берберийские пираты

Берберийские пираты

Многим европейцам берберийские пираты казались романтическими героями, но на самом деле это были безжалостные морские волки. Берберийские пираты де-юре, согласно заключенному с султанатом договору, были каперами. Такое свидетельство им выдавали беи, которые, в свою очередь‚ были слугами султана. Другое дело, что большинство морских держав, в число которых входили Франция, Испания, Венеция и другие, не признавали власти беев. Поэтому они считали берберийских разбойников именно пиратами или корсарами. Хоть «корсар» с французского переводится как «капер», в ХVI в. этот термин использовали и для обозначения обычного морского разбойника.

Берберийские пираты — другое название берберские пираты — были очень хорошо организованы. Хотя формально они считались подданными Османской империи, фактически были независимой конфедерацией городов-государств — с правителем-беем в каждом. 

Происхождение термина «Берберийские пираты»

До прихода пиратов на берегах Северной Африки жили кочевники-берберы — от греческого barbaroi, или варвары. Затем сюда пришли арабы, направляющиеся в сторону Испании и несущие исламскую веру.

К концу ХV в. береговая линия от Марокко до Ливии приобрела известность как Варварийский берег. Регион стал базой пиратов, державших в последующие два столетия в страхе все западную часть Средиземного моря. Это море стало одним из самых опасных морей на планете. 

Берберийские пираты.  Яна Янссониуса изображает побережье Северной Африки, область, известную в 17 веке как Барбария, около 1650 года
Барбария Яна Янссониуса изображает побережье Северной Африки, область, известную в 17 веке как Барбария, около 1650 года

Пиратские корабли бороздили просторы Средиземного моря и прочесывали берега северной его части в поисках добычи — рабов, которых продавали на невольничьих рынках Северной Африки.

Наряду с пиратством, корсары служили также «запасным флотом» османскому султану в Константинополе. Они сражались на его стороне в войне христианского и исламского миров — на суше и на море, от Греции до Гибралтарского пролива.

Берберийские пираты могли противостоять военно-морской мощи Испании, Венеции, Франции и других государств, включая рыцарей Мальтийского ордена. Мусульманские корсары не только успешно защищались, но и нападали на христианские портовые города. Они помогали туркам в морской кампании за обладание водами Средиземного моря.

Берберийские пираты. Сражение французского линейного корабля и двух галер берберийских корсаров
Сражение французского линейного корабля и двух галер берберийских корсаров

Берберийские пираты: корсары во имя Аллаха

В XIV веке появляется новая «порода»  — корсары. Это морские разбойники, совмещающие пиратскую деятельность со служением Аллаху и турецкому султану. То есть корсары — это каперы из числа берберийских пиратов.

Прошло чуть более века с появления первых пиратских баркасов у берегов Эгейского моря, прежде чем прибрежные селения подверглись нападению лихих джентльменов удачи.

Берберийские пираты, Пьер Франческо Мола, 1650
Берберийский пират, художник Пьер Франческо Мола, 1650год

Падение Византии в 1204 г. ослабило контроль над водами восточного Средиземноморья. Это привело к разгулу пиратства, которому не могли противостоять только набирающие вес Венеция и Генуя. Греческие воды стали пиратским убежищем на целое столетие. До тех пор, пока на место Византии не пришли другие силы, которые смогли навести порядок в Эгейском море. В то же время подъем османской Турции вызвал к жизни другое явление. А именно — сильнейший исламский флот, управляемый жестокими корсарами.

Греческие пираты в 13-м веке

Период ХIII в. был не лучшим для Греции. Пираты контролировали воды Адриатики и Эгейского моря. По свидетельству итальянского историка Торселло, большую часть их составили выходцы из Генуи и Венеции. Многие из них были искателями приключений, надеющимися таким образом сколотить капитал и захватить новые территории. 

Одним из них был Джованни дель Ло Каво. Он в 1278 г. стал византийским губернатором Родоса лишь потому, что единственный мог удержать остров «во имя императора». Другие были не столь амбициозны: они удовлетворялись ролью простых рыбаков, иногда выходивших в море «побаловаться разбоем».

Союз святого Джона и Льва

В 1308 г. пираты были изгнаны с Родоса. Остров захватили крестоносцы из ордена Святого Джона, более известного как Мальтийский орден. Они оставили на острове небольшой галерный флот, который занялся истреблением пиратов в водах между Кипром и Критом. Хотя их главной задачей было расчистить дорогу войскам крестоносцев, попутно они сделали воды региона безопаснее и для торговых кораблей.

Другим оплотом военно-морской мощи стала Венеция, боровшаяся почти в течение всего ХIII века с пиратами на островах Адриатики. Что она и сделала, попутно захватив Крит, южную часть Пелопоннеса и несколько островов в центральной части Эгейского моря.

Их флаг — лев Святого Марка — был поднят в 1206 г. на Крите. Венеция использовала остров как базу для флота, откуда венецианским галерам было удобно выходить на охрану торговых путей. Действуя совместно с родоссцами и византийцами, они практически очистили к XIII в. Эгейское и Адриатическое моря от морских разбойников.

Пиратские галеры: корабли берберийских пиратов

Во времена берберийских пиратов основным типом судов были галеры. Они походили на те, которые использовались древними римлянами, но имели на борту тяжелое вооружение. Это улучшение сделало их эффективным орудием ведения войны. Тем более, что корабли чаще всего были полны хорошо вооруженных солдат, обученных ведению абордажного боя.

Атака французского корабля берберскими пиратами. Художник Аарт ван Антум (1615)
Атака французского корабля берберскими пиратами. Художник Аарт ван Антум (1615)

Типичная галера имела от 20 до 30 весел на каждой стороне и три или четыре ряда гребцов. На военных гребцы чаще всего были рабами или людьми «без определенного места жительства», как сказали бы сегодня, поэтому их приковывали к сиденьям цепями. Галеры отличались быстротой и маневренностью и при отсутствии ветра могли легко уходить от парусных судов. На галерах была как минимум одна мачта. Это позволяло им передвигаться не только на веслах, но и с помощью паруса. Это был идеальный вариант для погони за торговыми судами или побега от преследователей.

Галеры берберских корсаров были легкими, быстрыми, маневренными, несли на себе вооруженные отряды и небольшое число пушек.

Османские турки

Иной была ситуация в Южном Средиземноморье. Около 1300 г.  Византия утратила контроль над Анатолией. Сначала в регионе действовали корабли небольших мусульманских стран. Но в течение ХIV в. выросло государство, которым правил Осман (1299-1326), захватившее большую часть Анатолии.

Осман I Гази
Осман I Гази

По имени основателя государства их стали называть османскими турками, или османидами. К середине ХIV в. османские турки достигли Эгейского моря. Они вышли на побережье Мраморного моря. А откуда рукой было подать до Константинополя!

Расширение территории к концу правления Османа (1324)
Расширение территории к концу правления Османа (1324)

Берберийские пираты становятся каперами

Но турки прежде всего стали расширять свои границы в южном направлении. В 1396 г. они завоевали Бодрум, находящийся прямо напротив острова Родос. С 1360 г, турецкие порты в Эгейском море становятся военными базами. Турки очистили окрестные воды от пиратов — правда, не полностью. Они предпочитали пользоваться их услугами как наемников. Зачем строить свой флот, рассудили турки, когда кругом полно разбойников, которые уже сражаются с нашими врагами христианами!

Поэтому в ХIV  в. османы активно нанимают пиратские корабли в качестве каперов. Последним чаще всего давалась полная свобода действий против торговых судов христиан, и они беспощадно грабили их, жестоко расправляясь со своими пленниками.

Варварийский берег

Берег Северной Африки перешел в руки мусульман еще в VIII в. Он был поделен между несколькими государствами с такими центрами торговли и мореходства, как Алжир, Тунис и Триполи. Но к ХV в. все они стали одним огромным «царством пиратов». Экономика Варварийского берега основывалась на пиратстве и работорговле.

Берберийские пираты изобретают свою тактику

Берберийские пираты старались захватить своих жертв без единого выстрела. Огонь мог повредить груз или уменьшить число потенциальных рабов. На галерах боевых единиц было заведомо больше, чем на судах торговцев или даже военных кораблях других государств. Это только счет того, что на кораблях пиратов гребцами были не рабы, а воины. Пираты старались взять корабль на абордаж. Тогда гребцы бросали весла, и вся команда, до единого человека, бросалась в бой! В отличие от древних воинов они никогда не пытались протаранить борт чужого корабля, а предпочитали обычное оружие.

Сражение между английским кораблем и судами берберийских корсаров
Сражение между английским кораблем и судами берберийских корсаров

Изгнанники реконкисты

Во время арабской экспансии VII и VIII вв. африканский берег Средиземного моря оказался в руках мусульман, так же как и часть Испании. Хотя большая часть африканского берега была безлюдна, все же здесь было несколько процветающих торговых центров, связанных морскими путями со странами Средиземноморья.

К концу XIV века, когда османы хозяйничали в Эгейском море, в Испании все большую силу набирала реконкиста (в переводе с испанского означает  — отвоевывание) — процесс изгнания мавров. Естественно, в поисках пристанища арабы переселялись на Варварский берег: и чем более слабели мавры в Испании, тем более наращивали они свою силу на Варварском берегу. Пираты орудовали в этих местах еще со времен распада Западной Римской  империи, но лишь в ХV в. их действия стали представлять реальную угрозу для мировой экономики. 

Мужчина из Берберийских штатов
Мужчина из Берберийских штатов

После реконкисты возобновились торговые отношения между Францией, Италией и Испанией. Однако, увы — порты Северной Африки оказались идеальными базами для пиратов! Иными словами, раньше это были просто приморские города. Они не были слишком богатые, но и не были голодающими. В пустыне Сахара особо ценных товаров не было, торговля приносила немного дохода… И тут, словно дар с небес — совсем рядом оживленные торговые пути, бери да грабь.

Беи Алжира, Триполи и Туниса быстренько открыли свои порты для пиратов, правда, не бесплатно. Фактически, повторилась ситуация в Эгейском море: государства наняли пиратов на службу, предоставляя покровительство в обмен на защиту и долю от барышей. Беи не прогадали: очень скоро порты Варварского берега стали одними из самых главных рынков сбыта товаров и рабов, что принесло несметные богатства!

Под султаном

Беи и бейлики

Бей — турецкое слово, означающее «вождь» или, что уместнее в данном случае, «агаман», В ХV в. по положению в обществе бей был равен герцогу в Европе. Кусок земли, которым управлял бей, назывался бейлик — провинция или губерния, похожая на феодальное герцогство. Беи Алжира, Туниса и Триполи правили каждый своим городом и окрестными землями, входящими в бейлик. Бей, назначенный султаном, также часто именовался паша — что эквивалентно европейскому термину «губернатор», то есть тот, кто правит от имени султана.

Теоретически все беи подчинялись Османскому султану. В 1453 г. султан Мехмед II Завоеватель избрал своей столицей Константинополь (ставший Стамбулом), отвоеванный им у Византии.

Мехмед II Завоеватель
Мехмед II Завоеватель

На практике же беи были свободны в своих действиях. Султан призывал их на помощь лишь во время войны. Так было и с государствами Варварского 6ерега — они были практически независимыми, служа султану как запасная армия. Берберийские пираты принимали участие в нескольких турецких военно-морских операциях, но в основном действовали самостоятельно.

Совет капитанов

К началу ХVI в. многие из беев уже сами были пиратами. Правящий совет капитанов под названием Таифе раисов командовал каперским флотом. Но при этом держал ответ перед беем, а бей — перед султаном. Совет улаживал конфликты между членами команд, контролировал сбыт награбленного и рабов. А также следил, чтобы бей получал определенную часть доходов. Обычно его доля составляла 10 процентов. Всем было хорошо, кроме христиан, которыми пополнились рынки рабов. 

Раис, капитан каждой галеры, был одновременно и ее владельцем, так что мог полностью распоряжаться кораблем и командой. Ему в помощники совет назначал писаря, который следил за порядком на судне. Он также контролировал лояльность капитана по отношению к бею. Нельзя нарушать установленных правил: не грабить собратьев-мусульман! В зависимости от политической ситуации некоторые христианские страны также могли быть временно исключены из списка возможных целей.

Угроза со стороны Испании

В 1492 г. испанцы изгнали последнего мавра со своей земли. С одной стороны, это увеличивало число пиратов, с другой — усиливало угрозу, исходящую от вновь образованной Испании. Эта страна вышла на передовые рубежи в войне христиан с мусульманами. Испанцы захватили западную часть Варварийского берега, основав свои форпосты в Северной Африке. Они стали оттеснять пиратов к востоку. Но два пирата — уроженцы Греции, братья Барбаросса — напали на испанские торговые корабли и поселения. И испанцы в ответ развернули полномасштабное наступление на Варварском берегу.

Между 1510 и 1525 гг. испанцы захватили несколько берберийских портов, включая

  • Оран
  • Тунис
  • Алжир

Казалось, с берберийскими пиратами покончено! Но в последний момент пираты получили помощь от Османской империи — денежную и военную. И в 1529 г. турки отвоевали большую часть городов. Это была тяжелая война… Пленных убивали, а мирных жителей, исповедующих иную религию, казнили на месте. К концу XVI в. война превратилась в позиционную. Обе стороны, уставшие от конфликта, подписали мирное соглашение, сохранившееся до начала ХIХ в.

Берберийский корсар пленяет молодую девушку. Картина Э. Делакруа. Селим и Зулейка.

Османское захолустье

Со смертью Улуча Али, бея Алжира, в 1587 г. прервалась и цепочка пиратов-правителей в берберийских государствах. С этого момента султан взял полную власть над регионом, а все беи назначались им самим. Пираты утратили лидерство: на места беев назначались «свои» доверенные лица. Так как Османская империя и Испания подписали соглашение пятнадцатью годами ранее, испанцы были вынуждены признать Варварийский берег турецкой территорией.

Улуч Али (1519-1587)
Улуч Али (1519-1587)

Пираты, конечно, по-прежнему нападали на корабли христиан, однако они не трогали испанские. Такое положение длилось шесть десятилетий — вплоть до 1659 г. Тогда серия восстаний на Варварийском берегу привела к восстановлению независимости. До начала ХХ в. там правили беи, а пиратские флоты помогали им сохранять автономию. Однако ни те, ни другие уже не представляли большой угрозы в Средиземном море, как раньше.

Первые по-настоящему успешные берберийские пираты — Арудж и Хизир — получили известность как братья Барбаросса. Уже имея громкую славу, они пришли на Варварийский берег в 1505 г. и стали самыми успешными пиратами западного Средиземноморья.

error: Content is protected !!