Роман английского писателя Майн Рида «Всадник без головы» написан в 1865 году.
Содержание
Сюжет романа «Всадник без головы»
Самое известное произведение писателя Майн Рида повествует о небывалом даже на Диком Западе происшествии – однажды на просторах техасских прерий появляется загадочный Всадник без головы. Кто это – привидение, дьявол или человек – во что хотят узнать местные жители. Параллельно с распутыванием этой тайны автор раскрывает нам историю любви мустангера Мориса Джеральда и дочери плантатора Пойндекстера Луизы, таинственное исчезновение брата Луизы, а также бесчестную борьбу за внимание девушки со стороны ее кузена Кассия Колхауна. Кто убил брата Луизы? Чем закончится история влюбленных? И кто же такой Всадник без головы?
Первые издания романа Майн Рида
Как только высохли чернила на рукописи, Майн Рид отправился со своим новым романом к издателям. Британское издательство «Chapman & Hall» согласилось публиковать произведение в виде серии ежемесячных выпусков. Дебют состоялся 1 марта 1865 года, всего вышло 20 выпусков, каждый из которых был оценен в шесть пенсов.
Через год издательство Ричарда Бентли выпустило роман в виде отдельного издания. Книга быстро стала популярной, причем, не только в Великобритании, но и по всему миру.
Переводы романа «Всадник без головы»
Роман был переведен на французский, немецкий, итальянский, испанский, шведский, русский языки и даже на один из языков американских индейцев.
Первый перевод на русский язык был сделан петербургским издательством «Гоппе и Корнфельд» уже в 1868 году. На тот момент российский читатель узнал это произведение под названием «Роман из Техасской пустыни капитана Майна Рида».
В 1943 году был выполнен новый перевод романа. Его автором стала известная советская переводчица Алла Юльевна Макарова. Ее перу принадлежит как сокращенный, так и полный перевод романа. Полный перевод книги с сохранением подробностей оригинала и авторской манеры Майн Рида был выпущен в СССР в 50-е годы ХХ века. Именно в переводе А.Ю. Макаровой роман вышел под привычным всем нам названием «Всадник без головы».
Историческая канва
Первое, чем привлекает к себе роман «Всадник без головы» (помимо своего интригующего и немного жутковатого названия) – сюжет. Фабула произведения действительно держит внимание читателя крепче любого лассо: здесь и приключения, и любовная история и даже, отчасти, детектив.
Но вместе с тем Майн Рид, ведя нас по страницам романа от эпизода к эпизоду, рисует во многом правдивую картину жизни Техаса 50-х годов XIX века. И с исторической точки зрения этот роман не менее силен, чем с приключенческой.
Майн Рид – участник событий
Это стало возможным благодаря тому, что Майн Рид стал непосредственным участником ряда событий в американском Техасе тех лет. Писатель в 1846-1848 годах участвовал в Мексиканской войне и повидал многое. Рид со знанием дела описал тяжелую долю коренных народов страны, захваченной США. Ведь именно во время Мексиканской войны территории Техаса и Калифорнии были окончательно отторгнуты от Мексики в пользу Соединенных Штатов. В связи с чем американские колонизаторы с презрением и беспощадностью относились ко всем коренным народам: и мексиканцам, и индейцам, считая их «низшей расой».
События, описанные во «Всаднике без головы», совершаются после Мексиканской войны, но последствия ее чувствуются на каждом шагу. Прежде всего это сказывается в крайне настороженном отношении людей друг к другу. В каждом встречном можно было найти врага. Эта распря, проходящая не только по государственным границам, но и через людские сердца, описана в романе.
Дикий Запад
В образе американских колонизаторов в романе выведены надменный плантатор Пойндекстер и пьяница и дуэлянт Колхаун. Оба героя олицетворяют собой типичную фигуру американца 40-50-х годов. Майн Рид недвусмысленно дает понять читателю свое отношение к этим героям: оба они выведены отрицательными персонажами, которые ради наживы готовы на все, в том числе на подлости и преступления. А сколоченный капитал позволяет им уверовать в свою безнаказанность и развязывает им руки. Старший Пойндекстер, его племянник Колхаун и подобные им – настоящие авантюристы, для которых не существует понятие чести. Майн Рид наделяет их также пристрастием к алкоголю и иным дурными привычками, что он и наблюдал воочию, находясь в Америке.
Пойндекстер
Присмотревшись к действующим лицам повествования, мы увидим, что неприязнь и симпатии Майн Рид распределяет между героями в зависимости от своих политических взглядов. Вот старый Пойндекстер, плантатор, один из новых хозяев Техаса. Наверно, у такого служил надсмотрщиком сам Майн Рид. Само имя Пойндекстер напоминает нам о реальном лице. Был такой Джоэль Пойнсетт, первый американский посол в Мексике. И это созвучие имен, конечно, не случайно. Вместе с Майн Ридом мы разделяем неприязнь к человеку, который обогатился за счет невольничьего труда. Люди, подобные Пойндекстеру (или Пойнсетту), отняли Техас у мексиканцев.
И вот тут мы видим (правда, единственный раз), как сказывается британское происхождение Майн Рида на его отношении к персонажу-американцу. Это становится ясно, если сравнить его с Купером, когда тот изображал типы крутых, жестоких людей. Например, в его романе «Пионеры» выведен некто Мармадьюк Темпл, полновластный властелин целого округа, американский Троекуров, который хотя и жесток, склонен к самодурству, а все же хозяин, своего рода «отец родной». И накажет, и приласкает, если ему верно служить. Фенимор Купер рисовал таких людей с натуры, в частности, прямо со своего отца, рисовал правдиво, не приукрашивая, и в то же время, несомненно, с сочувствием. В его основе — убеждение в том, что именно эти люди и создали Америку, скрепили Соединенные Штаты. А Майн Рид изображает тот же тип людей без всякой симпатии, резко отрицательно.
Майн Рид дает четкое описание техасской «американской демократии» тех лет – это власть толпы, состоящей из военнослужащих регулярной армии, готовых расправиться и линчевать любого, кто по какой-то причине оказался неугоден им.
Кассий Колхаун
Однако у Майн Рида Пойндекстер — это все-таки натура крепкого закала, человек известных убеждений. Пусть не по праву, но он тоже мнит себя «отцом невольников», «хозяином страны». А вот его племянник, капитан Кассий Колхаун, беспринципный наемник, мелкий эгоист, который стоит на стороне тех, кто больше платит. На таких «капитанов» Майн Рид, получивший тот же чин отнюдь не за «победы» за карточным столом, достаточно насмотрелся во время войны в Мексике. Именно такого вояку, вроде Колхауна, сам Майн Рид вызвал однажды на дуэль и заставил извиниться.
В романе разгорается борьба между капитаном Колхауном и Морисом-мустангером из-за дочери старого Пойндекстера, красавицы Луизы. Она креолка, полуиспанка и полуфранцуженка, хотя сам Пойндекстер (это в романе подчеркнуто) не креол. Все эти детали были очень важны, на них обращали внимание и читатели-современники, потому что американская нация только складывалась в то время и конфликты, разделявшие государства и народы, проявлялись и в границах семьи.
Зеб Стумп
Хотя таких первопроходцев, как выведенный в романе охотник Зеб Стумп, Майн Рид узнал не из книг, но читателям подобный герой в принципе был уже знаком. Зеб Стумп — преемник Натти Бампо, Кожаного Чулка, следопыта, известного По романам Фенимора Купера. Среди таких людей, которые, уходя на свой страх и риск в глухие места континента, прокладывали новые тропы, встречались разные характеры. Майн Рид, как и Фенимор Купер, наделил своего героя наиболее привлекательными чертами — бескорыстием, отвагой, добротой.
Морис Мустангер
Морис-мустангер во «Всаднике без головы» был оригинальным созданием Майн Рида. Такие персонажи со временем составили целую «ковбойскую» литературу. Для Майн Рида Морис прежде всего труженик, ковбой-скотовод, а ведь ковбоями продолжали называться и такие «скотоводы», которые сменили свое ремесло и стали грабителями. Нужно ли говорить, на чьей стороне оставался Майн Рид?
Основным оружием Зеба Стумпа или Мориса-мустангера было их мужество, умение владеть конем, лассо или ружьем. Сила старого Пойндекстера или Кассия Колхауна — наемные руки, деньги. Однако при всей симпатии к людям доблести и отваги Майн Рид не утаивает того, что он видел за океаном своими глазами: у таких доблестных одиночек, как Зеб Стумп или Морис, в Техасе нет будущего, они тоже отходят в область преданий.
Офицеры и коммерсанты
Автор не упускает из виду и офицеров, которые тяготятся гарнизонной службой, а потому рады любому скандалу, как развлечению. Излюбленное место этих офицеров – бар или трактир, на вывеске которого изображен генерал Тейлор.
Еще один яркий типаж представлен в книге преуспевающим коммерсантом Обердофером. Такие персонажи обязательно присутствовали во время любых военных действий, используя войну, страдания и лишения людей как источник обогащения. М. Рид сетует на страницах романа, что интересы этих пройдох всегда были защищены флагом США.
Исчезновение старого Техаса
Писатель ярко и красочно показал в своем романе, как под натиском колонизаторов исчезает старый добрый Техас. Разрушается прежний уклад жизни, гибнут индейские племена; обнищание и разорение – удел мексиканских крестьян. Укротитель диких лошадей Морис Джеральд и старый охотник Зеб Стумп по сути оказываются представителями вымирающих ремесел. Ведь если захват территорий будет продолжаться такими темпами и дальше, то вскоре в Техасе не на кого будет охотиться и некого укрощать.
Первые поселенцы новых штатов Америки уходили как можно дальше от городов и портов, вглубь континента, чтобы скрыться от власти и кабалы промышленников, торговцев и плантаторов. Но во времена Майн Рида их настигали уже и тут. Однако сердце и симпатия автора именно на стороне таких неподкупных, честных, чуждых наживы героев, как мустангер Морис Джеральд и охотник Зеб Стумп.
Экранизация
В 1972 году на советские экраны вышел художественный фильм «Всадник без головы», снятый режиссером Владимиром Вайнштоком. Главные роли в кинокартине сыграли актеры Олег Видов и Людмила Савельева. Сегодня примененные съемочной группой спецэффекты и в целом режиссерские находки могут показаться немного наивными, но на тот момент фильм произвел настоящую сенсацию!
Известно, что киноленту снимали в Крыму, создав декорации настоящего Техаса в Белогорском районе этого южного региона, на Красной Балке. Для романтических сцен между Морисом и Луизой была выбрана поляна Воронцовского парка, а хижиной мустангера Мориса Джеральда стала баня лесников Крымского центрального заповедника на кордоне «Олень».
Роль всадника без головы по очереди доставалась местным 8-летним мальчишкам, которые умели держаться на лошади. Голову втягивать им не было нужды, на ее уровне им просто прикрепляли накладные бутафорские плечи.
Темнокожих рабочих на плантациях играли студенты-кубинцы, которых на съемочную площадку каждый день привозили из Симферополя. А для того, чтобы снять сцены с табунами диких мустангов, скачущих по прерии, на место съемок доставляли лучших породистых лошадей со всего Крыма.
Фильм не раз подвергался критике. Те, кто читал роман, считают, что кинолента плохо раскрыла многомерный сюжет книги. Однако, качество съемок, воссоздание атмосферы дикого запада и синтез двух жанров – вестерна и детектива – были однозначно на высоте.