Правостороннее и левостороннее движение: почему существуют два способа

Правостороннее и левостороннее движение: почему существуют два способа

Почему мир не ездит по одной и той же стороне дороги

Одна из загадок истории: почему мир разделился по способу передвижения на правостороннее и левостороннее? Предполагается, что дорожные правила ввели еще древние римляне, пользовавшиеся колесницами. Итак, почему в наши дни в большинстве стран ездят по правой стороне дороги? Существуют разные взгляды на этот счет.

Причина правостороннего движения

Почему же мир разделился по способу передвижения? Почему страны выбрали разные стороны дороги для езды? Известно, что большинство людей являются правшами. Возможно, именно это послужило причиной преобладания правостороннего движения.

Как было в Древнем Риме

С другой стороны, древние римляне, разъезжая на колесницах, держали поводья в правой руке, а кнут – в левой. Чтобы избежать случайного удара кнутом от встречного возницы, они ехали по левой стороне дороги (это называется «левостороннее движение»). Наконец, рыцари и другие вооруженные путешественники, не зная ничего заранее о намерениях встречного всадника, при необходимости могли немедленно выхватить оружие правой рукой.

Как было в Древнем Риме

Правостороннее движение: виноват Наполеон?

И все же сегодня в большинстве стран мира принято правостороннее движение. Есть разные взгляды на этот счет, но, вероятно, все началось с Наполеона. Французы пользовались правосторонним движением уже в конце XVIII столетия (в «Паризьен», в заметке, датированной 1794 годом, есть слова: «…едут по правой стороне дороги»). Некоторые историки считают, что перед Великой французской революцией кареты аристократов двигались слева, вытесняя крестьянские повозки вправо. 

Наполеон

После революции напуганные аристократы всячески стремились смягчить массовое недовольство и стали также двигаться справа. Независимо от происхождения этого обычая Наполеон принес правостороннее движение в страны, с которыми он воевал, включая Россию, Швейцарию и Германию. Гитлер, в свою очередь, насадил правостороннее движение в Чехословакии и Австрии в 1930-х годах. Страны, которые избежали нашествия, например, Великобритания, сохранили свои традиции.

Как было в США

США не всегда были страной «правосторонних» водителей. Из ранней истории страны известно, что экипажи и верховые лошади двигались по левой стороне дороги, как это принято в Англии. Но считается, что к концу 1700-х, когда на дорогах появились большие фургоны, которые тянули несколько пар лошадей, им оказалось удобнее ехать справа.

Последнее слово в правостороннем движении сделал Генри Форд

Один из последних шагов, окончательно утвердивший правила дорожного движения в США, был сделан в XX столетии, когда Генри Форд решил серийно выпускать свои автомобили со средствами управления именно слева. Как одна из причин, в каталоге 1908 года заявлено следующее: это обеспечит удобство для пассажиров, выходящих из автомобиля на проезжую часть, «особенно… если это леди, не желающая, чтобы ее разглядывали». 

Генри Форд (справа) и гонщик Барни Олдфилд в 1902 году
Генри Форд (справа) и гонщик Барни Олдфилд в 1902 году

Когда эти нормы были установлены, многие страны постепенно перешли к правостороннему стандарту, включая Канаду в 1920-х, Швецию в 1967-м и Бирму в 1970 годах. Великобритания и ее бывшие колонии, например, Австралия и Индия, до сих пор находятся в немногочисленном противоположном лагере.

В Японии в левостороннем движении виноваты самураи

В нескольких азиатских странах, включая Японию, – также левостороннее движение. Возможно, это наследие воинов-самураев, которые носили меч с левой стороны и норовили убить всякого, кто к оружию даже ненароком прикасался. Вот люди и обходили их исключительно справа. На практике во многих странах используют автомобили и с левым рулем, и с правым, но ездят строго по правилам страны, независимо от расположения баранки.

В  Японии в левостороннем движении виноваты самураи

Острова Самоа: смена правостороннего на левостороннее

Острова Самоа, тихоокеанский архипелаг, станет первой страной за многие десятилетия, в которой радикально меняются правила дорожного движения: автомобилисты будут ездить по противоположной стороне дороги. Местные водители сменяют правостороннее движение – так ездят две трети автомобилистов всего мира, – на левостороннее, чтобы открыть дорогу на острова дешевым автомобилям из Австралии и Новой Зеландии, приспособленным для левостороннего движения.

error: Content is protected !!