Сэмюэль Клеменс, ставший писателем, который известен всему миру под псевдонимом Марк Твен, родился в 1835 году вблизи фронтира — тогдашнего края колонизации США. В страстном стремлении разбогатеть отец писателя, со многими другими переселенцами, отправился на запад, на неосвоенные земли. Он умер бедняком, не обеспечив семью, и эту первую, одну из многих американских трагедий будущий писатель узнал еще в детстве.
Содержание
- 1 Юный Марк Твен осваивает много профессий
- 2 Происхождение псевдонима «Марк Твен»
- 3 Характеристика эпохи
- 4 Марк Твен. Начало литературной карьеры
- 5 Марк Твен. Произведения 60-70 годов
- 6 «Приключения Тома Сойера»
- 7 Марк Твен. Произведения 80-90 годов
- 8 «Приключения Гекльберри Финна»
- 9 На рубеже 19 и 20 веков
- 10 Третий период творчества
- 11 Оценка творчества Марка Твена
Юный Марк Твен осваивает много профессий
Юному Твену пришлось пройти суровую школу жизни, он перепробовал множество профессий:
- продавец газет
- наборщик
- лоцман
- репортером маленькой провинциальной газеты
Кроме этого, он ездил в Неваду в поисках серебра.
Впечатления и переживания юных лет, проведенных в труде и среди людей труда, сказались на всей жизни писателя. Они были той здоровой первоосновой, которая противостояла впоследствии многим тлетворным влияниям.
Происхождение псевдонима «Марк Твен»
«Марк твен» у лоцманов Миссисипи в то время означало: все в порядке, мели нет, можно спокойно вести судно. Совсем ещё молодой лоцман Сэмюэль Клеменс не случайно избрал этот пароль лоцманов как литературный псевдоним. Твен писал, что годы, проведенные па Миссисипи, — самые памятные годы его жизни. С великой американской рекой связаны и лучшие страницы его книг.
Характеристика эпохи
В 1861 году началась гражданская: война между Севером и Югом. Движение за отмену рабства переплеталось с движением фермеров, боровшихся за свободные земли на западе страны. Трудящиеся Америки — белые и негры — надеялись, что после победы Севера их справедливые требования будут удовлетворены. Что «неограниченные возможности» Америки, о которых так много уже тогда кричали идеологи капитализма, превратятся в действительность для трудящихся. Эта надежды не сбылись.

После окончания гражданской войны в США начался период еще более бурного развития капитализма. Руками трудового народа страна превращалась в мощную индустриальную державу, росли фабрики, заводы, города. В то же время эксплуатация трудящихся все более усиливалась. Народ Америки попал в новое, капиталистическое рабство, циничное, жестокое, лицемерное, замаскированное лживыми речами о свободе и демократии. Американская буржуазия по искусству обманывать и развращать трудящихся не имеет себе равной на свете. Все это ярко, с большой сатирической силой показано в творчестве Марка Твена.
Марк Твен. Начало литературной карьеры
Уже в первых литературных опытах Марк Твен проявил свой замечательный талант рассказчика, неиссякаемый природный юмор, великолепное знание быта и нравов своей страны. После первого же сборника рассказов «Знаменитая прыгающая лягушка округа Калаверас» (1867 г.) имя Твена облетело Америку. Он едет в Европу с группой американских туристов, и его корреспонденции об этой поездке составили затем книгу «Простаки за границей».

Став известным писателем, Марк Твен сближается с крупнейшими представителями тогдашней американской литературы. В литературе того времени господствовали книги, мало связанные с жизнью, лакировавшие действительность. Современник и друг Твена писатель Гоуэллс был основателем так называемого «нежного» или «розового» реализма. Он утверждал, что наиболее «улыбчивые стороны жизни и есть наиболее американские».
Законодатели литературных мод 60-х годов прошлого века всячески старались направить по ложному пути и творчество Твена. Этому способствовало и окружение, в котором оказался писатель благодаря своей женитьбе на дочери богатого углеторговца Оливии Лэнгдон, стремившейся отгородить своего гениального мужа от жизни народа. При этом надо сказать, что в браке Марк Твен был безмерно счастлив и просто обожал жену и дочерей.

Марк Твен. Произведения 60-70 годов
В первый период своего творчества (60—70-е годы) Марк Твен испытывал сильное влияние литературного и семейного окружения. Смех его ранних произведений — это еще добродушный смех человека, очень мало знающего о реальных жизненных противоречиях. Именно таким веселым «бодрячком» и стремится представить Твена реакционная литературная критика, пытаясь вытравить наиболее ценные реалистические стороны из его литературного наследства.

Между тем уже в произведениях первого периода творчества Твена звучат и иные нотки. Даже первые его рассказы — «Как я редактировал сельскохозяйственную газету», «Журналистика в Тенесси» и другие — дают в совокупности весьма неприглядную картину нравов американской прессы, верной прислужницы капитализма.
Среди первых рассказов писателя мы находим «Письма китайца». Это потрясающе правдивый рассказ об американской лжедемократии, обернувшейся к угнетенным народам своим хищным оскалом. Марк Твен высмеял притязания своих буржуазных соотечественников на «золотой век», написав свой остроумный роман «Позолоченный век» (в соавторстве с Ч. Уорнером). Таким образом он дал название целой эпохе американской истории.
«Приключения Тома Сойера»
Твену хотелось писать о красоте и поэзии, и он обратился к миру детства. «Приключения Тома Сойера» остаются вплоть до наших дней одной из любимых детских книг. Посмотрев на жизнь глазами детей, Твен нашел в ней истинные ценности:
- храбрость
- мужество
- верную дружбу
которых так недоставало в мире взрослых. Поэзия этой книги не только в веселых приключениях Тома и его товарищей, не только в изображении природы, но и в глубоком отвращении к миру, в котором есть:
- грабеж
- стяжательство
- ханжество
- ложь
Мальчику Тому Сойеру дозволено испытывать те чувства, которые запрещались взрослым.

Менялась окружающая действительность. Америка, по меткому слову Твена, все больше превращалась в «монархию доллара», и писатель все мучительнее сознавал разлад между мечтой и действительностью
Марк Твен. Произведения 80-90 годов
Произведения Твена 80—90-х годов отмечены новыми чертами. Он обращается к средневековой Англии. Его книги «Принц и нищий», «Янки при дворе короля Артура» — это не только занимательные сказки. Сопоставление этих произведений с записными книжками писателя показывает почти буквальное совпадение горьких наблюдений писателя над современной ему Америкой с его высказываниями об английской монархии далекого прошлого.
«Янки при дворе короля Артура»
Твен приходит к мысли о пагубности всякой эксплуатации человека человеком. Он прославляет французскую буржуазную революцию конца ХVIII столетия и право народа на восстание. В книге «Янки при дворе короля Артура» Марк Твен показывает, что буржуазная цивилизация, которую насаждает при дворе короля Артура предприимчивый янки, не делает народ счастливее.
«Принц и нищий»
В книге «Принц и нищий» Марк Твен утверждает, что лучшими человеческими качествами обладают простые люди из народа. Маленький Том Кенти, выросший в лондонских трущобах, во Дворе Отбросов, попав случайно в королевский дворец, проявляет прекрасные качества:
- здравый смысл
- гуманность
- ум
- доброту

С другой стороны, даже принц Эдуард, побывав в шкуре английского простолюдина, посмотрев на королевский дворец снизу, ужасается жестокости английских законов. В простых людях Англии нашел маленький принц
- доброту
- честность
- милосердие
«Приключения Гекльберри Финна»
Ко второму периоду творчества Твена относится крупнейшее реалистическое произведение американской литературы ХХ века — «Приключения Гекльберри Финна» (1884). Твен здесь развивает тему мальчишеской вольницы, начатую в «Томе Сойере». Он продолжает незамысловатый рассказ о приключениях озорных, предприимчивых мальчишек.

Отличие тематики «Приключений Гекльберри Финна» и «Приключений Тома Сойера»
Но в этой книге показан и иной мир, здесь находим мы и более сложные проблемы. Примечателен сам выбор героев. В центре повествования — маленький оборвыш, бродяга Гек, принятый в «порядочное» общество Питерсберга лишь после того, как он фантастическим образом разбогател, и беглый негр Джим. Именно Гек и Джим — положительные герои книги. Их противопоставляет Твен окружающему миру лжи и насилия. Плот, на котором плывут Гек и Джим по раздольной Миссисипи, — это маленький уголок добра в большом мире зла.
В «Приключениях Тома Сойера» лишь изредка врывались в светлый, детский мир нотки иной, отвергаемой Твеном жизни. За годы, прошедшие между двумя книгами, многое изменилось в самой Америке и в отношении писателя к своей стране. О многом Твен уже не мог не писать. Недаром даже пейзаж, веселый и солнечный в «Приключениях Тома Сойера», становится все более мрачным в «Приключениях Гекльберри Финна».

Твен изобразил один из острейших конфликтов современной ему жизни. Гек скрывает на плоту беглого негра. Таков сюжет книги, которая писалась в разгар бесчинств ку-клукс-клановцев, стремившихся изгладить даже воспоминания об освободительной войне.
Писатель не умалчивает о сомнениях, которыми мучился мальчик, укрывая беглого негра. Ведь Гек — плоть от плоти воспитавшего его общества, в котором укрывательство негра считалось преступлением не только юридически, но и морально. Твен тонко показывает здесь развращающее воздействие рабства и на мир белых. Даже бродяга Гек чувствует себя выше Джима только потому, что у него белая кожа. Но хорошее, справедливое начало в Геке побеждает: он не может выдать своего верного, честного товарища.
На рубеже 19 и 20 веков
На рубеже ХIХ и ХХ веков Америка вступает на путь империализма. Захватнические войны на Кубе, на Филиппинах, агрессивное проникновение в Китай — таковы факты американской внешней политики. Полную власть внутри страны берет в свой руки «железная пята», о которой так выпукло писал Джек Лондон в своём романе «Железная пята»— диктатура монополистического капитала. Твен принадлежал к последним могиканам буржуазной демократии, которые с ненавистью и отвращением встретили наступление империализма. Правда, сам писатель неясно понимал социальную природу империализма и смутно представлял себе пути борьбы с ним. Чутьем подлинно народного художника Твен чувствовал и видел, что монархия доллара противоречит всем его представлениям о счастье, о достоинстве, о назначении человека на земле.

Третий период творчества
Марк Твен-публицист
В третий и последний период своего творчества Твен активно выступает как публицист. Антиимпериалистическая публицистика писателя представляет собой большую общественную и художественную ценность, Реакционеры делают все возможное, чтобы скрыть от американского народа последние произведения Твена, в которых он беспощадно обличает империалистических хищников. В блестящих памфлетах:
- «В защиту генерала Фанстона»
- «Человеку, Ходящему во Тьме»
- «Соединенные Линчующие Штаты»
и других — Твен едко высмеивает захватчиков, показывает лживость американской буржуазной демократия.
Марк Твен справедливо называет империалистов разбойниками с большой дороги. Он предлагает ввести новый государственный флаг: вместо звезд и полос изобразить череп и скрещенные кости на черном фоне. Писатель испытывает стыд за свою родину, которая уже тогда становилась угрозой свободе и независимости других народов. Его возмущает лицемерие американских захватчиков, подлые дела которых прикрываются лживыми речами о свободе и демократия. В памфлете «Человеку, Ходящему во Тьме» Марк Твен с сарказмом пишет о тресте «Дары Цивилизации», где за мнимыми «благородными» побуждениями кроется лишь страсть к наживе.
Антиимпериалистическая публицистика Твена касается не только внешней политики Америки. Писатель дает множество зарисовок и внутренней жизни страны. Особый интерес представляют образы властителей Америки.
В настоящее время реакционная литературная критика США на все лады требует, чтобы бизнесмен был изображен как положительный герой; реалистическая литература прошлого обвиняется в «искажении» облика резиновых, стальных, мясных и прочих американских королей.

Реалистические портреты
Современная прогрессивная литература находит в творчестве Твена плодотворную традицию. В книге «Марк Твен в гневе», в «Автобиографии», которую писатель диктовал в последние годы своей жизни, он дает реалистические портреты воротил американского бизнеса, — тупых, жадных, чванливых, вот они:
- Рокфеллер-младший, произносящий лицемерные проповеди в воскресной школе.
- Генерал Фанстон, подло обманувший филиппинцев.
- Сенатор Кларк из Монтаны, принимающий как должное мерзкое подхалимство перед его деньгами.
Твен рисует преклонение перед долларом, как богослужение. Нарисованные им портреты американских бизнесменов нисколько не потеряли своей актуальности и в наше время.
«Письмо ангела»
Сравнительно недавно впервые опубликован рассказ Твена «Письмо ангела». Герой этого рассказа — богатый американец, у которого в резком-противоречий находятся явные и тайные моления сердца. Что приводит в большое затруднение его ангела-хранителя: он не знает, какие же моления выполнять. Самая характерная черта этого человека — лицемерие; на словах — благородство, туманность, миролюбие, в действительности — лживость, скупость, человеконенавистничество. Сама форма — сочетание фантастики и сухой деловитости, с которой формулирует свои недоуменные вопросы ангел, — способствует выявлению идейного замысла рассказа.
«Человек, который совратил Гедлиберг»
Замечательно верную картину американской действительности дает писатель в рассказе «Человек, который совратил Гедлиберг». Маленький город Гедлиберг, кичившийся своей честностью, неподкупностью, оказался на поверку сборищем ханжей. Они готовы ради наживы на любую подлость, лишь бы концы были хорошо упрятаны в воду.
Последний период творчества писателя характеризуется глубокими противоречиями. С одной стороны, резкая критика империализма, отвращение к миру лжи и ханжества. И это выразилось во многих рассказах Твена, в его замечательной публицистике. С другой стороны, в его произведениях все сильнее звучат пессимистические нотки. Марк Твен склонен считать человеческую историю бессмысленной, мрачной, движущейся по замкнутому кругу. Эти настроения писателя с особой силой проявились в горьком памфлете «Что такое человек». А также в повести «Таинственный незнакомец». Однако главным в творчестве писателя является острое обличение жестокостей и уродств капиталистического строя. Но прежде всего — обличение американского буржуазного образа жизни.

Оценка творчества Марка Твена
В творчестве писателя сравнительно мало произведений посвящено непосредственно жизни американских трудящихся — рабочему классу, беднейшему фермерству. Но как большой художник, Марк Твен, не всегда сознавая это сам, отразил действительность с точки зрения трудовых масс Америки. Жизнь и борьба трудящихся дала объективную возможность Твену посмотреть реально на современное общество. Он заклеймил империалистическое рабство, воспел в своих книгах мир красоты и поэзии, противоположный миру денег, варварства и насилия.
Читателям, любящим все лучшее в мировой литературе, близки и дороги произведения замечательного американского сатирика Марка Твена.