«Первые люди на Луне»

«Первые люди на Луне» — завершение цикла ранних романов Герберта Уэллса

Научно-фантастический роман английского писателя Герберта Уэллса «Первые люди на Луне» вышел в 1901 году. Он заканчивает ранний цикл романов писателя. Уэллс снова обращается к теме, намеченной им ещё в романе «Машина времени». Снова он создаёт гротескно-фантастические образы, которые, как считает автор, наиболее точно будут передавать главные противоречия цивилизации, в основе которой лежит эксплуатация человека человеком.

Краткое содержание романа «Первые люди на Луне»

Знакомство Бедфорда и Кейвора

Один англичанин, Бедфорд, поселившийся за городом с целью проявить себя на творческом поприще и написать драматическое произведение, знакомится с человеком, который тоже ведёт затворнический образ жизни. Только он не литератор, а физик, который работает над важнейшим изобретением. Кейвор, так фамилия учёного, создал новый минерал каворит. Именно с его помощью учёному удаётся преодолевать силу тяжести.

«Первые люди на Луне». Иллюстрация к изданию 1939 года. Художник Н.Травин
«Первые люди на Луне». Иллюстрация к изданию 1939 года. Художник Н.Травин

Полёт на Луну

Бедфорд, как человек практичный, предвидит хорошие барыши от такого изобретения. При этом его творческая фантазия заходит так далеко, что он считает возможным с помощью приобретённого капитала подчинить себе весь мир. А Кейвор хочет построить космический корабль и зовёт Бедфорда в полет на Луну. Кейвор считает, что там нет жизни. Во время полёта к Луне они знакомятся с таким состоянием, как невесомость.

«Первые люди на Луне». Иллюстрация к изданию 1939 года. Художник Н.Травин

Высадка на Луну

На Луне герои обнаруживают пустыню. Однако после восхода Солнца начинают расти невероятно быстро странные растения. Бедфорд и Кейвор, выйдя из своего космического корабля, заблудились в этом неожиданном лесу. Они слышат какой-то гул из-под земли. Затем встречают животных, которых пасут жители Луны — селениты. 

В плену у селенитов

Проголодавшись, Бредфорд и Кейвор съедают местные растения и приходят в состояние опьянения. В таком виде их находят несколько селенитов. Попав в плен, земляне убивают нескольких селенитов и совершают побег. Вернувшись на поверхность Луны, они расходятся для поисков своего корабля. Бедфорд обнаруживает корабль и летит на Землю, но без Кейвора. Учёный-физик снова в плену у селенитов, о чем Бедфорд узнает из записки, оставленной его приятелем.

«Первые люди на Луне». Иллюстрация к изданию 1939 года. Художник Н.Травин

Возвращение Бедфорда на Землю

В итоге Бедфорд приземляется в море, не очень далеко от места старта корабля. Он привёз с собой золото с Луны, и зарабатывает на этом состояние. Но теряет корабль, на котором нечаянно улетает забравшийся внутрь мальчишка. Бедфорд описывает и публикует своё приключение в журнале Strand. Он узнает, что один голландец получил обрывки радиосообщений от Кейвора, отправленных с Луны. 

«Первые люди на Луне». Иллюстрация к изданию 1939 года. Художник Н.Травин
«Первые люди на Луне». Иллюстрация к изданию 1939 года. Художник Н.Травин

Селениты, как сообщал Кейвор, представители технологически сложного общества, живущего под землёй — то есть под поверхностью Луны, в данном случае. Кейвор сообщает также, что селениты самореализуются в выполнении чёткой социальной функции, для которой они были подготовлены. Специализация селенитов  — это суть их цивилизации.

Великий Лунатик, встретивший Кейвора и узнавший от него о том, как живут на Земле, оценивает данные Кейвора как очень серьёзные и несущие опасность для жителей спутника Земли. Лунный лидер, судя по всему, принимает решение отказать Кейвору в связи с Землёй. Так как земляне склонны к воинственным действиям. Радиопередачи Кейвора прерываются при попытке им передать на Землю описание способа изготовления каворита. Талантливому учёному, судя по всему, приходится остаться на Луне навсегда. Больше о нём не сообщается.

Организация общества селенитов в романе «Первые люди на Луне»

Специализация лунных жителей — селенитов — достигла предельной степени. У каждого из селенитов гипертрофирована одна рабочая функция, остальные умерщвлены:

  • Ученые — это просто огромные головы, которые уже не держатся на тщедушных тельцах. Один из них обладает способностью все запомнить, ничего не поняв. Другой — все понять, ничего не запомнив.
  • Живописец ненавидит всех, кто не рисует, и всех, кто рисует лучше него.
  • Математик давно утратил способность смеяться, разве что, открыв оригинальную математическую комбинацию.
  • Рабочие приспособлены каждый к выполнению одной какой-то операции. Когда в рабочих нет нужды, их усыпляют и складывают штабелями в погребах.
«Первые люди на Луне». Иллюстрация к изданию 1939 года. Художник Н.Травин
«Первые люди на Луне». Иллюстрация к изданию 1939 года. Художник Н.Травин

Впрочем, иронически замечает Уэллс, сравнивая земные порядки с лунными, это «наверное все-таки лучше, чем выгонять рабочего из мастерской, чтобы он умирал с голоду на улице». Лунное общество по-своему идеально организовано. В нем царит абсолютный порядок, оно безупречно функционирует, но как оно отвратительно, антигуманно, бессмысленно!

«Первые люди на Луне» — ответ Герберта Уэллса Герберту Спенсеру

Роман «Первые люди на Луне» — это исчерпывающий ответ Герберта Уэллса своему тёзке Герберту Спенсеру, философия которого была в эти годы исключительно популярна в буржуазных кругах. Спенсер утверждал, что человеческое общество подчиняется биологическим законам и поэтому порядки, установленные буржуазией, «органичны». Правящие классы уподоблялись им голове, рабочий класс — рукам общества. Уэллс изобразил общество, построенное согласно идеалам Спенсера, но изобразил его пером сатирика.

«Машина времени» открывает ранний цикл Уэллса, а «Первые люди на Луне» его завершают. Отпечаток этого нельзя не увидеть на обоих произведениях. Первое в них принадлежит перу писателя, только что вступившего в литературу, второе человеку, уже отходящему от идей своей молодости. Оба произведения отличаются определенной рационалистической прямолинейностью; речь в них идет о проблемах чрезвычайно существенных, но поставленных «отдельно» от других вопросов современности.

Романы, следовавшие непосредственно за романом «Машина времени», начиная с «Остров доктора Моро», лишены этого недостатка. В них поднимается широкий круг важнейших социальных вопросов, им свойственна значительно большая реалистическая убедительность н многосторонность.

error: Content is protected !!