Каперы

Каперы — лицензированные пираты

Кто такие каперы? В чём их отличие от пиратов? В этой статье мы подробно разберём этот вопрос, а также рассмотрим происхождение и развитие такого явления, как каперство и его отличие от пиратства. Какие страны более других были заинтересованы в поддержании каперства, почему короли и правительства этому потворствовали? 

Каперство чаще называют «лицензированным пиратством». Капер  — это человек, чаще всего капитан, иногда он же был и владельцем судна или нескольких судов. Так вот: такие капитаны получали от правительства своей страны своеобразную индульгенцию — «каперское свидетельство». Согласно этому документу капитану разрешалось нападать на любые корабли — военные, торговые — тех стран, с которыми воевала его страна в данный момент. То есть правило такое — грабь суда воюющей против нас державы, ты не будешь привлечён к суду за это — вот что это означало.

Капер Фрэнсис Дрейк осматривает сокровища, взятые с испанского судна. Рисунок предоставлен Нью-Йоркской публичной библиотекой
Капер Фрэнсис Дрейк осматривает сокровища, взятые с испанского судна. Рисунок предоставлен Нью-Йоркской публичной библиотекой

Правда, надо было делиться с государственной казной добычей, отдавая какую-то часть её государству. Это оговаривалось при выдаче каперского свидетельства. Со временем термин «каперы» стали применять не только по отношению к капитанам судов, получивших каперское свидетельство — то есть разрешение от государства на такой грабёж, но и к самому кораблю, ведомому таким капитаном, и к членам его команды.

Понятие капера (это слово немецкое) идентично понятию приватир — приватир дословно означает частное лицо, происходит от английского privateer. Во французском языке есть свой термин для обозначения людей, занимавшихся каперством — корсар. Правда, в более позднее время корсарами стали называть и пиратов вообще, хотя изначально это разные понятия.

Каперы и пираты — в чём разница

Каперов поощряли захватывать и грабить корабли противника и использовали их как орудие ведения войны — вот чем они отличались от пиратов. Пираты жили сами по себе, не были гражданами какой-либо страны и могли нападать на кого им вздумается. Каперство — тот же грабёж, но регламентированный, так сказать — не на всех подряд можно было нападать. В парусную эпоху каперство было, между прочим, очень прибыльным делом.

Многие капитаны или владельцы кораблей хотели бы заниматься этим. Ведь нападали каперы, само собой, на торговые суда, которые были загружены самым разным ходовым товаром. И где всё же не было такого вооружения, как на военных кораблях. То есть сопротивляться самым решительным образом грузовой корабль не мог. Кстати, каперы ещё, в отличие от пиратов, не расправлялись с экипажами кораблей, которые  они захватывали. А уж тем более не трогали никого, если экипаж сдавался в плен. 

Приватир (корсар) Bellone против ост-индского корабля HEICS Lord Nelson, 14 августа 1803
Приватир (корсар) Bellone против ост-индского корабля HEICS Lord Nelson, 14 августа 1803

Итак, ещё со Средневековья каперы отличались от пиратов:

  • их деятельность была полностью легализована в своем государстве
  • действия были хорошо отработанными
  • корабли каперов считались дополнением к обычному военному флоту страны

На то время, пока страна, выдавшая каперское свидетельство, воевала, корабли вражеской стороны становились законной добычей, воинскими трофеями.

Расцвет каперства 

Расцвет каперства пришелся на ХVIII век, когда Англия и Франция не воевали буквально считанные дни. Обе стороны активно использовали каперов. Так же как в свое время их будут использовать американские колонисты. Их корабли «без объявления» ударили по британцам, ознаменовав начало войны за независимость. Доходы были неимоверными! Один-два захваченных корабля полностью окупали постройку нового судна. А цепочка побед позволяла превратить пару трофеев в новые каперские корабли. Иными словами, угроза со стороны каперства продолжала расти, но не в тех случаях когда порты государства оказывались блокированы.

Такое случилось с Америкой, когда она воевала с Британией, Францией и Испанией. Приходилось изворачиваться: заходить в порты нейтральных стран. Или же маскироваться, чтобы пополнить запасы в портах тех государств, которые так или иначе участвовали в конфликте. К примеру, в Карибском море, Индийском океане или даже в Тихом.

Правительства тоже получали свою долю от каперских доходов — в среднем процентов десять. Для них каперство было дешевой и эффективной военном силой, которую можно и нужно было направить на врага.

Проблема возникала, когда война заканчивалась: куда податься «честному каперу», чтобы не стать пиратом? Вообще действия каперов строго контролировались, дабы избежать случаев пиратства, не предусмотренного свидетельством.

Каперские свидетельства: «свидетельства мести»

Каперское свидетельство выдавалось капитану и его команде во время войны и разрешало им грабить вражеские корабли. Впервые такая система была введена в Средние века, когда «свидетельство мести» выдавалось тем, кто искал справедливости, будучи обиженным другим государством.

Каперское свидетельство, выданное капитану Антуану Болло через Доминика Мальфино из Генуи, владельца «Furet», каперского корабля водоизмещением в 15 тонн, 27 февраля 1809 года
Каперское свидетельство, выданное капитану Антуану Болло через Доминика Мальфино из Генуи, владельца «Furet», каперского корабля водоизмещением в 15 тонн, 27 февраля 1809 года

Начиная с конца ХV  в. «свидетельства мести» стали известны как «каперские свидетельства» и выдавались всем, кто владел своим вооруженным кораблем и кто был согласен платить государству часть доходов в качестве гарантии. Если капера хватали и он не мог предъявить свое свидетельство, его без лишних разбирательств могли осудить и повесить как пирата.

Каперское свидетельство, выданное американским президентом в 1800 г.

Знайте, что в согласии с актом Конгресса, принятым 9 июля 1798 года, я разрешаю частному военному кораблю «Геральд», осадкой 325 тонн или около того, принадлежащему Эбенезеру Преблю и Сэмюелю Джекмэну из Бостона, торговцам, и Натаниэлю Сильсбею из Салема, моряку, приписанному к штату Массачусетс, несущему 10 орудий и 30 человек… останавливать, конфисковывать либо захватывать любое французское вооруженное судно, встреченное на территории Соединенных Штатов или где-либо в открытом море.

Джон Адамс, президент Соединенных Штатов Америки

Это выглядело примерно как «госзаказ». Правительство разрешало некие действия, а владельцы предоставляли готовый к боевым действиям военный корабль. Чтобы стать капером, нужно было уплатить некоторую сумму как гарантию добрых намерений. Например, в 1812 г. — до 10 000 долларов в США или 3000 фунтов в Британии или Канаде. 

К тому же правительства в ряде случаев прикладывали некий свод правил, даже скорее рекомендации. Если капера устраивали все рекомендации, правительство предоставляло ему право продавать и покупать корабли, а также сбывать награбленное в дружественных портах. Условие одно — 10% от всех доходов шло в казну! 

Американские повстанцы-каперы

В 1775 г, когда началась Война за независимость, у Америки не было военных кораблей, а имеющийся в наличии слабый флот использовался для перехвата военно-торговых поставок в Англию и из нее.

Однако владельцы кораблей быстро высчитали свою выгоду в этой войне и превратили свои «грузовики» и «торговцы» в каперские суда. За годы войны Конгресс и колонии выдали более 800 каперских свидетельств! Большую их часть получили капитаны и владельцы судов из Новой Англии. Филадельфия тоже была каперским центром, как и порты 

  • Балтимор
  • Аннаполис
  • Уилмингтон
  • Чарльстон

1775 год

Летом 1775 г. были захвачены первые трофейные грузы. А к зиме каперы уже стали серьезно угрожать британским линиям снабжения, проходящим у Новой Англии и колоний. К апрелю 1776 г. Англия потеряла 30 кораблей, и британский флот вынужден был усилить патрулирование американского берега. В первое время американцы выходили в море на лодках. К примеру, именно так в апреле 1775 г. группа китобоев захватила британскую шхуну у Мартас-Виньярд.

1776 год

К началу 1776 г. в Атлантике и Карибском море орудовали крупные хорошо вооруженные каперские корабли. Мелким каперам оставалось лишь «жалить и кусать» флоты Британии и Канады у Ньюфаундленда. На захваченных кораблях повстанцы находили нужное им оружие и боеприпасы. Которые они потом, разумеется, пускали в ход против бывших владельцев. Всего было захвачено 3000 британских кораблей.

1777 год

В 1777 г. официально считались каперскими 73 американских корабля. К 1781 г. их число возросло до 449 — целый флот частных кораблей! К концу войны многие суда строились специально для каперства. Это были 20-пушечники и еще более крупные корабли.

Реплика типичного американского приватира: малые размеры, слишком низкий корпус, высокие, сильно закинутые назад мачты, слишком большая для его водоизмещения парусность
Реплика типичного американского приватира: малые размеры, слишком низкий корпус, высокие, сильно закинутые назад мачты, слишком большая для его водоизмещения парусность

Британцы, американские лоялисты и канадцы тоже получали каперские свидетельства, но от британской короны. А Галифакс в Новой Шотландии и британский Нью-Йорк стали каперскими портами. 

Когда в войну вступили Франция и Испания, спектр действий британских каперов увеличился: за время боевых действий ими было захвачено 2500 французских, испанских и американских кораблей.

Прибыль от каперства

Каперы не получали никакой зарплаты от государства, у них был один источник дохода — это грабежи. Обычный американский моряк-капер мог получить до $500 с каждого захваченного корабля. Столько же он получал только за 10 лет гражданской службы! В море крутились огромные деньги. К примеру, «Гремучая змея» из Салема могла спокойно за один заход «нагрести» до миллиона долларов. В течение двух-трех лет Салем, Бостон и Балтимор превратились в цветущие, бурно развивающиеся города — только за счет легализации пиратства.

error: Content is protected !!