Машина времени

Роман «Машина времени»

Основная идея романа «Машина времени»

Первый роман английского писателя Герберта Уэллса «Машина времени», вышедший в свет в 1895 году, был ответом буржуазной пропаганде, объявлявшей англичан «единой нацией». Кое-кто не способен разглядеть пропасть, разделяющую трудящихся и эксплуататоров в современном обществе. И понять при этом, что она все расширяется, — так заявляет писатель. Что ж, он готов показать тот момент в истории человечества, когда пропасть разверзнется под ногами самого правящего класса.

Размышляя о вырождении как верхов, так и низов в результате доведения до логического конца классовой поляризации, Уэллс выражал в этом романе свои крайне пессимистические футурологические воззрения.

Иллюстрация к роману «Машина времени»

«Машина времени». Сюжет романа

Роман «Машина времени» вне всякого сомнения является сатирой, несмотря на свою фантастическую основу. По сути, Уэллс в этом произведении блестяще продолжает традиции Джонатана Свифта.

В очень далёком будущем в романе Уэллса эксплуатируемый класс и его угнетатели трансформировались в две человеческие породы. Представители рабочего класса стали звероподобными морлоками, а «голубая кровь», аристократы — стали элоями, которые сами себя не могут обеспечить ни в чём. Разделение на тех, кто трудится, и на бездельников ведет к вырождению общества и вырождению человека. Таков вывод Герберта Уэллса.

Возмездие угнетателем будет обязательно. В романе Уэллса оно получает страшную форму: морлоки кормят элоев, но только потому, что потом они их самих употребляют в пищу.

История создания

«Машина времени», идея которой многие годы им вынашивалась — ранее Уэллс уже писал повесть «Аргонавты времени» (1888 год) — первенец писателя в романном жанре. И это произведение показало, что ее автор — человек неуёмной фантазии. История мировой литературы до Уэллса знала уже немало футурологических утопий. В них опробовался определенный «набор» сюжетных ситуаций, позволяющих транспортировать героя в завтрашний день: здесь были

  • сны
  • видения
  • путешествия на другие планеты

Но, так сказать, «аппаратного» перемещения с помощью специально построенной машины в литературе до Уэллса не было. Фактически писатель создал новое направление в научной фантастике.

Краткое содержание романа «Машина времени»

Герой Уэллса изобретает машину времени, позволяющую ему осуществить перелёт в 802 701-й год нашей эры. Путешественник во времени — типичная для уэллсовской характерологии фигура ученого, пытливого и смелого. Писатель не только увлекает нас удивительными картинами будущего, но и приобщает к раздумьям своего героя, взгляды которого претерпевают радикальную перемену.

Читательский интерес возбужден обнаружением контраста между видимостью и сутью явлений. Поначалу увиденная путешественником панорама воспринимается им как едва ли не земной рай, счастливый итог прогрессивного пути, проделанного человечеством, вступившим в пору безмятежности и довольства. Однако вскоре роман начинает обретать черты мрачной «антиутопии», оспаривающей оптимистические прогнозы других писателей.

Морлоки и элои

Уэллс, всегда работающий на резких контрастах, преувеличениях, рисует будущее в виде мрачно-фантастического гротеска: общество разделилось на изнеженных и никчемных элоев и звероподобных морлоков.

Иллюстрация к роману «Машина времени»
Иллюстрация к роману «Машина времени»

Восемь дней проводит главный герой в будущем. Не зная поначалу о том, что есть морлоки, он знакомится с образом жизни элоев. И на основании увиденного делает вывод, что общество остановилось в развитии, что всё находится в состоянии умиротворённости. Однако, его машину времени кто-то похищает. Сам путешественник узнаёт от появившейся у него подруги Уины, которую он спас, когда она тонула, что элои инстинктивно очень боятся темноты.

Путешественник понимает, что, скорее всего, его аппарат спрятан где-то поблизости, он обнаруживает следы переноски машины к пъедесталу Белого Сфинкса. Вот только элои не хотят ему помочь именно из-за их страха перед темнотой.

Увидев случайно ночью несколько морлоков, путешественник во времени понимает, что под землёй есть какой-то другой мир, что там живут какие-то другие существа. Он проникает через вентиляционное отверстие полуразрушенного здания глубоко под землю и обнаруживает там работающие механизмы, а обслуживают эти машины морлоки. И у него складывается такое представление об устройстве общества в будущем: морлоки, как понимает главный герой, потомки рабочих. А элои – это представители прежнего класса имущих потомки, потомки богатых.

Плакат фильма «Машина времени» 1960г.
Плакат фильма «Машина времени» 1960г.

Морлоки за многие тысячелетия обслуживания механизмов, которые дают возможность существовать элоям на поверхности земли без забот, деградировали. Элои тоже деградировали. Но у морлоков к тому же больше нет возможности производить пищу под землей. Поэтому они под покровом темноты крадут элоев, чтоб потом… съесть их!

Чудом сумев выбраться из-под земли, главный герой, взяв с собой Уину, собирается проникнуть в место, куда спрятали его машину. Ему нужны инструменты, за которыми он отправляется в Зелёный Фарфоровый Дворец. На обратном пути у него происходит стычка с большой группой морлоков. Он уничтожает много безумных обитателей подземелья, но теряет Уину.

Ещё дальше в будущее

Добравшись до Сфинкса, где спрятана его машина, он обнаруживает, что двери пьедестала Сфинкса открыты. Его пытаются морлоки заманить в ловушку таким образом. Но он отбивается от них и на своей машине перемещается дальше в будущее, вероятно, на несколько миллиардов лет.

Солнце к тому времени превратилось в красную гигантскую звезду. Человечества больше нет, на земле живут только гигантские членистоногие. Перескочив из этого времени ещё на несколько десятков миллионов лет вперёд, путешественник решает вернуться, наконец, в своё время.

Возвращение домой и новое путешествие

В итоге он сначала попадает прямо в тот день, из которого он и начала своё перемещение во времени. Но его современники, услышав необычный рассказ, не верят, что такое возможно. Собрав всё необходимое для нового вояжа в будущее, главный герой отправляется в новое путешествие. Он рассчитывает теперь привезти неопровержимые доказательства своего открытия. И с тех пор о нём больше ничего не известно.

Влияние романа «Машина времени» на творчество других писателей

«Машина времени» представила в сгущенном виде тот комплекс идей, образов, творческих приемов, которые будут обогащаться и варьироваться в последующих фантастических романах Уэллса. А сам роман, также как «Человек-невидимка», стал классикой научной фантастики и открыл целое направление в этом жанре. В фантастической литературе появились новые термины — путешествие во времени, машина времени. Но писатели не только стали разрабатывать активно саму тему. Влияние этого произведения на других авторов было разносторонним. Некоторые уэллсовские мотивы интересно преломились у других авторов.

«Косматая обезьяна». Ю. О’Нил

Например, в драме «Косматая обезьяна» (автор Ю. О’Нил). В этом произведении на пароходе, в каютах — верхи общества, люди изнеженные, анемичные. А в трюме, в кочегарке — трудятся в поте лица рабочие, дегуманизированные, низведенные до уровня «косматых обезьян». Вся конструкция пьесы, включая конфликт миллионерши Милдред и кочегара Янка, этого олицетворения не только примитивно-животного начала, но и социальной униженности, представляет весьма своеобразное воплощение уэллсовской темы элоев и морлоков.

«Баня». Маяковский

Интересную полемику с пессимистическими прогнозами в романе Уэллса обнаруживаем мы в пьесе Маяковского «Баня». Там возникает образ «машины времени», которая уносит героев в завтрашний день, в коммунистическое «близко». Ее пассажиры, во главе с «фосфорической женщиной», — энтузиасты, изобретатели, строители нового общества; машина выбрасывает за борт всякий «сор» — бюрократов, очковтирателей, приспособленцев…

«Машина пространства». Кристофер Прист

Можно назвать и произведение Кристофера Приста «Машина пространства». Роман этот имел большой успех. В нем оригинально преломились идеи двух уэллсовских опусов: «Машины времени» и «Войны миров»

Экранизация романа «Машина времени»

Кадр из фильма «The Time Machine» 1960г. Изобретатель Джордж - актёр Род Тейлор
Кадр из фильма «The Time Machine» 1960г. Изобретатель Джордж — актёр Род Тейлор
error: Content is protected !!