечала ему самым искренним расположением.

Но Николай Васильевич даже речи не заводил о каких-то романтических отношениях, то ли из боязни быть отвергнутым красавицей, то ли от того, что не чувствовал острой потребности в таких отношениях. В итоге через некоторое время Александра Россет получила предложение руки и сердца от преуспевающего чиновника МИДа Николая Смирнова и приняла его, сделав, по общему мнению, блестящую партию. 

Портрет Александра Осиповна Смирнова-Россет.
Портрет Александра Осиповна Смирнова-Россет. Автор Пётр Фёдорович Соколов. 1834-35г, картон, акварель Всероссийский музей А.С.Пушкина

Мария Синельникова

Еще одной женщиной, которая имела сердечную привязанность к писателю, была его кузина Мария Синельникова. Девушку довольно рано выдали замуж, но семейная жизнь у этой супружеской пары совсем не заладилась, и вскоре Мария оставила мужа и вместе с детьми переехала в свое родовое имение под Харьковом. Туда-то однажды и приехал Николай Гоголь вместе с матерью и сестрами.

С первых фраз стало понятно, что Мария в лице писателя обрела родственную душу, они много общались, и женщина даже призналась Гоголю в своих чувствах. Но это случилось за пару лет до его смерти, когда писатель уже полностью погрузился в мистицизм и религию, почти все время постился и в сторону женитьбы даже не помышлял. Мария и Николай Васильевич все время до его кончины вели переписку, писатель отвечал на все ее письма. Мария Синельникова до конца жизни сохранила самые светлые воспоминания о Гоголе. 


Основные произведения Гоголя

  • «Мертвые души»
  • «Ревизор»
  • «Женитьба»
  • «Театральный разъезд»
  • «Вечера на хуторе близ Диканьки»
  • «Миргород»
  • «Вий»
  • «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
  • «Старосветские помещики»
  • «Тарас Бульба»
  • «Петербургские повести»
  • «Невский проспект»
  • «Нос»
  • «Шинель»
  • «Записки сумасшедшего»
  • «Портрет»
  • «Коляска»   

Гоголь — аудиокниги автора


Литература

  1. «Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России.  https://www.culture.ru/
  2. Аристов Н. Я. Историческое значение сочинений Гоголя // Исторический вестник. Историко-литературный журнал. — СПб. 1883. 
  3. Мандельштам И. О характере гоголевского стиля. — Гельсингфорс, 1902.
  4. Мережковский Д. С. Гоголь и чёрт. — М.: 1906.
  5. Овсянико-Куликовский Д. Н. Гоголь. Изд. 4-е, доп. — СПб.: 1912.
  6. Венгеров С. А. Писатель-гражданин Гоголь. — Собрание сочинений, т.2. — СПб.: 1913.
  7. Чудаков Г. И. Об отношении творчества Гоголя к западно-европейским литераторам. — Киев, 1908.
  8. Шамбинаго С. К. Трилогия романтизма (Н. В. Гоголь). — М.: 1911.
  9. Котляревский Н. А. Н. В. Гоголь. 1829—1842. — 4-е изд. — Пг.: 1915.
  10. Слонимский А. Л. Техника комического у Гоголя. — Пг.: 1923.
  11. Белый А. Мастерство Гоголя. — М.-Л., 1934.
  12. Виноградов В. В. Эволюция русского натурализма. Гоголь и «натуральная» школа. Этюды о стиле Гоголя // Избранные труды. Поэтика русской литературы. Отв. ред. М. П. Алексеев, А. П. Чудаков. — М.: 1976.
  13. Гуковский Г. А. Реализм Гоголя, 1959.
  14. Лунин Б. В. Живые страницы. А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, В. Г. Белинский. — М.: Детская литература, 1970. — Тираж 100 000 экз.
  15. Творчество Гоголя // Переверзев В. Ф. Гоголь. Достоевский… — М., 1982.
  16. Как сделана «Шинель» Гоголя // Эйхенбаум Б. М. О прозе. — Л. 1969.
  17. Тынянов Ю. Н. Достоевский и Гоголь. (к теории пародии) // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М., 1977.
  18. Тюменева Г. А. Гоголь и музыка. — М.: Музыка, 1966.
  19. Манн Ю. В. Комедия Гоголя «Ревизор». — М. 1966.
  20. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. — М., 1978.
  21. Манн Ю. В. Смелость изобретения: Черты художественного мира Гоголя. — 3-е изд. — М., 1985.
  22. Манн Ю. В. В поисках живой души. «Мёртвые души»: писатель — критика — читатель. — 2-е изд. — М., 1987.
  23. Манн Ю. В. Заметки о «неевклидовой геометрии» Гоголя
  24. Елистратова А. А. Гоголь и проблемы западно-европейского романа. — М., 1972.
  25. Лотман Ю. М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя: Уч. зап. Тартус. гос. ун-та. (Труды по русской и славянской филологии, т. 11), в 209. — 1968.
  26. Рабле и Гоголь // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975.
  27. Храпченко М. Б. Н. Гоголь. Литературный путь… — Собрание сочинений. Т. 1. — М., 1980.
  28. Николаев Д. П. Сатира Гоголя. — М., 1984.
  29. Кривонос В. И. «Мёртвые души» Гоголя и становление новой русской прозы. — Воронеж, 1975.
  30. Паламарчук П. (под псевд. В. Д. Носов) «Ключ» к Гоголю. — Лондон, 1985
  31. Сазанович Е. И. Николай Васильевич Гоголь. Живые и мёртвые души: эссе // Юность, № 4, 2013.
  32. Смирнова Е. А. Поэма Гоголя «Мёртвые души». — Л., 1987.
  33. Günther H: Das Groteske bei N.V. Gogol: Formen und Funktionen. — München, 1968.
  34. Proffer C.R. The simile and Gogol’s Dead Souls. — Hague, 1967.
  35. Erlich V. Gogol. — New Haven, 1969.
  36. Braun M. N.V. Gogol. Eine literarische Biographie. — München, 1973.
  37. Fanger D. The creation of N. Gogol. — Cambridge (MA), 1979.
  38. Schreier H. Gogol’s religiöses Weltbild und sein literarisches Werk. — München, 1977.
  39. Золотусский И. П. Гоголь. — 7-е изд. — М.: Молодая гвардия, 2009. — 485 с. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1170)
  40. Дмитриева Е. Е. Н. В. Гоголь в западноевропейском контексте: Между языками и культурами. — М.: ИМЛИ РАН, 2011. 
  41. Кунов В. К. — Энциклопедический словарь «Мудрые мысли в произведениях Николая Гоголя». 622 с., 366 тем, 1098 статей и др. Киев, «КИТ» — 2008.
  42. Н. В. Гоголь в русской критике: Сборник статей / Подгот. текста А. К. Котова и М. Я. Полякова; Вступ. ст. и примеч. М. Я. Полякова.. — М.: Гос. издат. худож. лит., 1953. — LXIV, 651 с.
  43. Гоголь в русской критике: Антология / Сост. С. Г. Бочаров. — М.: Фортуна ЭЛ, 2008.
  44. Гоголь Николай Васильевич // Православная Богословская Энциклопедия. Том 4. СПб. Изд-во «Петроград». Издание Санкт-Петербургской духовной академии. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1903 г.
  45. Монахова И. Р. Н. В. Гоголь: размышления о вечном // Журнал «Дельфис» — № 74(2) — 2013 г.
  46. А. H. Пыпин. Гоголь, Николай Васильевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  47. Мировое величие Гоголя (К итогам научных сессий, посвящённых 100-летию со дня смерти Н. В. Гоголя)
  48. Чернышевский Н. Г. Очерки гоголевского периода русской литературы // Полное собрание сочинений: в 15 т. — М., 1947. — Т. 3. — С. 5—309.
  49. Узелевский Б. И. Достоевский, Гоголь и Булгаков. — альманах «Достоевский и мировая культура», № 18, СПб., 2003.
Поделиться новостью в Соцсетях:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •