«Мартин Иден». Почти автобиографический роман Джека Лондона

Роман «Мартин Иден» написал выдающийся американский писатель Джек Лондон. Впервые он был напечатан в 1908-1909 годах в журнале. Отдельной книгой вышел в 1909 году. В произведении через судьбу простого моряка, ставшего известным писателем, отражаются важнейшие стороны современной автору общественной жизни Америки.

Основная идея романа «Мартин Иден»

Роман этот автобиографический до известной степени. Главный герой произведения также решил стать писателем, как и сам Джек Лондон когда-то, для чего проделал невероятный объём работы. Самообразование, а затем и процесс создания художественных произведений человеком, который в своё время даже не обучался в средней школе, выработка собственного литературного стиля — этот путь прошёл и автор. Описывая взаимоотношения молодого человека с издателями, писатель воспроизвёл собственный опыт. Его не хотели печатать, хотя он даже в начале своей литературной карьеры не создавал откровенно слабых произведений.

Но это произведение больше, чем художественная автобиография. Это роман социальный, это повествование о судьбе художника, о его взаимоотношениях с миром. Поднята тема судьбы личности, которая стремится уйти от духовной нищеты к вершинам интеллектуального труда. В могучей натуре Мартина Идена, рвущейся к свету и знанию, мы видим воплощение творческих сил народа, скованных цепями рабского труда, подавленных невыносимо тяжелыми условиями существования. Мысль о том, что капитализм оказывает губительное влияние на духовную жизнь народа, что жестокая эксплуатация глушит его порывы к творчеству, автор проводит красной нитью через весь роман.

Роман «Мартин Иден» также является и своеобразным гимном труду. Человек может упорным трудом добиться многого в своей жизни, если будет думать, анализировать, учиться.

Краткое содержание романа «Мартин Иден»

Идеализация «высшего общества» — одна из причин трагедии главного героя. Мартин волею случая знакомится с дочерью судьи Морза, влюбляется в неё и решает стать писателем, чтобы быть достойным своей любимой. Ценой огромных усилий он, простой матрос, выходец из низших слоёв общества, занимаясь самообразованием и начав писать стихи и прозу, достигает известности.

Он становится не просто автором, чьи произведения время от времени печатались в журналах, а популярным писателем, книги которого расходятся в мгновение ока. Вместе со славой приходит и богатство. И то самое «высшее общество», стать равноправным членом которого он так стремился, не просто принимает его в свои ряды, а делает своим кумиром.

Мартин Иден и Руфь Морз. Иллюстрация к роману Джека Лондона «Мартин Иден»
Мартин Иден и Руфь Морз. Иллюстрация к роману Джека Лондона «Мартин Иден»

Но вместе с этими событиями приходит и разочарование. В духовном своем развитии семья его любимой девушки Руфи, семья Морзов, в сущности ничем не отличались от грубого и алчного лавочника Хиггинботама, зятя Мартина. Сначала Мартин с благоговением смотрел на общество, собиравшееся в гостиной Морзов, на всех этих Блоунтов, Бэтлеров и им подобных. Но в один прекрасный день он увидел в них жалких людишек с мелкими мыслями. Его раздражало их невежество, их полное безразличие ко всему, что не касалось их непосредственных материальных выгод. Оказалось, что к настоящей культуре Морзы и все их друзья и знакомые были слепы и глухи.

Образ главного героя

В «Мартине Идене» Лондон с большой силой показал, что собственнические отношения могут просто растлить литературу и искусство. Главный герой романа Мартин Иден – настоящий художник-реалист, который видел ценность искусства в его правдивости. Это отправная точка. И он не может согласиться с таким существованием – благополучным и сытым, ненавидя алчность и презирая тех, кто целью жизни своей ставил наживу.

А его любимая девушка Руфь, ради которой он и совершил революционный переворот в самом себе и достиг того, на что вообще способные немногие, не может преодолеть предрассудки своего окружения. Она не могла понять Мартина и не сочувствовала его творчеству, потому что оно не давало ему стабильного дохода. Руфь всё время пыталась внушать Мартину, чтобы он поступил на службу.

Иллюстрация к первому изданию романа Джека Лондона «Мартин Иден», 1909 г.

В конце концов она уходит от Мартина, когда ему так была нужна вера в него и поддержка. И она же приходит с целью примирения, как только он сделался знаменитым и, соответственно, состоятельным человеком. Но Мартин не мог примириться с ней, как не мог примириться и с буржуазным обществом, обманувшим все его надежды.

Положительные герои – люди труда

В мире «чистогана» Мартин Иден не мог встретить никакого понимания и поддержки. Подлинное реалистическое искусство враждебно загнивающему буржуазному обществу, оно неизбежно вступает с ним в конфликт. Художник, ставший на путь правдивого изображения действительности, должен раскрыть всю мерзость капиталистической системы, но такого художника ждет мрачная перспектива голодной смерти.

Мартин Иден с особенной ясностью понял, что нормальные, честные, порядочные отношения возможны только среди простых тружеников, подобных Лиззи Коннолли, Марии Сильве, рабочему прачечной Джо, а также многим другим его прежним друзьям. Они ценили в нем не его славу и богатство, а прежде всего его самого.

Фридрих Ницше и Герберт Спенсер в романе «Мартин Иден»

Казалось бы, все это должно было толкнуть Мартина Идена к сознанию необходимости отдать все свои силы и знания, свой писательский талант делу борьбы за счастье «униженных и оскорблённых». Но Мартин Иден — поклонник Фридриха Ницше, Герберта Спенсера и яростный противник социализма. Следуя теории Спенсера, он считал, что в обществе также, как и в природе, главным является закон борьбы за выживание, и что в этой борьбе всегда побеждает сильная личность.

Не следует думать, что все высказываемые Мартином мысли были мыслями самого Джека Лондона. Напротив, писатель впоследствии указывал, что этот его роман направлен против ницшеанской философии.

Действительно, в своем романе автор доказывает несостоятельность индивидуализма Мартина, показывая слабость ницшеанства как мировоззрения, рушившегося при первом же столкновении с действительностью. Мартин слишком хорошо знал страдания трудящихся и горячо сочувствовал им. Он сам вышел из глубин народа, испытал на себе страшный гнет капитализма и не мог не чувствовать всю шаткость своей идеологии.

Думая о судьбе своей сестры Гертруды, задавленной работой и беспросветной жизнью, о столь же безрадостной судьбе других своих знакомых, Мартин с горечью вынужден был признаться:

«Хорошо было говорить об абстрактных рабах, но уж не так-то легко было прилагать теории к своим близким». 

«Мартин Иден». Джек Лондон.

Трагический финал

В конечном счете он разочаровался и в ницшеанской философии, но дороги к народу он так и не нашел. Добившись признания и славы, Мартин чувствовал себя инородным существом в мире, основанном на лжи и обмане, но вернуться к людям своего класса он уже не мог. Духовные силы его надломились, жизнь стала для него мучительной, бессмысленной, и поэтому Мартин отрешается от борьбы и заканчивает жизнь самоубийством.

Так трагически кончается жизнь талантливого писателя, загубленного буржуазной средой, оторвавшегося от народа и заблудившегося в своих жизненных и философских исканиях.

Мартин Иден. Иллюстрация к роману
Мартин Иден. Иллюстрация к роману

В романе «Мартин Иден» не противопоставлены индивидуализму своего героя положительные идеалы борьбы за освобождение трудящихся. Характерно, что «защитником» социализма в романе выступает поэт Бриссенден, отщепенец, эстет и поборник «чистого искусства», который одинаково негативно относился и к буржуазии, и к народу.

Аудиокниги и радиоспектакли «Мартин Иден»

«Мартин Иден». Джек Лондон
«Мартин Иден». Джек Лондон. Радиоспектакль, запись 1976 года. Режиссер Анатолий Эфрос. В главной роли Владимир Высоцкий.
«Мартин Иден». Джек Лондон
«Мартин Иден». Джек Лондон. Телеспектакль, 1976 год. Режиссер Сергей Евлахишвили. В главной роли Юрий Богатырёв.
error: Content is protected !!