Булгаков Михаил Афанасьевич

Михаил Афанасьевич Булгаков

Михаил Афанасьевич Булгаков — русский писатель, драматург, работал режиссёром в театре, редактором в газете. Будучи по образованию врачом, имел опыт работы врачом — до начала своей литературной карьеры. Наиболее известные произведения: романы «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», повести «Собачье сердце», «Роковые яйца», пьесы «Дни Турбиных», «Бег», «Зойкина квартира», «Кабала святош». Биография Булгакова изобилует драматическими событиями. Большинство его произведений при жизни так и не были напечатаны, они увидели свет спустя 20 с лишним лет после его смерти. Заслуга в этом прежде всего его жены: Елены Сергеевны Булгаковой.

Булгаков праздновал свой день рождения, по свидетельству его жены Елены Сергеевны, почему-то 16-го мая. Согласно же его автобиографии и энциклопедическим данным, Булгаков родился не 16-го, а 15 мая 1891 года (то есть 3-го мая по старому стилю). Появился будущий писатель на свет в профессорско-преподавательской семье в городе Киеве, который был в то время столицей Киевской губернии, административно-территориальной единицы Российской империи. Биография Михаила Булгакова насыщена чрезвычайно драматическими событиями, хотя детство и юность его были весьма безоблачными.

Содержание

Родители Булгакова

Его родители были людьми очень образованными. Отец, Афанасий Иванович, дошёл в своей преподавательской карьере до звания профессора в Киевской духовной академии, имел богословские труды и работы по истории церкви, знал несколько языков. Мама, Варвара Михайловна, также трудилась на педагогическом поприще – в женской гимназии. Но впоследствии посвятила себя семье. За первые десять лет замужества она родила семерых детей: трёх мальчиков и четырёх девочек. Михаил, будущий писатель, был первенцем. Семья жила очень дружно.

Родители Михаила Булгакова: Афанасий Иванович и Варвара Михайловна
Родители Михаила Булгакова: Афанасий Иванович и Варвара Михайловна

Михаил Булгаков: увлечения, образование и выбор профессии

Образование

Биографы Булгакова высказывают сожаление по поводу отсутствия материалов, позволивших бы с достаточной полнотой изучить его гимназические и студенческие годы. Однако отзвуки этих лет долго проявлялись в творчестве писателя. Примеры этого приводились и приводятся в литературе о нём. То, что мы знаем об этих годах, дает все основания для выводов, которые вполне могут быть положены в основу характеристики Булгакова в пятнадцатилетний период, когда он учился в Киевской первой гимназии (1901—1909), а затем на медицинском факультете Киевского университета (1909—1916).

Булгаков Михаил Афанасьевич, студент Киевского университета Св. Владимира, 1916 год. Государственный архив Киева
Булгаков Михаил Афанасьевич, студент Киевского университета Св. Владимира, 1916 год.

Выбор профессии

Почему юноша поступил именно на этот факультет, а не на историко-филологический, куда, казалось бы, его должна была привести любовь к литературе? На этот вопрос трудно найти однозначный ответ. Но скорее всего, это был сугубо прагматический выбор. Ведь отец Булгакова умер в 1907 году, за два года до окончания Михаилом гимназии. Семья осталась без кормильца. Пойти по стопам отца и стать преподавателем, не имея возможности в течение долгого времени хорошо зарабатывать — это было малопривлекательно. А вот врачи в России могли иметь хорошую частную практику. Они зарабатывали, в основном, гораздо больше учителей. Два дяди Михаила Булгакова были врачами и вполне обеспеченными людьми.

Первая киевская гимназия
Первая киевская гимназия

Увлечения

Интеллектуальное развитие Булгакова было все же обусловлено его неизменным тяготением к искусству:

  • литературе
  • театру
  • музыке

То есть к тем областям творчества, в которых столь важную роль играет проблема создания и развития художественного образа. По-разному возникала перед ним эта проблема. И тогда, когда он читал и перечитывал Пушкина. И когда впервые (ему тогда было девять лет) открыл для себя «Мёртвые души» Гоголя. К творчеству Николая Васильевича он часто обращался впоследствии, стремительно расширяя свой круг чтения.

Дом-музей Булгакова в Киеве. Здание, в котором сейчас находится музей Булгакова, было построено в 1889 году для жены местного купца. Булгаковы жили здесь 13 лет с 1906 по 1919 год (они арендовали весь второй этаж).
Здание, в котором сейчас находится музей Булгакова, было построено в 1889 году для жены местного купца. Булгаковы жили здесь 13 лет с 1906 по 1919 год (они арендовали весь второй этаж).

Музыка в произведениях Булгакова

Та же проблема требовала размышлений, когда он слушал музыку, а тем более, когда сам играл на фортепиано, погружаясь в сложный и прекрасный мир. И мир этот все более и более становился частью его жизни и литературного творчества, не раз обогащавшегося музыкальными реминисценциями:

  • В «Белой гвардии» звучат эпиталама из «Нерона» Рубинштейна и знаменитый романс Глиэра «Жить, будем жить».
  • Алексей Турбин вспоминает оперу «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова.
  • Беспокоясь о сестре Елене, Турбин-старший вспоминает молитву Валентина («… я за сестру тебя молю») из «Фауста».
  • О Марселе из «Гугенотов» Мейербера вспоминает автор романа, повествуя о решении поэта-декадента Шполянского поступить на службу.
  • В «Собачьем сердце» профессор Преображенский работает, мечтательно напевая «О милая Аида», а в одной из инсценировок повести этот мотив разрастается чуть ли не в целый «египетский акт».
  • «Фауст» — не только трагедия Гёте, а и опера Гуно — приобретает особое значение в воспоминаниях Булгакова об отчем доме и матери и, конечно, в «главной книге» писателя — «Мастере и Маргарите».
  • В «Театральном романе» герой, задумавший самоубийство, слышит звуки граммофона и узнает «очень знакомые звуки»: Фауст проклинает «жизнь, веру и все науки». И герой романа принимает вошедшего к нему в эту минуту издателя журнала за Мефистофеля.

Таким образом в творчестве писателя появляются отклики на впечатления, вынесенные из посещений Киевского оперного театра. Там очень часто бывал юный Михаил Булгаков. Он бывал там и в одиночку, и вместе с родными и друзьями. Посещал театр и вместе с девушкой, которая стала его возлюбленной, а затем женой.

Татьяна Николаевна Лаппа: первая жена писателя

Ее звали Татьяна Николаевна Лаппа. Она была дочерью крупного чиновника и после окончания гимназии в Саратове приехала в июне 1911 года в Киев к родственникам. Судя по всему, уже первые ее встречи с Булгаковым привели к возникновению сильного, подлинно романтического чувства любви, связавшего их на много лет. В апреле 1913 года они повенчались и прожили вместе более 10-ти лет, до весны 1924 года. Много воды утекло за это время! И не только воды, но и крови…

Татьяна Николаевна Лаппа. 1892-1982гг. Фото примерно 1910 года. Автор фото неизвестен
Татьяна Николаевна Лаппа. Годы жизни 1892-1982гг. Фото примерно 1910 года. Автор фото неизвестен

Первая мировая война. Михаил Булгаков работает в госпитале

Летом 1914 года, через год после того, как Михаил Булгаков и Татьяна Лаппа стали мужем и женой, началась мировая война. Молодые супруги находились в Саратове, в доме родителей Татьяны. Там Булгаков, будучи еще студентом-медиком, начал работать в местном госпитале. Затем он с женой вернулся в Киев и продолжил занятия в университете. Университетский курс он окончил весной 1916 года. Булгаков, окончив в 1916г. медицинский факультет Киевского университета, получил, как и его товарищи по выпуску, «звание работника ополчения второго разряда». После этого сразу же поступил на службу, уже в качестве врача, в госпиталь Красного Креста.

Диплом М.А. Булгакова
Университетский диплом М.А. Булгакова

Михаил Булгаков — земский врач

Вскоре его перевели в Каменец-Подольский. А оттуда, в связи с тем, что наступление русской армии развивалось, — в Черновцы. Михаил Булгаков там работал в качестве хирурга. Тася, как он называл жену, работала в том же госпитале сестрой милосердия. Вместе с ним она поехала и в село Никольское Смоленской губернии. Туда доктор Булгаков был назначен осенью 1916 года. Он был вызван в Москву и послан «в распоряжение Смоленского губернатора», где и был уже назначен непосредственно в Никольскую земскую больницу.

Впечатления от жизни и работы в захолустной больнице отразились в его «Записках юного врача». В сентябре того же года он был переведен в Вяземскую городскую земскую больницу, где проработал зиму 1917-18 гг. Находясь там, врач Булгаков и его жена узнали о том, что в стране произошли революционные изменения.

Возвращение в Киев в 18-м году

После бурного революционного 1917-го года, когда в России произошли две революции — в феврале и октябре — Булгаков с женой весной следующего, 18-го года, едет на родину, в Киев. Впоследствии, в романе «Белая гвардия», писатель назовёт этот год страшным. Но следующий, 19-й год будет назван ещё более страшным.

Гетман всея Украины с 29 апреля по 14 декабря 1918 года Павел Скоропадский (впереди справа) и немецкие военнослужащие
Гетман всея Украины с 29 апреля по 14 декабря 1918 года Павел Скоропадский (впереди справа) и немецкие военнослужащие

Такое сопоставление этих действительно страшных двух лет следует признать исторически точным. В эти киевские годы Михаил Булгаков, занимавшийся врачебной практикой, был свидетелем бесславного правления гетмана Скоропадского, окончания разгула петлюровщины, больших и малых бандитских групп, попыток объединения националистических сил так называемой Директорией, обосновавшейся в Белой церкви.

Характеристику этого очередного «правительства» гетмана Скоропадского бежавшего вскоре на Запад, комментировали на Украине кратко и метко:

В вагоне сидит директория. Под вагоном её территория.

Никакой другой территории у националистической нечисти, бежавшей из страны, не оставалось. Однако Киев побывал и в руках деникинцев, занявших город в сентябре 1919 года. Почти сразу же начались мобилизация и отправка на юг пополнения для деникинской армии. Мобилизовывали и столь необходимых армии врачей. Среди них оказался и Михаил Булгаков, отправленный во Владикавказ. Уже по пути туда он стал свидетелем того, как на Северном Кавказе разгоралось пламя гражданской войны.

Немецкие оккупационные войска в Киеве, 1918г.
Немецкие оккупационные войска в Киеве, 1918г.

1920 год. Михаил Булгаков во Владикавказе

Булгаков болеет тифом

Вскоре после переезда во Владикавказ, в начале 1920 года, Михаил Булгаков заболел возвратным тифом. Болезнь протекала у него в очень тяжелой форме. По счастью, Татьяна Николаевна уже успела к тому времени добраться до Владикавказа. Как и всегда, она окружила мужа заботами. О первых месяцах жизни Булгакова после выздоровления известно далеко не всё. Но главное заключалось в том, что это было начало периода, когда он твердо решил посвятить себя литературе. И не только решил, но и неустанно работал, успешно накапливая профессиональные навыки.

Начало литературной карьеры

Ближайший друг писателя П. С. Попов записал с его собственных слов, что

15 февраля 1920 года Михаил Афанасьевич пережил душевный перелом, навсегда бросил медицину и отдался литературе.

Он помещает статьи и заметки в местной газете, участвует в литературных диспутах, пишет сценические миниатюры и пьесы. Действие первой из них происходит в 1905 году. Текст ее до нас не дошел, так как автор впоследствии уничтожил рукопись. Называлась пьеса «Братья Турбины». Хотя, судя по дошедшим до нас сведениям, ничего общего с будущими знаменитыми «Турбиными» она не имела. Только герой носил имя Алексея Турбина.

Все пять пьес, написанных во Владикавказе (частью в соавторстве с местным юристом), Михаил Булгаков уничтожил. Последняя из них называлась «Сыновья муллы». Уже после смерти автора была найдена уцелевшая копия этой пьесы. Булгаков резко отрицательно оценивал все свои пьесы, написанные в данный период. Впрочем, и в дальнейшем неудовлетворенность своим творчеством не раз приводила его к желанию уничтожить написанное.

Памятник М.А. Булгакову во Владикавказе
Памятник М.А. Булгакову во Владикавказе

Побывав в Тифлисе и Батуми, он решил там не оставаться и уехал в Москву. Говоря о годах, проведенных Булгаковым во Владикавказе, нельзя не упомянуть о его выступлении в защиту Пушкина. Уже тогда критика вульгарно-социологического толка глумилась над великими писателями. И особенно над Пушкиным — камер-юнкером, как неизменно подчеркивалось тогда, да и много лет спустя. Описание диспута, на котором разгневанный писатель разгромил докладчика-пасквилянта, Булгаков включил в «Записки на манжетах». Так и озаглавив иронически: «Камер-юнкер Пушкин».

Не раз в «Записках» появляется великое имя «российского Данте», на которое посягает то

«весь поломанный и развинченный, со старушечьим морщинистым лицом»

Михаил Булгаков. «Записки на манжетах»

приезжий молодой человек, то еще какой-нибудь «дебошир в поэзии». Кощунственные слова их возмущают Булгакова, и «на манжетах» появляются иные слова, слова любви и благоговения.

1921 год. Михаил Булгаков едет в Москву

Приблизительную дату приезда Булгакова в Москву, где он решил обосноваться, нетрудно установить. Сопоставим даты его письма в ноябре 1921 года к матери. В этом послании он сообщает, что приехал в столицу полтора месяца тому назад. Значит, он появился в столице в начале октября 21-го года. Трудными оказались для Михаила Булгакова и его жены, прибывшей из Киева, первые годы жизни в Москве. Много усилий понадобилось, чтобы решить вопросы о жилище и заработке. Это хорошо известно, об этом не раз свидетельствуют:

  • письма писателя к родным
  • воспоминания о писателе современников, знавших его в то время
  • различные другие достоверные источники

Благодаря вмешательству Н. К. Крупской, к которой Михаил Булгаков обратился с письмом, его и Татьяну Николаевну прописали в доме № 10 по Садовой. Дом этот принадлежал до революции миллионеру Пигиту. Супруги обосновались в комнате, которую им уступил филолог Андрей Михайлович Земский, женатый на Надежде, сестре Булгакова.

Вид дома, в котором жил Булгаков, в начале XX века
Вид дома, в котором жил Булгаков, в начале XX века.

Неслыханная слава суждена была этому огромному дому. В нём силой и властью творческого воображения писателя поселились герои романа «Мастер и Маргарита», принесшего автору бессмертие. Прежде всего «председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций» Михаил Александрович Берлиоз, «директор театра Варьете» Степа Лиходеев, а затем и сам «дух зла и повелитель теней» Воланд со своей свитой.

Многих гостей принимали в этом доме Воланд и его приближенные на своем достопамятном балу. Но неизмеримо больше людей из многих стран мира побывало с тех пор в «нехорошей квартире». И во дворе дома на Садовой, и на лестнице, ведущей в эту квартиру, поклоняясь памяти некогда жившего там с женой Мастера.

«Записки на манжетах»

В поисках заработка Михаил Афанасьевич сразу же по приезде в Москву направился в Литературный отдел Главполитпросвета и получил там место секретаря. Свои впечатления, мечты и разочарования Булгаков в иронической манере, выработавшейся в «Записках на манжетах», передал во включенных туда миниатюрах. Часть этого цикла, полностью не сохранившегося, была впервые помещена в литературном приложении к газете «Накануне» 18 июня 1922 года.

Михаил Булгаков работает в газете «Накануне»

Сотрудничество с этой газетой имело несомненно серьёзное значение для сближения Булгакова с писательскими кругами столицы. Дело в том, что газета «Накануне», так же как и еженедельное «Литературное приложение» к ней, печаталась в Берлине. Но довольно значительная часть материалов подготовлялась в московской редакции, отсылавшей рукописи в Германию. Там судьбу художественных произведений окончательно решал Алексей Николаевич Толстой, который был редактором «Литературного приложения».

Еженедельное «Литературное приложение» к газете «Накануне»
Еженедельное «Литературное приложение» к газете «Накануне»

По словам Э. Миндлина, работавшего в московской редакции газеты, А.Н. Толстой просил его присылать «побольше Булгакова» для «Приложения». И в том же году, а затем и в последующие два года, там печатались произведения Булгакова. Это дало даже повод для возникновения ошибочной версии о том, что он в эти годы жил и работал в Берлине.

В московской редакции газеты Михаил Булгаков бывал часто. Он встречался там со многими писателями, которые также печатались в «Накануне», это были:

  • Александр Грин
  • Всеволод Иванов
  • Валентин Катаев
  • Михаил Кузмин
  • Осип Мандельштам
  • Юрий Олеша
  • Евгений Петров

Круг его знакомств расширялся, известность постепенно росла. Этому содействовала публикация его статей и фельетонов во многих других периодических изданиях, включая журнал «Россия». В этом журнале в 1922 году было напечатано продолжение «Записок на манжетах». Однако авторский гонорар не был достаточно надежной основой заработка. Поэтому Булгаков поступил в качестве «обработчика» в редакцию газеты «Гудок».

Михаил Булгаков работает в газете «Гудок» и других изданиях

Постепенно диапазон работы Булгакова в «Гудке» расширился. В круг его обязанностей поначалу входила подготовка к печати корреспонденций рабкоров. Многие авторы просто не владели профессиональными литературными навыками. Но хотели высказаться на страницах рабочей газеты. Вскоре Булгаков стал писать фельетонов на темы, отвечавшие профилю газеты.

Трудно перечислить все издания, в которых сотрудничал в те годы писатель, а также псевдонимы, которыми он пользовался:

  • М. Булл,
  • Г. П. Ухов,
  • Эмма Б. и другие

Статьи, очерки и фельетоны, печатавшиеся в «Накануне» и «России», а также сборники рассказов, повесть «Дьяволиада» и первая часть романа «Белая гвардия» Булгаков опубликовал под своим именем.

Повесть «Дьяволиада» впервые опубликована в альманахе «Недра» (Москва, 1924, кн. № 4)
Повесть «Дьяволиада» впервые опубликована в альманахе «Недра» (Москва, 1924, кн. № 4)

Рассказы 20-х годов

Своим именем он подписал и рассказы, вошедшие в цикл «Записки юного врача». Первоначально этот цикл появился (за исключением «Стального горла», напечатанного в 1925 году в «Красной панораме») на страницах московского журнала «Медицинский работник». 

В общей сложности Михаил Афанасьевич Булгаков написал около 40-ка рассказов. Практически все они были написаны в начале его литературной карьеры, в 20-е годы, точнее даже в 1922-26 годах. В данном случае имеются в виду его художественные рассказы, но не газетные заметки и фельетоны, которые он писал, сотрудничая с газетами. Большая часть рассказов объединена в три сборника:

  • Сборник «Заметки и миниатюры», 1922 г. (14 рассказов)
  • Цикл «Записки юного врача», 1925 г. (7 рассказов)
  • Сборник «Трактат о жилище», 1927 г. (4 рассказа)

Рассказ «Я убил»

Видимо, воспоминания о жизни и работе в Никольском он прочно сохранял на протяжении долгого времени. Упорно отделывал, как всегда, свою прозу и обогащая ее новыми темами, новыми размышлениями и образами. Примером этому стал рассказ «Я убил», также опубликованный в «Медицинском работнике» (18 ноября и 12 декабря 1926 г.). События, описанные в этом рассказе, происходят в последний день хозяйничанья петлюровцев в Киеве.

Доктор Яшвин наделён явно чертами сходства с Булгаковым. Он вызван к полковнику Лещенко, который, как сообщает конвоир, допрашивает «коммунистов и жидов», нещадно избиваемых шомполами. Когда к нему врывается женщина, муж которой был расстрелян по его приказанию, и плюет ему в лицо, разъяренный петлюровец приказывает «дать ей двадцать пять шомполов».

И еще один мотив, связанный с этическими концепциями творчества Булгакова, привлекает внимание в этом рассказе, — мотив справедливого возмездия, мотив убийства, трактуемого как казнь преступника.

Повесть «Морфий»

В трех декабрьских (9, 17, 23 числа) номерах 1927 года в этом журнале появилась повесть «Морфий». И это была последняя прижизненная публикация прозы Михаила Булгакова на его Родине…

Поначалу название было «Недуг», и это должен быть роман. Л. Яновская в своей книге «Творческий путь Михаила Булгакова» (1983) показала — думается, достаточно убедительно, — что этот роман позднее (предположительно в 1927 году) был переделан в повесть «Морфий». В повести отчетливо проступают автобиографические черты и переживания Булгакова в период, когда он страдал от последствия инфекции. Инфекция поразила его в результате отсасывания через трубку дифтеритных пленок из горла заболевшего ребенка. Это явствует из рассказов жены Таси, с громадным трудом спасшей его от «недуга», иными словами, от морфинизма.

Кадр из фильма «Морфий» режиссёра Алексея Балабанова. В главной роли Леонид Бичевин
Кадр из фильма «Морфий» режиссёра Алексея Балабанова. В главной роли Леонид Бичевин

Рассказ «Ханский огонь»

Незадолго до того, как началась публикация «Записок юного врача», в начале 1924 года, в «Красном журнале для всех» был напечатан рассказ Булгакова «Ханский огонь». Тема обреченности навеки ушедшего прошлого переплетается в рассказе с темой яростного и бессильного озлобления. Это озлобление побуждает последнего князя Тугай-Бек-Ордынского, бежавшего от революции в Париж, вновь появиться в своем подмосковном дворце, превращенном в усадьбу-музей «Ханская ставка», и, задыхаясь от ненависти, поджечь его.

Мотив «очистительного огня», пришедший к писателю из глубокой древности, торжествует в эпилоге рассказа. Это вынуждает князя, мечтавшего о виселицах на Красной площади и расправах с новыми хозяевами страны, признаться себе:

«Не вернется ничего. Все кончено. Лгать не к чему».

М.А. Булгаков. «Ханский огонь»

Такие слова мог бы, разумеется, произнести и белогвардейский генерал Хлудов. Когда он принимал в эпилоге пьесы «Бег» решение явиться из эмиграции в Россию с повинной. В этой пьесе должна была получить развитие и завершение тема поражения белогвардейского движения. Победно эта тема прозвучала уже в «Днях Турбиных», знаменитой пьесе Булгакова. Пьеса была создана им на основе своего романа «Белая гвардия». Писателя она выдвинула в первые ряды мастеров отечественной литературы.

Первая публикация романа с автографом Булгакова
Первая публикация романа с автографом Булгакова

«Белая гвардия»

В рассказе «Самогонное озеро», опубликованном летом 1923 года, есть фраза, цитируемая едва ли не всеми биографами писателя. Отвечая жене Татьяне, доведенной до отчаяния бесконечными попойками и скандалами жильцов коммунальной квартиры, он говорит ей: 

«А роман я допишу и, смею уверить, это будет такой роман, что от него небу станет жарко».

М.А. Булгаков

Слова эти не воспринимаются как преувеличение, в особенности если вспомнить, какие споры вызвала пьеса «Дни Турбиных», созданная Булгаковым на основе «Белой гвардии», также ставшей предметом нападок на писателя-драматурга.

Булгаков в годы работы над романом, декабрь 1923, рис. А. А. Куренного
Булгаков в годы работы над романом «Белая гвардия», декабрь 1923, рис. А. А. Куренного

Любовь Белозерская — вторая жена Михаила Булгакова

Осенью 1924 года Булгаков и его жена Татьяна пришли к заключению, что совместно жить они больше не будут. К этому времени роман «Белая гвардия» был уже закончен. Первая часть его проходила корректуру в журнале «Россия», где и была затем опубликована в четвертом номере за 1925 год. Посвятил «Белую гвардию» Булгаков Любови Евгеньевне Белозерской. Это вторая жена писателя. Вместе они прожили 8 лет, и жена принимала активное участие в творческой жизни Булгакова.

Любовь Евгеньевна Белозерская. Годы жизни 1895-1987
Любовь Евгеньевна Белозерская. Годы жизни 1895-1987

Познакомились они на мероприятии, посвящённом Алексею Толстому, который редактировал приложение к газете «Накануне».  Вечер как раз редакцией этой газеты и был организован. Чуть больше чем через год они зарегистрировали свой брак.  Она не только писала под его диктовку, выполняя роль секретаря. Считается, что пьеса «Бег» появилась во многом благодаря рассказами об эмиграции  жены Булгакова. «Собачье сердце» — повесть, которую Булгаков написал в 1925 году — он также посвятил второй жене.

Надо отметить, что Любовь Белозерская в 1929 году  познакомила писателя с Еленой Сергеевной Шиловской, с которой она была дружна. После того, как Булгаков и Белозерская расстанутся, Булгаков женится на Елене Сергеевне, и эти две женщины будут поддерживать приятельские отношения.

Михаил Булгаков — драматург

Всего Булгаков написал десять оригинальных (то есть собственных) пьес и создал пять инсценировок, в приведённом ниже списке инсценировки выделены цветом:

  • «Зойкина квартира» (пьеса, 1925г., в СССР поставлена в 1926г., вышла массовым тиражом в 1982 году)
  • «Дни Турбиных» (пьеса, написанная на основе романа «Белая гвардия», 1925г., в СССР поставлена в 1925г., вышла массовым тиражом в 1955 году)
  • «Бег» (пьеса, 1926—1928гг.)
  • «Багровый остров» (пьеса, 1927г., в СССР опубликована в 1968 году)
  • «Кабала святош» (пьеса, 1929г., (в СССР поставлена в 1936г.), в 1931 году была допущена цензурой к постановке с рядом купюр под названием «Мольер», но и в таком виде постановка была отложена)
  • «Мёртвые души» (инсценировка романа Н.В. Гоголя), 1930г.)
  • «Адам и Ева» (пьеса, 1931г.)
  • «Полоумный Журден» (пьеса по мотивам Мольера, 1932г., в СССР опубликована в 1965 году)
  • «Блаженство (сон инженера Рейна)» (пьеса, 1934г., в СССР опубликована в 1966 году)
  • «Последние дни (Александр Пушкин)» (пьеса, 1935г. (в СССР опубликована в 1955 году)
  • «Необычайное происшествие, или Ревизор» (пьеса по комедии Николая Гоголя, 1935г.)
  • «Иван Васильевич» (пьеса, 1936г.)
  • «Батум» (пьеса о юности И. В. Сталина, первоначальное название «Пастырь», 1939г., в СССР опубликована в 1988 году)
  • «Война и мир», пьеса по одноимённому роману Л.Н. Толстого
  • «Дон Кихот» по роману Сервантеса
Михаил Булгаков с труппой Московского Художественного академического театра
Михаил Булгаков с труппой Московского Художественного академического театра

Елена Сергеевна Булгакова

В 1929 году он начал или, во всяком случае, продолжил работу над своей «главной книгой», каковой по праву считается роман «Мастер и Маргарита». А также над автобиографической повестью «Тайному другу». Так называл он Елену Сергеевну Шиловскую, послужившую прообразом Маргариты и ставшую его женой в 1932 году. И в том же году он написал две пьесы — «Полоумный Журден» и «Кабала святош».

Елена Сергеевна Шиловская (её фамилия по второму замужеству) была для Михаила Булгакова не только музой. Она стала его незаменимым помощником, лучшим другом, в конце концов и душеприказчиком. Была с ним до самой смерти. И потом в течение многих лет хранила его архив, посвятив свою жизнь увековечению памяти о любимом человеке. Именно благодаря ей спустя много лет, уже в 60-80-е годы, будут опубликованы главные прозаические произведения писателя:

  • «Записки покойника» (Театральный роман)
  • «Тайному другу»
  • «Мастер и Маргарита»
  • «Собачье сердце»
Елена Сергеевна Булгакова (в то время Елена Шиловская) в 1928 году. Годы жизни 1893-1970
Елена Сергеевна Булгакова (в то время Елена Шиловская) в 1928 году. Годы жизни 1893-1970

30-е годы. Михаил Булгаков работает в МХАТ и в ГАБТ

В 1930 году Михаил Афанасьевич Булгаков начал работать в МХАТе. Интересный момент: на работу в МХАТ его взяли после того, как к нему домой позвонил И. Сталин и задал писателю несколько вопросов. Булгаков поначалу подумал было, что это розыгрыш. Но факт остаётся фактом — после того, как Булгаков написал письмо в правительство, прося либо дать ему возможность зарабатывать как драматургу, работая во МХАТе, либо разрешить отъезд за границу, Сталин звонил Булгакову и после разговора порекомендовал обратиться в МХАТ. Там после этого, естественно, взяли на работу Михаила Афанасьевича. Но особой радости ему эта работа так и не принесла. Так как только одна пьеса — Дни Турбиных — шла в театре. А такие пьесы, как «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров» — они были признаны Реперткомом неприемлимыми.

Его должность называлась режиссёр-ассистент. Написал несколько новых пьес. Работал он до 1936 года и после запрета на постановку  его пьесы «Мольер» («Кабала святош») подал в отставку.  

Удостоверение Булгакова, сотрудника МХАТ
Удостоверение Булгакова, сотрудника МХАТ

Поступил в Большой театр на должность либреттиста и консультанта, где и работал до 1939 года, пока не дала знать о себе болезнь почек. Проблемы с почками были у писателя всегда, это наследственное. Обострение болезни хронологически совпало с отменой постановки пьесы о юности Сталина «Батум» самим Сталиным, который счёл ненужной эту работу. Булгаков слёг, и на это время приходится, по свидетельству его жены Елены Сергеевны, диктовка писателем последних правок романа «Мастер и Маргарита». 

Михаил Афанасьевич Булгаков умер 10 марта 1940 года, на 49-м году жизни. Тело было кремировано и прах захоронен на Новодевичьем кладбище. По странной прихоти судьбы на могиле его был установлен камень с могилы его любимого писателя Николая Васильевича Гоголя.

М.А. Булгаков. Фото 1940г, незадолго до смерти
М.А. Булгаков. Фото 1940г, незадолго до смерти

«Мастер и Маргарита»

Михаил Афанасьевич Булгаков работал над этим романом последние десять лет жизни. Этому произведению была уготована особая судьба. Как и большая часть творческого наследия Булгакова, он не был напечатан при жизни писателя. Если точнее — ни одна его пьеса не была издана массовым тиражом при жизни, а из романов и повестей была издана лишь половина. Роман «Мастер и Маргарита» был опубликован впервые в 1966 году, предисловие к публикации написал Констанатин Симонов.

М.А, Булгаков. Первая публикация романа «Мастер и Маргарита», журнал «Москва», № 11, 1966год
Первая публикация романа «Мастер и Маргарита», журнал «Москва», № 11, 1966год

Михаил Булгаков: аудиокниги и радиоспектакли по произведениям писателя

Произведения Михаила Афанасьевича Булгакова многократно интерпретировались — как в кинематографе, так и радиопостановках. Существует и много версий аудиокниг. Все аудиокниги Михаила Булгакова представлены на сайте https://audiobooks.su/ — их можно слушать онлайн без регистрации в хорошем качестве.

error: Content is protected !!