Содержание
Основная идея романа «Остров доктора Моро»
«Остров доктора Моро» — так называется роман английского писателя Герберта Уэллса, который вышел в свет в 1896 году. В романе рассказывается о том, как на острове в Тихом океане вивисектор доктор Моро ставит уникальный, но в то же время и жестокий эксперимент. Он пытается превращать в людей представителей животного мира, проводя революционные хирургические операции.
Современное общество слишком противоречиво, чтобы существовать вечно, и эти противоречия с течением времени будут все накапливаться и обостряться. Мир собственников, мир людей, напоминающих, по словам Уэллса, «собак, привязанных к задку телеги», ждет неизбежный конец. Но какой будет этот конец? Какое общество придет на смену теперешнему?
На эти вопросы Уэллс постарался ответить в романах «Остров доктора Моро» и «Когда спящий проснется». Оба они не уступают в сатирической силе другим произведениям английского писателя, однако в них автор говорит не только о противоречиях современного общества, но и в возможном исходе этих противоречий.
Краткое содержание романа «Остров доктора Моро»
Эдуард Прендик, биолог по образованию, попал случайно на небольшой остров, лежащий в стороне от пароходных линий, и там вдруг столкнулся с одним из крупнейших мировых хирургов, доктором Моро. За десять лет до того Моро вынужден был бежать из Европы, затравленный «борцами против вивисекции». Он перенёс свои опыты в этот заброшенный уголок земного шара. Здесь Моро продолжает работать над созданием у животных новых качеств, приближающих их к людям. Такова реальная рамка романа Уэллса «Остров доктора Моро».
На острове доктора Моро в пределах жизни одного поколения совершается весь процесс цивилизации, и вооруженный скальпелем Моро — двигатель ее, воплощенная историческая закономерность. Прендику в первый день его пребывания на острове кажется, что Моро — злодей, превращающий людей в животных. Но он скоро обнаруживает свою ошибку. Наоборот, Моро пытается делать зверей людьми. Буржуазное общество пришло на смену более отсталым общественным укладам. Исторически оно прогрессивно. Определенный рост человечества в его условиях несомненен. Но и при всем том он ограничен и противоречив. Моро очеловечивает животных в лаборатории, которую обитатели острова назвали «домом страдания».
Звери становятся людьми лишь до известной степени, и достичь большего Моро не в силах. У очеловеченных зверей сложилось не настоящее человеческое общество, а некая пародия на него. Чтобы держать их в повиновении, Моро приставил к ним уродливое существо, именуемое «Чтец закона». Всем, кто нарушит «Закон», грозит возвращение в «дом страдания». Сцена чтения закона — одна из самых сатирически острых в этом романе.
На острове вспыхивает возмущение, Моро гибнет. Но здесь и начинается отступление Уэллса. Революция, по его мнению, в свою очередь несет в себе внутреннее противоречие. Направленная против жестокости современного общества, она сама осуществляется через жестокость. Этой мысли подчинена финальная часть романа.
Критика буржуазного общества
В буржуазном обществе человек наполовину еще принадлежит животному царству с его законом борьбы всех против всех, и в том, как старательно повторяют люди-звери, что нельзя охотиться друг за другом, заключена самая большая издевка автора.
Впрочем, люди-звери достаточно развились, чтобы в методах «очеловечивания» разглядеть бесчеловечное, противное принципу, ради которого оно, по видимости, совершается.
«Мы любим Закон и будем соблюдать его», говорят освободившиеся люди-звери. Но, несмотря на эти благие намеренья, все человеческое в них исчезает в процессе революции. Они снова опускаются на четвереньки. Цивилизация гибнет.
Роман Герберта Уэллса «Остров доктора Моро» — ответ на «Книгу джунглей» Киплинга
Но роман имеет и другой план — фантастико-символический. В огромную символическую фигуру вырастает доктор Моро. Большой общественный смысл приобретает под пером Уэллса история постепенного очеловеченья людей-зверей, созданных Моро. «Остров доктора Моро» явился ответом на «Книгу джунглей» Киплинга, вышедшую в свет за год до появления романа Уэллса.
В «Книге джунглей», как и во всем творчестве Киплинга, парадоксально, на первый взгляд, сочетались идеализация первобытной дикости с провозглашением «цивилизаторской миссии» белого человека. Для Киплинга и других писателей-империалистов здесь, впрочем, нет никакого противоречия. Киплинг безоговорочно принимает нормы буржуазного общества. Незачем поэтизировать это общество, заявляет Киплинг, оно и само по себе поэтично Эту «поэзию» Киплинг пытается найти в погоне за чистоганом, в презрении к культуре, в культе грубой силы, символизируемой «законом джунглей».
Да, отвечает Уэллс, буржуазное общество нечего идеализировать. Но именно потому, что оно не поддается никакой идеализации, оно отвратительно, лицемерно, бесчеловечно. Не в прогрессе общества заключена опасность. Опасность в том, что оно, по существу, не является обществом цивилизованным и держится только на предрассудках и грубой силе.
Полемика с Киплингом не искупает основной, антиреволюционной, охранительной тенденции автора. Да и в пылу спора Уэллс слишком часто начинает говорить языком своего противника.