Марк Твен

Марк Твен

Сэмюэль Клеменс, ставший писателем, который известен всему миру под псевдонимом Марк Твен, родился в 1835 году вблизи фронтира — тогдашнего края колонизации США. В страстном стремлении разбогатеть отец писателя, со многими другими переселенцами, отправился на запад, на неосвоенные земли. Он умер бедняком, не обеспечив семью, и эту первую, одну из многих американских трагедий будущий писатель узнал еще в детстве.

Юный Марк Твен осваивает много профессий

Юному Твену пришлось пройти суровую школу жизни, он перепробовал множество профессий:

  • продавец газет
  • наборщик
  • лоцман
  • репортером маленькой провинциальной газеты

Кроме этого, он ездил в Неваду в поисках серебра.

Впечатления и переживания юных лет, проведенных в труде и среди людей труда, сказались на всей жизни писателя. Они были той здоровой первоосновой, которая противостояла впоследствии многим тлетворным влияниям.

Происхождение псевдонима «Марк Твен»

«Марк твен» у лоцманов Миссисипи в то время означало: все в порядке, мели нет, можно спокойно вести судно. Совсем ещё молодой лоцман Сэмюэль Клеменс не случайно избрал этот пароль лоцманов как литературный псевдоним. Твен писал, что годы, проведенные па Миссисипи, — самые памятные годы его жизни. С великой американской рекой связаны и лучшие страницы его книг.

Характеристика эпохи

В 1861 году началась гражданская: война между Севером и Югом. Движение за отмену рабства переплеталось с движением фермеров, боровшихся за свободные земли на западе страны. Трудящиеся Америки — белые и негры — надеялись, что после победы Севера их справедливые требования будут удовлетворены. Что «неограниченные возможности» Америки, о которых так много уже тогда кричали идеологи капитализма, превратятся в действительность для трудящихся. Эта надежды не сбылись.

Дом-музей Марка Твена — дом в Хартфорде (Коннектикут), где в 1874—1891 годах проживал известный американский писатель Марк Твен. Здесь он написал свои самые известные произведения. Трёхэтажный дом с 19 комнатами был построен в 1874 году в викторианском стиле. В 1962 году дом был признан национальным историческим памятником США
Дом-музей Марка Твена — дом в Хартфорде (Коннектикут), где в 1874—1891 годах проживал известный американский писатель Марк Твен. Здесь он написал свои самые известные произведения. Трёхэтажный дом с 19 комнатами был построен в 1874 году в викторианском стиле. В 1962 году дом был признан национальным историческим памятником США

После окончания гражданской войны в США начался период еще более бурного развития капитализма. Руками трудового народа страна превращалась в мощную индустриальную державу, росли фабрики, заводы, города. В то же время эксплуатация трудящихся все более усиливалась. Народ Америки попал в новое, капиталистическое рабство, циничное, жестокое, лицемерное, замаскированное лживыми речами о свободе и демократии. Американская буржуазия по искусству обманывать и развращать трудящихся не имеет себе равной на свете. Все это ярко, с большой сатирической силой показано в творчестве Марка Твена.

Марк Твен. Начало литературной карьеры

Уже в первых литературных опытах Марк Твен проявил свой замечательный талант рассказчика, неиссякаемый природный юмор, великолепное знание быта и нравов своей страны. После первого же сборника рассказов «Знаменитая прыгающая лягушка округа Калаверас» (1867 г.) имя Твена облетело Америку. Он едет в Европу с группой американских туристов, и его корреспонденции об этой поездке составили затем книгу «Простаки за границей».

Хижина, в которой Марк Твен написал «Знаменитая скачущая лягушка» (1867 г.)
Хижина, в которой Марк Твен написал «Знаменитая прыгающая лягушка округа Калаверас» (1867 г.)

Став известным писателем, Марк Твен сближается с крупнейшими представителями тогдашней американской литературы. В литературе того времени господствовали книги, мало связанные с жизнью, лакировавшие действительность. Современник и друг Твена писатель Гоуэллс был основателем так называемого «нежного» или «розового» реализма. Он утверждал, что наиболее «улыбчивые стороны жизни и есть наиболее американские».

Законодатели литературных мод 60-х годов прошлого века всячески старались направить по ложному пути и творчество Твена. Этому способствовало и окружение, в котором оказался писатель благодаря своей женитьбе на дочери богатого углеторговца Оливии Лэнгдон, стремившейся отгородить своего гениального мужа от жизни народа. При этом надо сказать, что в браке Марк Твен был безмерно счастлив и просто обожал жену и дочерей.

Марк Твен, его жена Оливиея и дочери: Сьюзи, Клара, Джин

Марк Твен. Произведения 60-70 годов

В первый период своего творчества (60—70-е годы) Марк Твен испытывал сильное влияние литературного и семейного окружения. Смех его ранних произведений — это еще добродушный смех человека, очень мало знающего о реальных жизненных противоречиях. Именно таким веселым «бодрячком» и стремится представить Твена реакционная литературная критика, пытаясь вытравить наиболее ценные реалистические стороны из его литературного наследства.

Марк Твен в 31 год
Марк Твен в 31 год

Между тем уже в произведениях первого периода творчества Твена звучат и иные нотки. Даже первые его рассказы — «Как я редактировал сельскохозяйственную газету», «Журналистика в Тенесси» и другие — дают в совокупности весьма неприглядную картину нравов американской прессы, верной прислужницы капитализма.

Среди первых рассказов писателя мы находим «Письма китайца». Это потрясающе правдивый рассказ об американской лжедемократии, обернувшейся к угнетенным народам своим хищным оскалом. Марк Твен высмеял притязания своих буржуазных соотечественников на «золотой век», написав свой остроумный роман «Позолоченный век» (в соавторстве с Ч. Уорнером). Таким образом он дал название целой эпохе американской истории.

«Приключения Тома Сойера»

Твену хотелось писать о красоте и поэзии, и он обратился к миру детства. «Приключения Тома Сойера» остаются вплоть до наших дней одной из любимых детских книг. Посмотрев на жизнь глазами детей, Твен нашел в ней истинные ценности:

  • храбрость
  • мужество
  • верную дружбу

которых так недоставало в мире взрослых. Поэзия этой книги не только в веселых приключениях Тома и его товарищей, не только в изображении природы, но и в глубоком отвращении к миру, в котором есть:

  • грабеж
  • стяжательство
  • ханжество
  • ложь

Мальчику Тому Сойеру дозволено испытывать те чувства, которые запрещались взрослым.

«Приключения Тома Сойера». Иллюстрация издания 1876 г.
«Приключения Тома Сойера». Иллюстрация издания 1876 г.

Менялась окружающая действительность. Америка, по меткому слову Твена, все больше превращалась в «монархию доллара», и писатель все мучительнее сознавал разлад между мечтой и действительностью

Марк Твен. Произведения 80-90 годов

Произведения Твена 80—90-х годов отмечены новыми чертами. Он обращается к средневековой Англии. Его книги «Принц и нищий», «Янки при дворе короля Артура» — это не только занимательные сказки. Сопоставление этих произведений с записными книжками писателя показывает почти буквальное совпадение горьких наблюдений писателя над современной ему Америкой с его высказываниями об английской монархии далекого прошлого.

«Янки при дворе короля Артура»

Твен приходит к мысли о пагубности всякой эксплуатации человека человеком. Он прославляет французскую буржуазную революцию конца ХVIII столетия и право народа на восстание. В книге «Янки при дворе короля Артура» Марк Твен показывает, что буржуазная цивилизация, которую насаждает при дворе короля Артура предприимчивый янки, не делает народ счастливее.

«Принц и нищий»

В книге «Принц и нищий» Марк Твен утверждает, что лучшими человеческими качествами обладают простые люди из народа. Маленький Том Кенти, выросший в лондонских трущобах, во Дворе Отбросов, попав случайно в королевский дворец, проявляет прекрасные качества:

  • здравый смысл
  • гуманность
  • ум
  • доброту
Иллюстрация Н.Цейтлина
«Принц и нищий». Иллюстрация Н.Цейтлина

С другой стороны, даже принц Эдуард, побывав в шкуре английского простолюдина, посмотрев на королевский дворец снизу, ужасается жестокости английских законов. В простых людях Англии нашел маленький принц

  • доброту
  • честность
  • милосердие

«Приключения Гекльберри Финна»

Ко второму периоду творчества Твена относится крупнейшее реалистическое произведение американской литературы ХХ века — «Приключения Гекльберри Финна» (1884). Твен здесь развивает тему мальчишеской вольницы, начатую в «Томе Сойере». Он продолжает незамысловатый рассказ о приключениях озорных, предприимчивых мальчишек.

Гекльберри Финн. Рисунок Э. У. Кембла в первом издании книги 1884 года.
Гекльберри Финн. Рисунок Э. У. Кембла в первом издании книги 1884 года.

Отличие тематики «Приключений Гекльберри Финна» и «Приключений Тома Сойера»

Но в этой книге показан и иной мир, здесь находим мы и более сложные проблемы. Примечателен сам выбор героев. В центре повествования — маленький оборвыш, бродяга Гек, принятый в «порядочное» общество Питерсберга лишь после того, как он фантастическим образом разбогател, и беглый негр Джим. Именно Гек и Джим — положительные герои книги. Их противопоставляет Твен окружающему миру лжи и насилия. Плот, на котором плывут Гек и Джим по раздольной Миссисипи, — это маленький уголок добра в большом мире зла.

В «Приключениях Тома Сойера» лишь изредка врывались в светлый, детский мир нотки иной, отвергаемой Твеном жизни. За годы, прошедшие между двумя книгами, многое изменилось в самой Америке и в отношении писателя к своей стране. О многом Твен уже не мог не писать. Недаром даже пейзаж, веселый и солнечный в «Приключениях Тома Сойера», становится все более мрачным в «Приключениях Гекльберри Финна».

Джим считает, что Гек умер, и когда тот появляется перед ним, он принимает его за привидение. Рисунок Э. У. Кембла.
Джим считает, что Гек умер, и когда тот появляется перед ним, он принимает его за привидение. Рисунок Э. У. Кембла.

Твен изобразил один из острейших конфликтов современной ему жизни. Гек скрывает на плоту беглого негра. Таков сюжет книги, которая писалась в разгар бесчинств ку-клукс-клановцев, стремившихся изгладить даже воспоминания об освободительной войне.

Писатель не умалчивает о сомнениях, которыми мучился мальчик, укрывая беглого негра. Ведь Гек — плоть от плоти воспитавшего его общества, в котором укрывательство негра считалось преступлением не только юридически, но и морально. Твен тонко показывает здесь развращающее воздействие рабства и на мир белых. Даже бродяга Гек чувствует себя выше Джима только потому, что у него белая кожа. Но хорошее, справедливое начало в Геке побеждает: он не может выдать своего верного, честного товарища.

На рубеже 19 и 20 веков

На рубеже ХIХ и ХХ веков Америка вступает на путь империализма. Захватнические войны на Кубе, на Филиппинах, агрессивное проникновение в Китай — таковы факты американской внешней политики. Полную власть внутри страны берет в свой руки «железная пята», о которой так выпукло писал Джек Лондон в своём романе «Железная пята»— диктатура монополистического капитала. Твен принадлежал к последним могиканам буржуазной демократии, которые с ненавистью и отвращением встретили наступление империализма. Правда, сам писатель неясно понимал социальную природу империализма и смутно представлял себе пути борьбы с ним. Чутьем подлинно народного художника Твен чувствовал и видел, что монархия доллара противоречит всем его представлениям о счастье, о достоинстве, о назначении человека на земле.

С Луизой Пейн (слева) и Дороти Харви в Стормфилде (фотография 1908 г.) Твен провел много часов, играя в бильярд с членами клуба «Аквариум».  В 1907–1908 году Твен организовал у себя дома клуб для девочек и назвал его «Аквариум».
С Луизой Пейн (слева) и Дороти Харви в Стормфилде (фотография 1908 г.) Твен провел много часов, играя в бильярд с членами клуба «Аквариум».  В 1907–1908 году Твен организовал у себя дома клуб для девочек и назвал его «Аквариум».

Третий период творчества

Марк Твен-публицист

В третий и последний период своего творчества Твен активно выступает как публицист. Антиимпериалистическая публицистика писателя представляет собой большую общественную и художественную ценность, Реакционеры делают все возможное, чтобы скрыть от американского народа последние произведения Твена, в которых он беспощадно обличает империалистических хищников. В блестящих памфлетах:

  • «В защиту генерала Фанстона»
  • «Человеку, Ходящему во Тьме»
  • «Соединенные Линчующие Штаты»

и других — Твен едко высмеивает захватчиков, показывает лживость американской буржуазной демократия.

Марк Твен справедливо называет империалистов разбойниками с большой дороги. Он предлагает ввести новый государственный флаг: вместо звезд и полос изобразить череп и скрещенные кости на черном фоне. Писатель испытывает стыд за свою родину, которая уже тогда становилась угрозой свободе и независимости других народов. Его возмущает лицемерие американских захватчиков, подлые дела которых прикрываются лживыми речами о свободе и демократия. В памфлете «Человеку, Ходящему во Тьме» Марк Твен с сарказмом пишет о тресте «Дары Цивилизации», где за мнимыми «благородными» побуждениями кроется лишь страсть к наживе.

Антиимпериалистическая публицистика Твена касается не только внешней политики Америки. Писатель дает множество зарисовок и внутренней жизни страны. Особый интерес представляют образы властителей Америки.

В настоящее время реакционная литературная критика США на все лады требует, чтобы бизнесмен был изображен как положительный герой; реалистическая литература прошлого обвиняется в «искажении» облика резиновых, стальных, мясных и прочих американских королей.

Марк Твен
Марк Твен

Реалистические портреты

Современная прогрессивная литература находит в творчестве Твена плодотворную традицию. В книге «Марк Твен в гневе», в «Автобиографии», которую писатель диктовал в последние годы своей жизни, он дает реалистические портреты воротил американского бизнеса, — тупых, жадных, чванливых, вот они:

  • Рокфеллер-младший, произносящий лицемерные проповеди в воскресной школе.
  • Генерал Фанстон, подло обманувший филиппинцев.
  • Сенатор Кларк из Монтаны, принимающий как должное мерзкое подхалимство перед его деньгами.

Твен рисует преклонение перед долларом, как богослужение. Нарисованные им портреты американских бизнесменов нисколько не потеряли своей актуальности и в наше время.

«Письмо ангела»

Сравнительно недавно впервые опубликован рассказ Твена «Письмо ангела». Герой этого рассказа — богатый американец, у которого в резком-противоречий находятся явные и тайные моления сердца. Что приводит в большое затруднение его ангела-хранителя: он не знает, какие же моления выполнять. Самая характерная черта этого человека — лицемерие; на словах — благородство, туманность, миролюбие, в действительности — лживость, скупость, человеконенавистничество. Сама форма — сочетание фантастики и сухой деловитости, с которой формулирует свои недоуменные вопросы ангел, — способствует выявлению идейного замысла рассказа.

«Человек, который совратил Гедлиберг»

Замечательно верную картину американской действительности дает писатель в рассказе «Человек, который совратил Гедлиберг». Маленький город Гедлиберг, кичившийся своей честностью, неподкупностью, оказался на поверку сборищем ханжей. Они готовы ради наживы на любую подлость, лишь бы концы были хорошо упрятаны в воду.

Последний период творчества писателя характеризуется глубокими противоречиями. С одной стороны, резкая критика империализма, отвращение к миру лжи и ханжества. И это выразилось во многих рассказах Твена, в его замечательной публицистике. С другой стороны, в его произведениях все сильнее звучат пессимистические нотки. Марк Твен склонен считать человеческую историю бессмысленной, мрачной, движущейся по замкнутому кругу. Эти настроения писателя с особой силой проявились в горьком памфлете «Что такое человек». А также в повести «Таинственный незнакомец». Однако главным в творчестве писателя является острое обличение жестокостей и уродств капиталистического строя. Но прежде всего — обличение американского буржуазного образа жизни.

Твен сфотографирован в 1908 году с помощью автохромного процесса Люмьера
Твен сфотографирован в 1908 году с помощью автохромного процесса Люмьера

Оценка творчества Марка Твена

В творчестве писателя сравнительно мало произведений посвящено непосредственно жизни американских трудящихся — рабочему классу, беднейшему фермерству. Но как большой художник, Марк Твен, не всегда сознавая это сам, отразил действительность с точки зрения трудовых масс Америки. Жизнь и борьба трудящихся дала объективную возможность Твену посмотреть реально на современное общество. Он заклеймил империалистическое рабство, воспел в своих книгах мир красоты и поэзии, противоположный миру денег, варварства и насилия.

Читателям, любящим все лучшее в мировой литературе, близки и дороги произведения замечательного американского сатирика Марка Твена.

error: Content is protected !!