Вечера на хуторе близ Диканьки

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Двухтомный сборник повестей русского писателя Н.В. Гоголя. Публикация первого тома состоялась в 1831 году, второй том вышел в печать в 1832 году. 

Краткое содержание «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Часть первая: повести «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота».

Вечера на хуторе близ диканьки. Вакула на чёрте из повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством». Рисунок Тарасенко, оформивший издание кн. маг. В. Думнова, п/ф "Насл. бр. Салаевых", 1887 года.
Вакула на чёрте из повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством». Рисунок Тарасенко, оформивший издание кн. маг. В. Думнова, п/ф «Насл. бр. Салаевых», 1887 года.

Часть вторая: повести «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Заколдованное место».

История создания

Николай Гоголь прибыл в Санкт-Петербург в декабре 1828 года 19-летним выпускником Нежинской гимназии, который жаждал посвятить всего себя служению Отечеству. Однако, в каком виде будет выражаться это служение молодой человек ясно не представлял. 

Денежные затруднения Гоголя

Первое, чем встретила вчерашнего украинского студента столица Российской империи – это дороговизна. Тех скудных средств, которые семейство Гоголя могло выделять на содержание сына и коими Гоголь привык обходиться у себя на родине, совершенно не хватало в блестящем Петербурге. Николай Васильевич попытался устроиться на государственную службу, однако, вскоре выяснилось, что он к ней совершенно не пригоден: служба чиновника была настолько бессодержательная и монотонна, что Гоголь не мог заставить себя ходить туда каждый день. 

Но потребность в деньгах оставалась. Тогда молодой человек и решил попробовать себя на стезе писательства, так как в гимназии он ярко выделялся именно своими литературными способностями. Гоголь видел, что большим спросом у читателей пользуется все, что связано с народной жизнью, поэтому решил написать несколько рассказов на тему жизни украинского села. 

Первая часть «Вечера на хуторе близ Диканьки»

В 1828 году он приступил к работе. Молодой литератор, который обожал во всем точность и скрупулезность, отправил письмо матери и сестре, где попросил их прислать ему как можно более детальное описание обрядов, обычаев, быта и костюмов сельских жителей Малороссии.

Опираясь на эти описания, а также на свои детские и юношеские воспоминания и рассказы любимой бабушки, Гоголь и написал первые четыре повести «Вечеров на хуторе близ Диканьки». 

В сентябре 1831 года книга была отпечатана в типографии и появилась в книжных лавках Петербурга. С первых же дней продажи стало понятно, что это успех! Весь тираж разошелся мгновенно, а об авторе веселых повестей с мистическим налетом говорила вся столица как о новом литературном даровании. Александр Пушкин, прочтя «Вечера на хуторе близ Диканьки», сделал такую запись: 

«Сейчас прочёл Вечера близ Диканьки. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…»

Вторая часть «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Вдохновленный успехом, Николай Гоголь без промедления приступил к написанию второй части сборника, который вышел в свет уже в марте 1832 года.

Незадолго до этого – в феврале 1832 года – состоялось личное знакомство Николая Васильевича с Александром Пушкиным. Это было знаменательное событие для начинающего литератора с Украины.

Пушкин тоже был рад знакомству и ввел Гоголя в круг своих товарищей по перу: Василия Жуковского, Константина Батюшкова, Николая Греча, Фаддея Булгарина и др. Еще пару лет назад Гоголь и мечтать о таком не мог!

Основная тема

Если взглянуть на сборник в целом и попытаться выделить одну тему, которая объединяет все повести цикла, то становится очевидным что это тема борьбы добра и зла, причем, в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» светлые силы побеждают нечисть. 

Вечера на хуторе близ Диканьки - Гоголь
Федор Антонович Моллер (1812–1874) Портрет Н.В. Гоголя. 1840-е гг. Холст, масло.

Через истории своих персонажей Гоголь демонстрирует, что материальный достаток не всегда автоматически означает счастье, а страстные желания очень часто влекут человека прямиком в лапы темных сил. И единственным безотказным оружием в любые времена выступают искренняя вера и добродетель. 

Через все истории сборника красной нитью так или иначе проходит мысль о том, что все тайное рано или поздно становится явным, а причиненное другим зло обязательно вернется тебе в качестве расплаты за содеянное. При всем том автор не опускается до морализации и осуждения своих алчных и злых героев, потому как наказывает их уже в самом сюжете: все они несут заслуженное наказание и показаны в таком виде, что читатель не может не посмеяться над ними. 

Именно юмор – сильнейшее оружие Гоголя, с помощью которого он доносит до читателя главный урок: жить нужно по совести, сохраняя в сердце любовь и уважение к людям, тогда беды будут обходить тебя стороной и никакая нечистая сила не сможет взять верх. 

Композиция сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Главный художественный прием, которым пользуется Гоголь в своих «Вечерах» – контраст: размеренная жизнь с яркими радостными моментами во всех повестях соседствует с печальными и даже жутковатыми событиями. 

Вечера на хуторе близ диканьки. Вторая книжка. 1832
Вечера на хуторе близ диканьки. Вторая книжка. 1832

Сюжет каждой повести становится своеобразной ареной для борьбы добра и зла, истиной христианской веры и бесовщины. Высокий градус этой контрастности достигается Гоголем благодаря многочисленным вкраплениям фольклора, народным преданиям и фантастическим сценкам, которые автор в изобилии вплетает в повествование. Отдельным колоритным персонажем являет рассказчик – пасечник Панько Рудый, который как будто берет читателя за руку и ведет по всем рассказам сборника, от страницы к странице открывая ему самобытную жизнь украинского села. 

Жанр сборника

Литературоведы единодушно сходятся во мнении, что все произведения сборника относятся к жанру повести, их направление – романтизм. Сам Гоголь называл такой стиль повествования – поэтическая проза, и именно благодаря ей «Вечера на хуторе близ Диканьки» получились такими лиричными и даже мелодичными. Уже несколько веков читатели находят, что все повести читаются легко, на одном дыхании, как будто это не прозаическое произведение, а воздушное стихотворение. 

Гоголь сумел соединить в одной книге высокий поэтический стиль и романтические элементы с живой разговорной речью. И именно это необычное сочетание так полюбилось читателям, придало неповторимый шарм и народный характер. 

«Вечера на хуторе близ Диканьки» в культуре

Бессмертное творение Гоголя вдохновило многих деятелей культуры на создание собственных произведений. 

Так, композиторы Николай Андреевич Римский-Корсаков и Петр Ильич Чайковский написали великолепные оперы: Н. Римский-Корсаков – оперу «Ночь перед Рождеством», а П. Чайковский – оперу «Черевички».

С возникновением кинематографа режиссеры непременно захотели снять художественные фильмы на сюжет гоголевских повестей. Первые немые фильмы «Страшная месть» и «Ночь перед Рождеством» вышли более ста лет назад – еще в 1912 году. 

Ночь перед Рождеством 1913 год
Ночь перед Рождеством 1913 год

Наиболее известными и популярными считаются экранизации «Вечеров» режиссера Александра Роу. Его кинокартина «Майская ночь, или Утопленница» вышла в 1952 году, а «Вечера на хуторе близ Диканьки» в 1961 году.

Также в советское время было создано несколько детских адаптированных мультфильмов на сюжет повестей Гоголя.

На сегодняшний день самыми свежими экранизациями повестей Николая Васильевича из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» является фильм режиссера Александра Баранова «Гоголь. Начало», который вышел на большие экраны в 2017 году.

error: Content is protected !!