человек-НЕВИДИМКА

«Человек-невидимка»

Основная идея романа «Человек-невидимка»

«Человек-невидимка» — роман английского писателя Герберта Уэллса, одно из самых «хрестоматийных» его произведений. Вышел в свет в 1897 году. В этом произведении отчётливо проявилось очень своеобразное качество таланта писателя — искусство проработать по-новому такую тему, которая не единожды уже была опробована в литературе до него. В данном случае мечта стать невидимым, как и мечта о свободном полёте, например, занимала человечество очень давно.

Однако Уэллс-писатель, вооруженный основательными естественно-научными познаниями, придает этой, казалось бы, гипотетической возможности иллюзию правдоподобия. Главный герой романа, талантливый учёный Гриффин, после долголетних и настойчивых усилий создаёт препарат, делающий человека невидимым. Сделав замечательное открытие, он погибает в борьбе с обществом.

Герберт Уэллс. Фото Джорджа Бересфорда, 1920 год.
Герберт Уэллс. Фото Джорджа Бересфорда, 1920 год.

Жизнь ученого в буржуазном обществе трудна, развитию науки препятствуют косность и невежество. Но вопрос о положении науки для Уэллса лишь одна, частная сторона проблемы о характере современных социальных отношений. Эта проблема — основная в романе.

Фантастика и реальность в романе

Эффект ощутимой наглядности этого самого «реального» из фантастических романов Уэллса достигался тем, что в отличие от других произведений этого художественного ряда, переносящих читателя в область непривычную, в футурологические дали или в инопланетные миры — в «Невидимке» действие разыгрывалось в гуще английского провинциального быта. Фантастическое органически «сплавлялось» с бытописью, оживлённой юмором и иронией.

Уэллс намеренно переносит действие в захолустное местечко, своего рода «заповедник» обывателей — скопидомов и самодовольных тупиц, звереющих от одной мысли, что кто-нибудь способен покуситься на рутину их существования. Уже в этом виноват перед ними Гриффин. Его травят за то, что он «непохож на других», стремится к чему-то необычному, способен на дерзкий полет мысли.

Иллюстрация к роману Герберта Уэллса «Человек-невидимка». Художник  Анатолий Иткин
Иллюстрация к роману Герберта Уэллса «Человек-невидимка». Художник  Анатолий Иткин

Персонажи романа «Человек-невидимка»

В романе проявился еще один счастливый дар Уэллса-художника — его способность заинтриговать читателя. Шаг за шагом подводит его писатель к какому-то необычайному явлению или открытию. В данном случае, к феномену «невидимки». И делает это Уэллс виртуозно. Гриффин дан поначалу не через авторское видение, а словно бы отраженный в разных зеркалах — каким его видят и воспринимают окружающие его люди:

  • обитатели Айпинга
  • владельцы гостиницы
  • констебль
  • священник
  • учитель
Иллюстрация к роману Герберта Уэллса «Человек-невидимка». Художник  Анатолий Иткин
Иллюстрация к роману Герберта Уэллса «Человек-невидимка». Художник  Анатолий Иткин

Все они ипостаси той типической фигуры английского мещанина, которую Уэллс будет с большой настойчивостью обрисовывать во многих своих книгах. Все они реагируют с одинаковой неприязнью и враждебностью на вторжение инородца в их среду. Здесь немало комических ситуаций, потасовок, неожиданных ударов. Но эти мирные и даже вызывающие улыбку обыватели становятся страшными в своём стремлении уничтожить, как они считают, монстра, несущего опасность и, объединившись, гонят «невидимку», как волка.

Главный герой романа Гриффин

Гриффин-человек и Гриффин-учёный

Фигура главного героя — противоречива и отнюдь не однозначна. Гриффин-человек и Гриффин-ученый, по своей значимости, явно разномасштабны. В этом образе Уэллс вывел любимый им типаж, учёного-энтузиаста, волевого и умного. Таким был и вивисектор доктор Моро — главный герой из вышедшего перед «Человеком-невидимкой» романом «Остров доктора Моро». Гриффин, правда, получился в этом случае даже персонаж несколько романтически приподнятый, по-бальзаковски одержимый. Он предан своей дерзновенной научной идее с такой страстью, что нарушает моральные принципы. Он ворует деньги у своего отца, доведя его тем самым до самоубийства.

Противопоставление Гриффина и Кемпа

Ученый-одиночка, новатор, Гриффин оттеняется фигурой Кемпа, его коллеги и приятеля. Кемп воплощает столь ненавистный Уэллсу мещанский дух: он робок и законопослушен, не рискует выйти за рамки общепринятого, пробует в науке лишь безопасные, исхоженные тропы.

Трагедия главного героя

При всей своей редкой одаренности Гриффин предстает как ученый, трагически одинокий, что скорее его беда, чем вина, ибо таковы господствующие в обществе отношения. Для Уэллса достижения науки имели свой смысл тогда, когда обращались ко благу человечества, содействуя его прогрессу. А замечательное открытие Гриффина служит только ему, являясь для него способом самоутверждения, ничего не давая окружающим.

Иллюстрация к роману

Уверившись в собственной исключительности, уподобившись «сверхчеловеку» ницшеанского толка, Гриффин к концу романа особенно явно раскрывается своими негативными сторонами. Однако последняя сцена, когда Гриффин гибнет, растерзанный толпой, дает финальный штрих, обобщающий трагедийность. Он предстаёт перед своими преследователями слабым и униженным. Они видят

«…распростертое на земле голое, жалкое, избитое и изувеченное тело человека лет тридцати».

«Человек-невидимка». Герберт Уэллс

Тема «маленьких людей» в романе «Человек-невидимка»

В «Невидимке» очевидно просвечивала тема «маленьких людей».  В дальнейшем Герберт Уэллс будет развивать эту тему в серии бытовых романов. Мы знакомимся с героем романа на последнем этапе его жизненного пути, и только через много страниц автор расскажет нам его историю. Но ясно, что Айпинг — не просто «дикий угол», куда забрел в отчаянье Гриффин. Айпинг — это вся буржуазная Англия, встречающая улюлюканьем и свистом «непохожих», посмевших избрать свой собственный путь, презревших ее унылую косность. Каждый шаг Гриффина, приближавший его к намеченной цели, всегда встречал яростное сопротивление общества.

Война главного героя Гриффина с обществом

Но общество причинило Гриффину горшее зло. Оно заставило его принести в жертву успеху свою живую душу. Из жизненной борьбы Гриффин выходит, растеряв остатки человечности, усвоив отвратительный принцип своекорыстия. И с этого момента — собственно с момента, когда он открыл дверь таверны в Айпинге — сочувствие автора уже не с ним.

Кто прав: общество или Гриффин?

В войне, которую Гриффин-невидимка объявляет обществу, правды нет ни на чьей стороне. Эта война не выливается в столкновение противоположных принципов. Да, Гриффин воюет с обществом лавочников, но сам он имеет, по сути, такие же убеждения. Индивидуализм, цинизм и жестокость Гриффина — лишь наиболее яркое воплощение действительных моральных качеств «обычного» буржуа. Его борьба против Айпинга — лишь сконцентрированное проявление постоянной борьбы всех против всех, которая есть неотъемлемая составляющая буржуазного общества. Гриффин использует свое могущество совершенно так же, как пожелал бы его использовать любой из его сегодняшних противников.

Каждый мечтает стать человеком-невидимкой…

Показательна в этом плане последняя сцена в романе. Владелец трактира Томас Марвел, в руках которого очутились записи Гриффина, в мечтах и сам превращается в того, кого они преследовали – в человека-невидимку. И хотя он ничего не может понять в том, что читает, но каждый день вечером он упорно открывает дневник учёного.

Роман обнаруживает две коренные особенности уэллсовского таланта:

  • силу воображения и фантазии, способность «прорваться» в будущее
  • в то же время чуткость к конкретным деталям обыденной, сиюминутной действительности

Анализ романа «Человек-невидимка»

Можно сказать, что в романе «Человек-невидимка» уже наметился будущий антифашизм писателя. Создав образ одержимого учёного-гения, автор романа осудил ницшеанские идеи, проповедовавшего культ «сверхчеловека». Эти идеи были использованы впоследствии фашизмом. Более того, он показал Гриффина-безумца, мечтающего о власти над человечеством, маньяка-убийцу, как  порождение существующих порядков в обществе. Гибель Гриффина закономерна — это естественный конец всякого «сверхчеловека», вознамерившегося подчинить себе общество.

 «Человек-невидимка» — роман сложной и глубокой мысли, облеченной в ясную и строгую форму. Это была блестящая творческая удача молодого писателя. Роман породил целую библиотеку подражаний, среди которых любопытно отметить парадоксальный рассказ Честертона о человеке «интеллектуально невидимом» — этого человека никто не замечает просто потому, что все к нему привыкли. По мотивам «Человека-невидимки» было создано несколько кинофильмов.

Кадр из фильма «Человек-невидимка», 1933г. Режисссёр
Джеймс Уэйл
Кадр из фильма «Человек-невидимка», 1933г. Режисссёр
Джеймс Уэйл

Но самый интересный факт, свидетельствующий о значительности романа Уэллса, открылся только в 1910 году. Тогда был опубликован роман Жюля Верна «Тайна Вильгельма Шторица», оставшийся неизвестным при жизни автора. Великий фантаст, которому Уэллс, бесспорно, многим обязан, возможно, оказался на старости лет учеником своего ученика. В «Тайне Вильгельма Шторица» он следует в фабуле и основным идейным положениям «Человека-невидимки». К сожалению, этот роман не принадлежит к числу лучших произведений Жюля Верна. Далеко уступали своему образцу и другие попытки подражания — как литературные, так и кинематографические.

error: Content is protected !!