Содержание
- 1 Присоединение Сибири
- 2 Земля обетованная
- 3 Присоединение Сибири. Заселение и колонизация в ХVIII в.
- 4 Приход казаков
- 5 Численность населения Сибири в XIX веке
- 6 Крестьяне в Сибири
- 7 Жизнь в Сибири
- 8 Народные праздники
- 9 Коренное население Сибири
- 10 Ясак
- 11 Полезное соседство
- 12 Религия народов Сибири
- 13 Ссыльные в Сибири
Присоединение Сибири
Сибирь была известна русским людям издавна. Еще в ХI в. новгородцы ходили за Камень (Урал), хотя путь туда был очень нелёгок по тем временам. Новгородские дружины нередко собирали дань с сибирских племён. В ХV в. на Урале стали появляться московские воеводы. В конце ХV — начале ХVI в. правители Московского государства нередко предпринимали военные походы, стремясь присоединить к своим владениям богатые сибирские земли. Окончательное присоединение Сибири — часто также употребляют выражение «покорение Сибири» — состоялось в ХVII веке.

Земля обетованная
В народе Сибирь называли «землёй обетованной». Рассказывали, что кипят там реки от обилия рыбы, которая сама прыгает в лодки; не сосчитать в лесах бесценного пушного зверя. Самим же лесам нет ни конца, ни края. В них видимо-невидимо:
- ягод
- грибов
- лечебных трав
- диковинных растений
полным-полно пушного зверя, а также всякой иной живности:
• оленей
• кабанов
• зайцев
• птиц
Считалось, что погибнуть от недостатка пропитания в Сибири невозможно: тайга богатая. А главное — нет там никакой власти:
- ни боярской
- ни княжеской
- ни царской

Всякий сам себе хозяин. Вот и бежали в Сибирь с давних пор русские люди — от всех напастей:
- голода
- поборов
- притеснений
- крепостной неволи
Помимо государственной политики, направленной на присоединение Сибири, богатого края, имеющее значение для наполнения казны, имело место, таким образом, и естественное стремление людей к лучшей жизни. Нередко крестьяне уходили в Сибирь целыми сёлами. Чтобы пресечь бегство крепостных крестьян за Урал, правительство вначале предписывало устраивать на дорогах в Сибирь «заставы крепкие». Но затем избрало другую политику. Она была связана с необходимостью освоения этого обширного края. По указам в Сибирь стали отправлять партии малоземельных крестьян. Переселение в Зауралье использовалось и в карательных целях. Туда ссылали:
- уголовных преступников
- непокорных
- донских казаков
- запорожских казаков
- старообрядцев
Особенно большой приток переселенцев в ХVIII в. вызвал указ 1760 г. Помещики получили право без суда отправлять в Сибирь своих крепостных крестьян за «предерзости». Только к 1780 г. в Сибирь прибыло около 60 тыс. таких переселенцев. С 1719 по 1795 г. мужское население края увеличилось с 241 до 595 тыс. человек, из которых 412 тыс. были русскими, а 183 тыс. — аборигенами (коренными жителями).
Присоединение Сибири. Заселение и колонизация в ХVIII в.
Присоединение Сибири в ХVIII в. происходило одновременно с расширением её границ в сторону Алтая, славившегося своими рудными богатствами. Впереди военных отрядов шли охотники и земледельцы. Они делали очень много для жизнеустройства:
- расчищали тайгу
- вспахивали новые участки
- проводили земледельческие работы
- выращивали скотину
- промышляли добычей зверя
- занимались рыболовством

Когда границы империи подошли к территории Китая, были обнаружены целые слободы беглых крепостных крестьян, которых правительство приняло в российское подданство как инородцев.
Приход казаков
На новых местах возводились укреплённые линии и крепости против набегов джунгар и казахов. Пограничную службу там несли сибирские казаки, которые в начале ХIХ века числились в одном Сибирском казачьем войске. Во второй половине XIX века численность казачьего населения достигла 380 тыс. человек, а сами казаки делились уже на четыре войска:
- Сибирское
- Забайкальское
- Амурское
- Уссурийское

Под защитой их гарнизонов в Южную Сибирь стало переселяться и местное сибирское население. Из таёжных мест оно двигалось к югу — в степи и лесостепи с плодородными почвами и менее суровым климатом. Здесь строились русские деревни, развивалась горнозаводская промышленность, основывались новые города:
- Семипалатинск
- Барнаул
- Бийск
Без организации укрепрайонов, без создания новых городов присоединение Сибири к России не могло состояться в принципе.
Численность населения Сибири в XIX веке
Количество переселенцев увеличилось после того, как была проведена реформа 1861 г. Только за 40 пореформенных лет сюда перебралось около 1 млн человек — крестьян, отныне свободных, но имеющих в большой степени проблемы с наличием плодородной земли. Кроме того, в течение ХIХ в. в Сибирь было отправлено столько же ссыльных, а по некоторым сведениям, даже больше.
Большинство осело в Тобольской и Томской губерниях. Особенно привлекательным был Алтай прежде всего из-за плодородной земли. Многие обосновались в далеких Енисейской и Иркутской губерниях, а некоторые добрались до необжитых Амурской и Приморской областей.

За ХIХ в. население Сибири увеличилось в пять раз и в 1897 г. составило 5 млн 800 тыс. человек. Из них коренных жителей (аборигенов), именуемых тогда «инородцами», насчитывалось только 825 тыс. человек. Сибирь превратилась в страну с огромным преобладанием русского, преимущественно крестьянского населения.
Крестьяне в Сибири
Более 90% населения Сибири приходилось на сельскую местность. Помещичьего землевладения и крепостного права в крае почти не было. Согласно реформе 1861 г. здесь были освобождены только 5700 человек, принадлежавших 56 помещикам. Русские крестьяне были основной трудовой силой в Сибири. Поколение за поколением отвоёвывали они у тайги и целины участки для пашни, создав в крае устойчивые земледелие и животноводство. Эту хозяйственную основу почти везде дополняли промыслы:
- рыболовство
- охота
- извоз

На сибирских просторах большинство крестьян не испытывали недостатка в земле, а в случае надобности поднимали новь, заводили заимки (так назывался земельный участок, занятый кем-либо по праву первого владения, обычно вдали от первых пахотных земель, о которых власти не знали десятилетиями. И хотя с того времени, когда началось присоединение Сибири, верховным собственником земли в Сибири считалось государство, крестьяне самостоятельно распоряжались обработанными участками:
- сдавали их в аренду
- продавали
- передавали по наследству
Зажиточное сибирское крестьянство могло прокормить переселенцев рабочих на золотых приисках и других потребителей. Значительная часть сибирского хлеба, мяса, масла вывозилась в Европейскую Россию.
Жизнь в Сибири
Однако это не означает, что жизнь крестьян проходила легко, без притеснений и бед. К повседневному нелёгкому труду добавлялись все возраставшие требования государства, которое:
- определяло обязанности и ограничивало права крестьян
- взимало с них подушную подать
- денежный оброк
Принуждало государство и выполнять многочисленные тягостные повинности:
- ямские
- мостовые
- по ловле беглых
- поставке рекрутов
Различные земские и мирские поборы, произвол и лихоимство чиновников усиливали это бремя. К тому же и в самой крестьянской среде не все были в одинаковом положении. Уже в 1819 г. сельских жителей официально подразделяли на 4 категории:
- «самых богатых»
- «достаточных»
- «посредственных»
- «совершенно неимущих»
Некоторые из богатых крестьян имели до 400 га обрабатываемой земли, 1000 голов скота и более 20 работников. Последними становились попавшие в кабалу за долги односельчане, переселенцы-новосёлы и особенно часто ссыльнопоселенцы, продававшие свой труд только за пропитание и кров.
Народные праздники
Вольные сибиряки, несмотря ни на что, жили полнокровной жизнью. Особенно ярко это проявлялось в дни религиозных и календарных праздников.
- По российским обычаям в городах и деревнях собирались
веселые застолья с песнями и плясками - в селениях молодёжь водила хороводы
- устраивались конные состязания
- проводили состязания по борьбе силачей и другие игрища
Излюбленным праздничным развлечением было взятие снежного городка, обычно приуроченному к последнему дню «госпожи Масленицы».

Тогда царило общее веселье. Великий художник-сибиряк В.И. Суриков изобразил эту забаву на картине, которая так и называется, как сама эта зимняя забава. А в весёлых и красочных свадьбах с назиданиями и пожеланиями участвовало всё сельское общество. Сибирские семьи были очень крепкими, разводы случались редко.
Коренное население Сибири
Коренное население Сибири, а это более сотни различных народностей, обитало преимущественно на окраинах, обрамляя огромную внутреннюю часть Сибири. Большую часть его составляли кочевые и бродячие народности. Самые многочисленные из них — буряты и якуты — были и наиболее развитыми. В другую группу входили так называемые малые народности:
- эвенки (тунгусы)
- юкагиры
- нганасаны
- коряки
- чукчи
и многие другие. Среди них первое место по численности занимали эвенки, которых в конце ХIХ в. насчитывалось до 65 тыс. человек.

Территория их расселения простиралась от Енисея до Охотского моря и от тундры до Амура, составляя примерно 2 млн кв. км. Часть эвенков называлась «сидячими». Они жили главным образом за счёт рыбной ловли и добычи морского зверя:
- китов
- моржей
- тюленей
Охота как основное занятие эвенков
Однако большинство эвенков были кочевыми и бродячими охотниками, а также оленеводами. Семья обычно имела 20—25 оленей. Хозяева, которые наряду с оленеводством занимались и охотой, обеспечивали себя питанием и одеждой, могли перевозить людей и грузы. Некоторые семьи владели стадами, насчитывавшими сотни голов. Зимой олени под присмотром женщин паслись у стойбища, а летом несколько хозяев объединялись и перегоняли свои стада в богатые кормами места. Но главным и излюбленным делом эвенков была охота на мясного и пушного зверя. Для неё использовались:
- кремневые ружья
- луки со стрелами
- рогатины
- «пальмы» (большие ножи на длинных рукоятках)
- различные капканы
- ловушки
Часто охотились с собаками. Самой изнурительной считалась охота «гоном» на лося и изюбря (дальневосточного благородного оленя): нередко приходилось преследовать зверя несколько суток — охотник буквально валился с ног от усталости.
Более легкой была охота на диких оленей «с манкой» — прирученным оленем с рогами, опутанными ремнями. Дикий олень, увидев чужака, вступал с ним в драку, запутывался в его ремнях и, не видя приближения охотника, становился его трофеем. Диких оленей, лосей, а иногда и других зверей (в том числе китов) добывали сообща. Но и охотник-одиночка мог оставлять себе только пушнину — мясо делили на всё стойбище, то есть на два-три чума. При удачной охоте стойбище переносили к месту добычи до того времени, пока её не съедали.
Социальная иерархия у эвенков
Власть у эвенков принадлежала родовым управлениям, состоявшим из старейшин или князьков — как правило, богатых людей. Они к тому же занимались торговлей и ростовщичеством и под видом взаимопомощи нередко превращали сородичей в неоплатных должников.
Те вынуждены были работать на «благодетелей» в качестве косцов, возчиков, пастухов или за бесценок уступать своим хозяевам добытую пушнину. Некоторые из должников, порывая родственные отношения, убегали из своих кочевий, находя убежище у других пародов, или нанимались работать на прииски, в города.
Ясак
Присоединение Сибири для коренных народов означало, в том числе, и то, что они отныне облагались налогами. Основная государственная обязанность коренных жителей Сибири состояла в уплате ясака (дани) пушниной, к которой относили:
- соболей
- песцов
- куниц
- бобров
- горностаев
- белок
и другого ценного зверя.
«Соболиная казна»
«Соболиная казна» в ХVIII веке давала до четверти государственных доходов. А потому правительство предписывало обходиться с «ясачными людьми» ласково, не чиня им не только каких-либо притеснений, обид, грабительств, но ниже малейших убытков». Это, однако, не мешало алчным скупщикам и чиновникам обирать наивных охотников.

Корыстные торговцы наезжали в стойбища и другие поселения к концу каждого промыслового сезона. Там они начинали «сердцевать» с хозяевами, т. е. добиваться их расположения. В ход шли «ласковые речи» и спирт. Доверчивые люди быстро открывали перед гостями мешки с пушниной. И тогда за фунт (400 г) пороха отдавали десяток белок, за горсть бисера — песца…
Обман, обвес, обсчёт, аренда за бесценок богатейших сенокосных, рыбных и других угодий — всё использовалось торговцами для наживы. Обогащались в Сибири не только сборщики ясака, но и прочие «начальники». Не обращая внимания на законы, они вымогали у «инородцев» подарки, штрафовали их, делали приписки к недоимкам и другим поборам в свою пользу.
Ясачные люди
Правительство, заинтересованное в платёжеспособности ясачных людей, иногда брало их под свою защиту. В 1822 г. был издан Устав об управлении инородцев. Согласно Уставу, исконные обитатели Сибири подразделялись на три категории:
- оседлые
- кочевые
- бродячие
К первой категории были отнесены приблизительно 60 тыс. человек:
- западносибирские татары
- часть алтайцев
- ханты
- манси
То есть народности, тесно соприкасавшиеся с русским населением. Местами они даже селились вместе с русскими. В правах, обязанностях и порядке управления они приравнивались к государственным крестьянам. Однако «инородцам» предоставлялись льготы — освобождение от поставки рекрутов для армии, а также рассрочка при уплате налогов и отбывании повинностей.

Полезное соседство
И все же, несмотря на трудности и беды, общая численность «инородцев» к концу ХIХ в. увеличилась, правда в основном за счёт наиболее многочисленных народностей (бурятов и якутов). Некоторые малые народы влились в их состав или растворились в среде русского населения. Длительные нормальные отношения были полезны и тем, и другим. Аборигены заимствовали у русских более высоко развитые:
- земледелие
- скотоводство
- ремёсла
- бытовые навыки
- умение строить дома
- огнестрельное оружие
и многое другое. А российские «насельники» нового края всегда учитывали многовековой опыт жизни сибирских аборигенов.
Религия народов Сибири
Православие
Большую роль в жизни и взаимоотношениях всего населения Сибири играла религия. Русское население исповедовало православие, у коренного населения издавна преобладал шаманизм. Однако и Православная церковь, и государственная администрация уже в ХVII в. пытались вытеснить местные религиозные верования; боролись они и с заносимыми в Сибирь старообрядчеством, сектантством, другими вероисповеданиями. Строились православные храмы и монастыри, всё больше аборигенов обращалось в православие. К середине ХIХ в. оно стало основной религией в Сибири, но, даже крестившись, «инородцы» далеко не всегда порывали с язычеством.
Шаманизм
Шаманизм — древнее верование, вера в добрых и злых духов. При этом считается, что шаманы наделены способностью общаться с духами, которые и дают шаманам их знания. Например, считается, что благодаря помощи духов они могут излечивать болезни, решать важные вопросы и даже предотвращать стихийные бедствия.
Общаются с духами, погрузив себя в транс. А чтобы погрузиться в состояние транса, необходимое для общения с духами, шаманы используют ритмичную музыку, танец и пение. Они возглавляют религиозные церемонии, проводящиеся общиной.
Слово «шаман» происходит из языка эвенков. Интересно, что они есть у народов Северной и Южной Америки, Индонезии, Северной и Северо-Восточной Азии, Японии и Австралии. Шаманами могут быть как мужчины, так и женщины. Не исключено, что такого рода «священнослужители» существовали во многих религиях мира, но со временем исчезли.

Распространение среди аборигенов христианской религии подрывало веру в шаманизм, но совершенно искоренить его не удалось.
Ссыльные в Сибири
Самой неимущей и бесправной частью сибирского населения за всё время, когда шло присоединение Сибири, были ссыльные из Европейской России. Чем дольше времени шло освоение Сибири, тем больше такого рода людей появлялось там. В первой половине ХХ в. ежегодно доставляли 7—8 тыс. человек, во второй — вдвое больше. Но на ссыльных приходилось всего 5% численности населения края. Среди ссыльных наряду с закоренелыми преступниками — их в Сибири называли «варнаками» — немало встречалось и таких, кто просто оступился в жизни — «несчастных».
Независимо от вины все они, за исключением каторжных, которых отправляли на особо тяжёлые работы, приписывались к крестьянским селениям. Эти люди должны были «сыскивать себе пропитание». Не находя заработка в сёлах и не имея никакого пособия со стороны, больше половины ссыльных разбредалось по Сибири. Эта «летучка», насчитывавшая иногда десятки тысяч человек, существовала благодаря случайным и сезонным заработкам на заимках старожилов, попрошайничеству, мелкому воровству, позже — работе на приисках.
Некоторые бродяги добирались до родных мест за Уралом, но обычно их ловили и возвращали в Сибирь. Лишь немногим из ссыльнопоселенцев удавалось «водвориться» — обзавестись крестьянским хозяйством. Многие ссыльные, растеряв здоровье в мытарствах, так и не создав семьи, умирали, не оставив потомства.
От уголовных ссыльных резко отличались сосланные по политическим мотивам. В Сибири отбывали ссылку
- А.Н. Радищев
- декабристы
- польские патриоты, участники польских восстаний XIX века
- петрашевцы, среди которых был и Ф.М. Достоевский
- народники
- социал-демократы
и другие менее известные участники борьбы с самодержавием.
Они были мужественными и благородными людьми и стойко переносили все тяготы сибирской жизни. Многие политические ссыльные (в особенности декабристы) имели хорошее образование, давали уроки местным жителям, а также составляли описания мало изученной в то время природы Сибири. Население этого края ценило и уважало их. И эти люди сыграли немалую роль в том, что в истории России обозначается таким понятием, как присоединение и освоение Сибири.