Лицо Иисуса воссоздали… криминалисты. Возможно ли такое? На помощь им пришли погребальная плащаница Иисуса и современные методики компьютерной реконструкции.
В 1898 году энтузиаст фотографии итальянец Секондо ПИА снял плащаницу на пленку и был поражен, увидев в негативе изображение человека, который не мог быть никем иным, кроме Иисуса Христа! До этого о наличии подобного отпечатка на туринской ткани даже не подозревали: видны были лишь какие-то неясные контуры. С этого момента и началась удивительная история тайны и попыток ее раскрыть.
Содержание
Как на самом деле выглядел Иисус Христос
Редкому человеку на Земле не известна иконографическая внешность Иисуса Христа – наверное, даже австралийские бушмены хоть раз в жизни видели его изображение. Эти благородные черты, прямой нос, длинные волосы и небольшую бородку не спутать ни с одним другим портретом. Перед нами мужчина европейского облика 30 с небольшим лет, в полном расцвете сил.

Однако существуют, например, изображения чернокожего Иисуса: таким он предстает на прекрасных эфиопских иконах. Это чисто культурное переосмысление образа: африканцы предпочитают молиться тому, кто на них похож.
Так же поступают и азиатские христиане: в Японии и Сингапуре Спасителя рисуют… с раскосыми глазами. Но что если одинаково не правы и они, и те, кто изображает Христа с европейскими чертами? Новые исследования ученых позволяют сделать такое предположение.
Как на самом деле выглядел Иисус, неизвестно. Об этом не сказано в Библии, не сохранилось исторических свидетельств. Знакомый всем образ сложился много позже смерти Христа, и наличие в нем явных европейских черт не удивительно: ведь первые иконы рисовали византийские греки.
Но ранние христиане, например, представляли Богочеловека несколько другим. В римских катакомбах сохранились изображения так называемого Доброго Пастыря – Иисуса с овечкой на плечах, и там он предстает перед нами совсем юным, без бородки и усов.
Реконструкция облика Христа
Реконструкцией облика Христа занялись эксперты-криминалисты. Они изучили самые первые божественные изображения, а также те немногие упоминания о его внешности, которые сохранились в истории.
Самое древнее из изображений Христа датируется VI веком. Оно обнаружено в храме в пустыне Негев в Израиле. С учетом того, что это самый близкий ко временам Христа портрет, в реконструкции было решено опираться на него. Краска на этой фреске полностью утрачена, и лишь по оставшимся микроцарапинам – следам от инструмента живописца – удалось восстановить рисунок.

На нем изображен человек с короткими вьющимися волосами, овальным лицом, большими миндалевидными глазами и орлиным носом. Прическа на рисунке обычная для Палестины того времени. Традиция рисовать Христа с длинными волосами, на античный манер, появилась в Византии позже. Вполне вероятно, что Сын Божий мог успеть поносить оба варианта прически – ведь его земная жизнь пришлась на эпоху эллинизма, и население Иудеи было очень сильно подвержено греко-римскому влиянию.
Реальную внешность Иисуса попытались восстановить британские криминалисты. Свою версию выдвинул специалист по криминалистической антропологии Манчестерского университета Ричард НИИВ. У него получился совершенно восточный человек с темной кожей. Многие исследователи сомневаются в достоверности этой реконструкции.
Однако у нас есть портрет, который может быть не просто достоверным изображением Иисуса, а настоящей его «фотографией».
Споры о подлинности Туринской плащаницы
Споры о подлинности Туринской плащаницы не утихают до сих пор. Еще в XIX веке в ней не сомневались, а в XX веке появился ряд исследований, которые ее оспаривают. В 2022 году в вопросе, кажется, была поставлена точка. Ученые достоверно установили возраст четырехметрового полотна, в которое, как считается, было завернуто тело Иисуса Христа для погребения. Ткань действительно была изготовлена 2 000 лет назад.

Материя с «отпечатком» образа Христа была обнаружена в 1353 году во Франции. Где она находилась до этого, достоверно неизвестно. Ни одна из христианских церквей до сих пор не имеет однозначной позиции по вопросу ее подлинности.
Первые исследования возраста материи были проведены в 1980-х годах, когда появились продвинутые методы радиоуглеродного анализа. Скептики ликовали: исследования показали, что ткань выткали в Средневековье. Значит, подделка? Но не все так просто. Для исследований были взяты небольшие фрагменты с краев полотна, хотя известно, что плащаницу неоднократно реставрировали – например, в 1532 году, когда она пострадала от пожара. Возможно, исследователям не повезло, и им попались волокна именно из той эпохи, которыми подлатали святыню.
Кроме того, позже выяснилось, что исследования ткани совсем не так достоверны, как работа с твердыми материалами вроде кости или дерева. Текстиль почти всегда содержит грязь, плесень, бактерии, из-за которых приборы могут показать совсем другие результаты. То есть средневековые загрязнения могут «омолодить» античную ткань при лабораторном исследовании.
Уже в наше время итальянские ученые из Падуанского университета сосредоточились на изучении следов ДНК, которые сохранились на плащанице. Как оказалось, не зря: им удалось обнаружить пыльцу растений, которые встречаются только на территории Ближнего Востока. То есть ткань все-таки приехала из Палестины. Кстати, технология ее изготовления также была характерна для римской Иудеи, в средневековой Европе ткали совсем по-другому.
На полотне, хотя и с трудом, просматривается узор. Привлеченные к исследованиям искусствоведы установили, что он совпадает с образцами ткани I века, найденными на территории Израиля. А метод рентгеновской дефракции, примененный профессором Института кристаллографии в Бари Фридом КАРО, окончательно расставил все на свои места, определив, что волокна ткани из плащаницы созданы приблизительно в то же самое время. Кстати, кровь на материи тоже настоящая – это установили биохимики в 2016 году. Хотя скептики парируют: мол, в Средние века вполне могли использовать для подделок биологические жидкости.
Какой был рост Иисуса Христа
Разумеется, до окончательного триумфа сторонников подлинности плащаницы пока далеко, новые сенсационные данные нуждаются в многократной проверке. Есть и множество но: например, человек, завернутый в плащаницу, был около 1 метра 80 сантиметров ростом. В древние времена он казался бы гигантом: на полторы головы выше почти всех своих современников. Однако никто из апостолов не упоминает, что Иисус был очень высок, хотя трудно было бы обойти молчанием этот достойный примечания факт.

И открытым остается вопрос, каким образом на ткань нанесено изображение Христа. Оно не нарисовано ни краской, ни чем-либо еще и является негативом – а в Средние века про негативное изображение ничего не знали, ведь фотография была изобретена только в XIX веке.
Кто создал изображение на Туринской плащанице
Кому только не приписывали «авторство» изображения на Туринской плащанице. Чаще всего «подозрение» падало на ренессансного гения Леонардо да ВИНЧИ, который изобрел почти всё, от танка до парашюта. Но на вопрос «как?» по-прежнему нет ответа.
В 2022 году британский продюсер Дэвид РОЛЬФ, который принял участие в создании для телевидения фильма о тайне плащаницы, объявил, что выплатит приз в миллион долларов тому, кто сможет получить аналогичное изображение, совпадающее по характеристикам с отпечатком на туринской ткани. Победителя пока не нашлось.

Для верующих христиан вопрос, как получено изображение на плащанице, не стоит: они убеждены в его чудесном происхождении. Как еще могло отпечататься на саване тело Христа во весь рост со всеми его ранами? Исследователи паранормальных явлений объясняют: в момент воскресения был колоссальный выброс энергии, которая «засветила» ткань словно фотопластину. Согласно Библии, в этот момент в пещере, где было погребено тело Иисуса, вспыхнул ослепительный свет, его видели жены-мироносицы, пришедшие к склепу.
Исследователи тайны плащаницы сравнивают действие этой энергии с рентгеновскими лучами и даже с ядерным взрывом, хотя сходство, разумеется, очень отдаленное.
Не удивительно, что криминалисты из Рима именно изображение на плащанице решили использовать для реконструкции реального облика Христа. Компьютер обсчитал его по годам начиная с подросткового возраста. В целом он соответствует каноническому образу на иконах.