БЭЛПИНГТОН БЛЭПСКИЙ

«Бэлпингтон Блэпский»

«Бэлпингтон Блэпский» — роман Герберта Уэллса, увидевший свет в 1933 году — это год прихода к власти в Германии Адольфа Гитлера и его партии.

Основная идея романа и поставленные писателем вопросы

Вопрос, на который писатель пытается найти ответ в этом произведении — как, каким образом, фашистская идеология могла найти массовое одобрение и поддержку в Европе, в «колыбели цивилизации»? В более поздний период, десятилетие спустя после появления романа Уэллса, подобный вопрос оказался в центре внимания европейской литературы, сохранившей традиции гуманизма. Не вызывает удивления, что писатели, обогащенные опытом истекшего десятилетия, сумели дать на него более обстоятельный ответ.

И все же роман Уэллса открывает перед нами многие существенные стороны духовной жизни Западной Европы тех лет. Его гуманизм слит с огромным разоблачительным пафосом. В его отрицании скрыт призыв к борьбе -за человека и человечество.

Автор романа  «Бэлпингтон Блэпский» Герберт Уэллс
Герберт Уэллс

Уэллс ставит вопрос по-просветительски. Фашистское варварство снова заставляет писателя задаться вопросом о человеческой природе. Фашисты апеллируют к самым темным человеческим инстинктам и покуда имеют успех.

  • Так добр или подл человек от природы?
  • Высокие или самые низменные стороны его натуры сильнее?
  • Если правы философы ХVIII века, объявившие человеческую природу божественной, то почему все чаще этот бог превращается в гнусное животное?

Идеологию фашизма Уэллс считает результатом духовного вырождения буржуазного общества. Она уходит глубокими корнями во всю историю идей последних десятилетий. Вот почему писатель снабдил свой роман обширным подзаголовком, который сам автор сводит к трем словам: «история одного сознания». «Бэлпингтон Блэпский» — в значительной мере роман интеллектуального воспитания, особенно в первых главах.

Краткое содержание и анализ романа «Бэлпингтон Блэпский»

Герберт Уэллc внимательно прослеживает историю детских лет своего героя. Смена детских впечатлений, отрывки идей, усвоенных им, первые семена сомнения в искренности окружающих и первые проблески любви к девочке, с которой он потом внутренними нитями будет связан всю жизнь. В ней воплотится женственность, прямота, человечность. В минуты самого страшного морального падения Бэлпингтон будет осужден вспоминать честный взгляд этой женщины. Только душевной чистотой и правильными путями в жизни дается такой открытый-и вдумчивый взгляд. Сможет ли Бэлпингтон так вот смотреть в глаза людям?

Ничто, казалось бы, не предвещает в юном Теодоре Бэлпингтоне (настоящее имя героя) будущего фашиста. Это человек, как все, — с добрыми задатками, с жадным стремлением познать мир, мечтами о славе и подвиге. Незаметно формируется его характер, подвластный и хорошему, и дурному. Но почему же восторжествовало дурное? Подросток родом из обыкновенной английской семьи. Он живёт в созданном в его воображением мире, где он называет себя Бэлпингтоном Блэпским. И именно этот Бэлпингтон Блэпский будет решать, как поступать мальчику в критические, поворотные моменты жизни Теодора. Что и приведёт к катастрофическому развитию событий.

Метод критического реализма в романе

Уже в первых главах своей книги Уэллс, поставив вопрос по-просветительски, отвечает на него с позиций критического реализма. Тема его романа — исследование не отдельно взятого человеческого сознания, а отношений человека и общества, влияния общественных условий на формирование характера. Мир ребенка ограничен его домашней средой, немногими товарищами, школой. Но и здесь писатель не упускает случая отметить, как постепенно отучают только что вошедшего в жизнь человека от прямого взгляда на мир, честности, смелости и независимости суждений.

Впоследствии рамки романа расширяются. Бэлпингтон в Лондоне, он входит в кружки молодежи, ищет путей в жизни. И наконец писатель приводит своего героя на страшную бойню первой мировой войны. Таковы обстоятельства жизни Теодора Бэлпингтона (настоящее имя героя) — таковы, вернее, обстоятельства истории, обусловившие жизнь всего поколения, к которому принадлежит Бэлпингтон.

Впрочем, определение, которое дал своему роману сам автор — «история одного сознания», — остается в силе и для этих частей романа. Все поколение Бэлпингтона прошло через одинаковые испытания. Однако, далеко не все вышли из них такими, как он.

Характеристика главного героя романа «Бэлпингтон Блэпский»

Поэтому Уэллс подчеркнуто отказывается рассматривать Бэлпингтона лишь как продукт среды, и обстоятельств. Характер человека определяется не только этим, утверждает Уэллс. Характер также определяется тем, как сам человек понимает свою роль в мире. А ещё и тем, насколько он целеустремлен, правдив, решителен. Человеку ли подличать, изворачиваться, приспособляться к мерзости, окружающей его? С высоко поднятой головой должен он пройти свой жизненный путь.

Не таков Бэлпингтон. Не идеи определяют поступки Бэлпингтона, а, напротив, мелкая подлость его поступков определяет на каждом жизненном этапе «идеи». Но эти идеи для него не более как способ прикрыть и приукрасить свою биографию интеллектуального мещанина. В фашизме он находит наилучшее «оправдание» своей биографии труса, демагога и подлеца.

Идеалы Бэлпингтона в прошлом, а не в будущем. Ему не за что бороться с обществом. При этом пассивное приятие современного несправедливого строя делает в конце концов человека адептом этой несправедливости. Да и возможно ли, оставаясь честным, принять буржуазное общество? Нет, тот, кто ищет оправдания существующему строю, неизбежно становится лжецом перед людьми и перед самим собой. Только на грандиозной лжи держится социальный порядок, ответственный за первую мировую войну. Ведь оставлены были миллионы людей на положении скота. И этот порядок чреват новыми войнами.

Товарищ детства Бэлпингтона, ищущий путей для борьбы за лучшее будущее, остался человеком. Бэлпингтон, трусливо сторонившийся протеста, перестал им быть. Стремясь оправдать мерзость буржуазного строя, он, согласно логике жизни, становится его глашатаем.

Во каким предстает Бэлпингтон в заключительных главах книги:

  • монархист
  • милитарист
  • антисемит, сыплющий словечками из фашистского лексикона

Бэлпингтон не просто ничтожество. Это великое ничтожество, символ и собирательный образ всех подобных ничтожеств. Они возомнили себя способными остановить человечество на его пути. Не за Бэлпингтоном и ему подобными будущее. В обществе зреют молодые силы, которые сумеют победить бэлпингтонов, заявляет Уэллс.

error: Content is protected !!