Содержание
Основная идея романа «Машина времени»
Первый роман английского писателя Герберта Уэллса «Машина времени», вышедший в свет в 1895 году, был ответом буржуазной пропаганде, объявлявшей англичан «единой нацией». Кое-кто не способен разглядеть пропасть, разделяющую трудящихся и эксплуататоров в современном обществе. И понять при этом, что она все расширяется, — так заявляет писатель. Что ж, он готов показать тот момент в истории человечества, когда пропасть разверзнется под ногами самого правящего класса.
Размышляя о вырождении как верхов, так и низов в результате доведения до логического конца классовой поляризации, Уэллс выражал в этом романе свои крайне пессимистические футурологические воззрения.

«Машина времени». Сюжет романа
Роман «Машина времени» вне всякого сомнения является сатирой, несмотря на свою фантастическую основу. По сути, Уэллс в этом произведении блестяще продолжает традиции Джонатана Свифта.
В очень далёком будущем в романе Уэллса эксплуатируемый класс и его угнетатели трансформировались в две человеческие породы. Представители рабочего класса стали звероподобными морлоками, а «голубая кровь», аристократы — стали элоями, которые сами себя не могут обеспечить ни в чём. Разделение на тех, кто трудится, и на бездельников ведет к вырождению общества и вырождению человека. Таков вывод Герберта Уэллса.
Возмездие угнетателем будет обязательно. В романе Уэллса оно получает страшную форму: морлоки кормят элоев, но только потому, что потом они их самих употребляют в пищу.
История создания
«Машина времени», идея которой многие годы им вынашивалась — ранее Уэллс уже писал повесть «Аргонавты времени» (1888 год) — первенец писателя в романном жанре. И это произведение показало, что ее автор — человек неуёмной фантазии. История мировой литературы до Уэллса знала уже немало футурологических утопий. В них опробовался определенный «набор» сюжетных ситуаций, позволяющих транспортировать героя в завтрашний день: здесь были
- сны
- видения
- путешествия на другие планеты
Но, так сказать, «аппаратного» перемещения с помощью специально построенной машины в литературе до Уэллса не было. Фактически писатель создал новое направление в научной фантастике.
Краткое содержание романа «Машина времени»
Герой Уэллса изобретает машину времени, позволяющую ему осуществить перелёт в 802 701-й год нашей эры. Путешественник во времени — типичная для уэллсовской характерологии фигура ученого, пытливого и смелого. Писатель не только увлекает нас удивительными картинами будущего, но и приобщает к раздумьям своего героя, взгляды которого претерпевают радикальную перемену.
Читательский интерес возбужден обнаружением контраста между видимостью и сутью явлений. Поначалу увиденная путешественником панорама воспринимается им как едва ли не земной рай, счастливый итог прогрессивного пути, проделанного человечеством, вступившим в пору безмятежности и довольства. Однако вскоре роман начинает обретать черты мрачной «антиутопии», оспаривающей оптимистические прогнозы других писателей.
Морлоки и элои
Уэллс, всегда работающий на резких контрастах, преувеличениях, рисует будущее в виде мрачно-фантастического гротеска: общество разделилось на изнеженных и никчемных элоев и звероподобных морлоков.

Восемь дней проводит главный герой в будущем. Не зная поначалу о том, что есть морлоки, он знакомится с образом жизни элоев. И на основании увиденного делает вывод, что общество остановилось в развитии, что всё находится в состоянии умиротворённости. Однако, его машину времени кто-то похищает. Сам путешественник узнаёт от появившейся у него подруги Уины, которую он спас, когда она тонула, что элои инстинктивно очень боятся темноты.
Путешественник понимает, что, скорее всего, его аппарат спрятан где-то поблизости, он обнаруживает следы переноски машины к пъедесталу Белого Сфинкса. Вот только элои не хотят ему помочь именно из-за их страха перед темнотой.
Увидев случайно ночью несколько морлоков, путешественник во времени понимает, что под землёй есть какой-то другой мир, что там живут какие-то другие существа. Он проникает через вентиляционное отверстие полуразрушенного здания глубоко под землю и обнаруживает там работающие механизмы, а обслуживают эти машины морлоки. И у него складывается такое представление об устройстве общества в будущем: морлоки, как понимает главный герой, потомки рабочих. А элои – это представители прежнего класса имущих потомки, потомки богатых.

Морлоки за многие тысячелетия обслуживания механизмов, которые дают возможность существовать элоям на поверхности земли без забот, деградировали. Элои тоже деградировали. Но у морлоков к тому же больше нет возможности производить пищу под землей. Поэтому они под покровом темноты крадут элоев, чтоб потом… съесть их!
Чудом сумев выбраться из-под земли, главный герой, взяв с собой Уину, собирается проникнуть в место, куда спрятали его машину. Ему нужны инструменты, за которыми он отправляется в Зелёный Фарфоровый Дворец. На обратном пути у него происходит стычка с большой группой морлоков. Он уничтожает много безумных обитателей подземелья, но теряет Уину.
Ещё дальше в будущее
Добравшись до Сфинкса, где спрятана его машина, он обнаруживает, что двери пьедестала Сфинкса открыты. Его пытаются морлоки заманить в ловушку таким образом. Но он отбивается от них и на своей машине перемещается дальше в будущее, вероятно, на несколько миллиардов лет.
Солнце к тому времени превратилось в красную гигантскую звезду. Человечества больше нет, на земле живут только гигантские членистоногие. Перескочив из этого времени ещё на несколько десятков миллионов лет вперёд, путешественник решает вернуться, наконец, в своё время.
Возвращение домой и новое путешествие
В итоге он сначала попадает прямо в тот день, из которого он и начала своё перемещение во времени. Но его современники, услышав необычный рассказ, не верят, что такое возможно. Собрав всё необходимое для нового вояжа в будущее, главный герой отправляется в новое путешествие. Он рассчитывает теперь привезти неопровержимые доказательства своего открытия. И с тех пор о нём больше ничего не известно.
Влияние романа «Машина времени» на творчество других писателей
«Машина времени» представила в сгущенном виде тот комплекс идей, образов, творческих приемов, которые будут обогащаться и варьироваться в последующих фантастических романах Уэллса. А сам роман, также как «Человек-невидимка», стал классикой научной фантастики и открыл целое направление в этом жанре. В фантастической литературе появились новые термины — путешествие во времени, машина времени. Но писатели не только стали разрабатывать активно саму тему. Влияние этого произведения на других авторов было разносторонним. Некоторые уэллсовские мотивы интересно преломились у других авторов.
«Косматая обезьяна». Ю. О’Нил
Например, в драме «Косматая обезьяна» (автор Ю. О’Нил). В этом произведении на пароходе, в каютах — верхи общества, люди изнеженные, анемичные. А в трюме, в кочегарке — трудятся в поте лица рабочие, дегуманизированные, низведенные до уровня «косматых обезьян». Вся конструкция пьесы, включая конфликт миллионерши Милдред и кочегара Янка, этого олицетворения не только примитивно-животного начала, но и социальной униженности, представляет весьма своеобразное воплощение уэллсовской темы элоев и морлоков.
«Баня». Маяковский
Интересную полемику с пессимистическими прогнозами в романе Уэллса обнаруживаем мы в пьесе Маяковского «Баня». Там возникает образ «машины времени», которая уносит героев в завтрашний день, в коммунистическое «близко». Ее пассажиры, во главе с «фосфорической женщиной», — энтузиасты, изобретатели, строители нового общества; машина выбрасывает за борт всякий «сор» — бюрократов, очковтирателей, приспособленцев…
«Машина пространства». Кристофер Прист
Можно назвать и произведение Кристофера Приста «Машина пространства». Роман этот имел большой успех. В нем оригинально преломились идеи двух уэллсовских опусов: «Машины времени» и «Войны миров»
Экранизация романа «Машина времени»
