Роман «Накануне» Ивана Тургенева

Роман И.С.Тургенева «Накануне» впервые публикован в 1860 году.

История создания романа «Накануне»

Согласно воспоминаниям современников писателя, Иван Сергеевич уже во второй половине 1850-х годов испытывал горячее желание создать произведение, где главный герой был бы совершенно нов и не похож ни на кого из литературных предшественников. Этому желанию способствовали либерал-демократические взгляды Тургенева, т.к. он всей душей стремился к преобразованиям в России, но при этом не допускал революционного пути.

В 1855 году сосед писателя по Мценскому уезду помещик Василий Каратеев оставил Ивану Сергеевичу свои литературные наброски и разрешил распоряжаться рукописью по своему усмотрению. Сам Каратеев записался добровольцем в отряд дворянского ополчения и отправился на фронт русско-турецкой войны. На этих страницах описывалась историю любви автора к девушке, которая в итоге выбрала не его, а молодого болгарина.

Позднее удалось установить, что у главного героя романа Дмитрия Инсарова был реальный прототип по имени Николай Катранов. В 1848 году Николай приехал в Россию и поступил в Московский университет. Но, когда в 1853 году началась русско-турецкая война, он примкнул к революционно настроенной болгарской молодежи (Болгария в то время находилась под игом Турции). Николай Катранов к тому моменту уже женился на русской девушке Ларисе, и они вместе уехали в родной город супруга Свиштов. Однако побороться за независимость Болгарии Николаю Катранову не довелось, так как по дороге он заболел чахоткой и скоропостижно скончался в Венеции в мае 1853 года.

Автор рукописи Василий Каратеев, по видимому предчувствовал, что с войны он не вернется. Так и произошло: он умер в Крыму от тифа. Иван Тургенев сначала попытался издать рукопись соседа в первоначальном виде за подписью автора. Однако никто из издателей не хотел браться за публикацию, так как, несмотря на любопытный сюжет, в литературном плане рукопись была слабовата. Тургеневу пришлось на время отложить этот материал, хотя сама история его невероятно впечатлила и вдохновила. Впервые прочитав записи Каратеева, он воскликнул: «Вот он – герой, которого я искал!».

Титульный лист рукописи романа «Дворянское гнездо», 1858

Прошло почти шесть лет, Иван Сергеевич успел написать «Рудина» и уже начала работу над «Дворянским гнездом», когда зимой 1858-59 гг. писатель решил вернуться к рукописи Каратеева. Эту зиму он проводил в родовом имении Спасское-Лутовиново, много размышлял о путях преобразования России и, наконец, решил взяться за художественную обработку записок.

Автор Я.П. Полонский. Усадебный дом И.С.Тургенева. 1881. turgenev.org.ru

По итогу из первоначальных записей Василия Каратеева осталась почти без изменений только одна сцена – описание поездки в Царицыно. Все остальное писатель переделал, добавив к первоначальному варианту множество ответвлений. Собирать фактический материал для романа Тургеневу помогал друг Е. П. Ковалевский,  писатель и путешественник, который бывал на Балканах и был хорошо знаком с болгарским освободительным движением.

Работа над романом «Накануне» заняла у Тургенева более года, Иван Сергеевич писал его и в Спасском-Лутовинове, и в Лондоне, и во французском городе Виши. Автор поставил точку на последней странице романа осенью 1859 года и передал рукопись произведения в Россию, в редакцию журнала «Русский вестник». 

Накануне

Сюжет

В первой главе романа читатель становится свидетелем спора двух молодых людей – ученого Андрея Берсенева и скульптора Павла Шубина – о природе и том месте, которое в ней занимает человек. В дальнейшем автор знакомит нас с семьей, в которой живет Шубин (оставшийся сиротой после смерти матери). Его троюродная тетушка Анна Васильевна Стахова добрая, но несчастная женщина. Ее супруг Николай Артемьевич Стахов когда-то женился на ней исключительно ради богатого приданного.

Теперь же он даже не скрывает, что не любит жену, все знают, что у него есть любовница-немка, которая, кстати, налево и направо транжирит его деньги. Павел Шубин живет в семье Стаховых уже пять лет, делает достаточно талантливые работы как скульптор, но часто ленится и не намерен всерьез развивать свое мастерство. Павел тайно влюблен в дочь Стаховых Елену, однако это обстоятельство не мешает ему проявлять знаки внимания и ее подруге Зое.

Елена Николаевна не воспринимает Шубина всерьез, так как является человеком совершенно другого склада. Елене 25 лет, она добрая, мечтательная, целеустремленная девушка, которая находит радость в том, чтобы помогать всем обездоленным и больным. Она уже давно живет своим умом, не опираясь на мнение родителей, однако пока не нашла себе спутника жизни, который отвечал бы ее идеалам. Андрей Берсенв, в отличие от Шубина, нравится девушке своим умом и скромностью, но его нерешительность не оставляет им шансы.

Вскоре Берсенев знакомит Елену со своим университетским товарищем Дмитрием Инсаровым, болгарином по происхождению. Необычная судьба Дмитрия, его стремление освободить родину от турецкого ига и смелые взгляды привлекают девушку. Когда же молодой человек спаса Елену от приставаний пьяного немца, та поняла, что влюбилась в нового знакомого. 

Но вскоре выясняется, что Дмитрий намерен в ближайшее время покинуть Россию, так как с родины приходят тревожные вести. Между Еленой и Инсаровым происходит откровенный разговор: мужчина не хочет подвергать возлюбленную опасности, Елена же не видит своей жизни вдали от любимого. В итоге молодые люди решили пожениться.

Весть о тайном замужестве Елены повергла всех родных в шок. Но дело уже сделано, и молодые отправляются в Болгарию. Но добраться вместе им было уже не суждено: доктор диагностировал у Дмитрия чахотку, мужчине стремительно становится хуже. Через несколько дней Инсаров умирает на руках у молодой жены. Елена остается одна в Венеции, откуда они должны были отправится в Болгарию.

Доктор помогает Елене доставить тело на родину мужа. Молодая русская девушка принимает решение навсегда остаться в Болгарии и посвятить свою жизнь служению этой стране. В дальнейшем следы Елены теряются, только однажды до ее матери доходят слухи, что дочь видели при войсках среди сестер милосердия.

Герой нового типа

К моменту создания романа «Накануне» Иван Тургенев уже создал образы Лаврецкого и Рудина. Но ни тот, ни другой не могли стать примером «нового человека». Тургенев и сам не понимал, из какого сословия придут эти «новые люди», на которых сможет опереться «новая Россия»? Он видел своего героя энергичным, деятельным, решительным, готовым к упорной борьбе. Именно такие люди требовались в эпоху перемен – в начале 1860-х годов. «Новые люди» должны были сменить таких, как Рудин, которые много и правильно рассуждали, но до реальных дел так и не смогли дойти. Дмитрий Инсаров стал образом такого нового героя: он был благороден, смел, решителен, и в то же время умел действовать, а не только говорить.

Литературоведы полагают, что в образе Елены Стаховой Тургенев изобразил Россию. Соответственно, претенденты на ее сердце – это люди разных взглядов, которые хотели бы заняться ее преобразованием. Согласно этой логике, России в ту пору нужны были такие смелые и решительные люди с чистыми помыслами, как Дмитрий Инсаров. Однако сам Иван Тургенев не соглашался с такой трактовкой своего романа.

Критика

«Накануне» был встречен общественностью весьма неоднозначно. В этом произведении проявилась либерально-демократическая позиция самого Ивана Тургенева. Однако этот взгляд не был близок ни консерваторам, которые стремились сохранить «старую Россию», ни революционерам, которые настаивали на более резком и радикальном изменении строя в стране. В итоге на автора обрушилось много критики, что довело Тургенева до желания «подать в отставку из литературы». А претензии Ивана Гончарова о том, что Тургенев якобы взял ряд идей для романа «Накануне» из его «Обрыва» еще больше подлили масла в огонь. 

И. А. Гончаров. Автор портрета И. Н. Крамской

Экранизации

Роман был трижды экранизирован. Первая телевизионная версия произведения вышла на экраны в 1915 году. Режиссерами картины выступили Владимир Гардин и Николай Маликов. Фильм сохранился лишь фрагментарно.

В 1965 году на советские экраны вышла кинокартина совместного советско-болгарского производства режиссера Владимира Петрова.

И в 1985 году был снят также советско-болгарский двухсерийный фильм «Накануне» режиссера Николая Мащенко.

Кадр из кинофильма «Накануне», 1985
error: Content is protected !!