Окаянные Иконы

Окаянные Иконы

Зачем художник под благочестивым образом прятал рогатого черта?

Храм Василия Блаженного назван в честь святого. Это реальный человек, московский юродивый, умерший в XVI веке. В житии святого есть один жутковатый рассказ. У ворот Китай-города Василий однажды увидел толпу людей, которые истово молились выставленной там иконе Божьей матери – она глубоко почиталась и считалась чудотворной. Однако Василий молиться не стал: юродивый внезапно потребовал… разбить святой образ! А когда желающих не нашлось, сам схватил с земли булыжник и бросил его в икону, отчего та раскололась пополам. Юродивого потащили на судилище. Там он отколупал верхний слой краски на иконе – и под ним обнаружилось изображение дьявола. Горожане ужаснулись и пали в ноги провидцу, благодаря его за то, что пресек поклонение Сатане. 

Но сразу же возникла масса вопросов. Кто и зачем сделал икону поверх изображения дьявола? И что если таких поддельных сатанинских «икон» много?

Подобные доски, на которых под благочестивыми изображениями бога и святых якобы скрывались морды чертей, прозвали «адописными», «черными», «проклятыми» и «окаянными». Считалось, что подобные «антииконы» пишут колдуны во славу Сатане. 

Слухи об иконах из ада стали повальными в XIX веке. Этому в немалой степени способствовали развитие газетной печати и появление массовых изданий для простонародья. Туда посыпались письма из городов и маленьких деревень с рассказами об обнаружении «дьявольских» образов. Так, один крестьянин нашел под священным изображением не только морду черта с рогами, но и надпись: «Молись мне 7 лет – станешь мой навеки». 

Особо впечатлительные люди клялись, что своими глазами видели иконы, нарисованные сажей от адских котлов и даже кровью страдающих в них грешников. Кто-то вроде бы встречал изображение святого с головой пса. Разумеется, подтвердить свои слова этим «очевидцам» было нечем. Но совершенно достоверными стали факты  обнаружения икон, где под окладами прятались обрывки газет с карикатурами чертей, с изображениями турка, курящего трубку, и тому подобными отнюдь не благочестивыми рисунками. Неизвестно, кто туда набил бумаги и зачем – возможно, просто чтобы оклад прилегал плотнее. Но молва тут же раздувала эти истории до размера вселенского заговора: мол, дьяволопоклонники нарочно наладили массовое производство икон с чертями. 

Дошло до того, что крестьяне стали бояться молиться перед иконами, по стране даже прокатилась волна бунтов против «адописных» икон. Ситуация усугублялась тем, что раскрыть искусно спрятанное изображение сложно: для этого нужно испортить икону. И самый главный вопрос, который не переставал волновать уже не только простонародье, но и обративших внимание на феномен «адописи» интеллектуалов: кто за всем этим стоит?

Версию о «колдунах» просвещенные люди эпохи отмели сразу же как абсолютно бредовую. Их подозрения пали на сектантов, недостатка в которых не было. Мол, они массово подделывают иконы, чтобы скомпрометировать поклонение им, укоренившееся в православной вере. Существовали целые секты иконоборцев, которые были противниками иконопочитания. 

Пролетарский писатель Максим ГОРЬКИЙ считал, что «адописные» иконы – не что иное, как продукт хулиганства художников. Алексей Максимович сам в детстве подрабатывал в мастерской иконописи, где ему дали кличку Дьяволенок, потому что богохульник подговаривал художников пририсовывать святым рога. Одна такая «икона» с рожками осталась в коллекции писателя-богоборца, ее подарил ему на память друг. Но это была вещь, которую он изготовил, чтобы развеселить Горького. 

Еще более интересную версию выдвинул известный литератор Николай ЛЕСКОВ, великолепно знавший русскую глубинку и жизнь простонародья. Он считал, что во всем виноваты так называемые офени – торговцы иконами, ездившие по деревням и продававшие доски, разрисованные безымянными богомазами. Именно они, по мнению писателя, наладили настоящий конвейер «адописи», приносивший немалый доход. В своей повести «Запечатленный ангел» Лесков пишет, как сначала в селе появляется офеня и распродает крестьянам «адописные» иконы. А потом приезжает его сообщник, разоблачает обман, и земледельцам приходится покупать у него уже настоящие иконы. Этакий изощренный способ продать аналогичный товар дважды. 

Пожалуй, знаменитый литератор оказался ближе всего к разгадке сути пугающего явления. 

Этнографы сохранили для нас описание процесса создания «адских» икон. Сперва богомаз якобы рисовал чертей, различных монстров, самого Сатану и адское пламя. Потом покрывал страшный рисунок грунтом, и уже поверх его писал благочестивое изображение святого. Сверху – святость, внутри – черти и ад! Но так делать было сложно и дорого. Чаще всего богохульник просто пририсовывал к голове святого рога, а поверх их писал нимб. Еще проще было напихать бумажных картинок с изображением всякой нечисти под оклад иконы или приклеить с обратной стороны доски. 

К XX веку «адописные» иконы окончательно вошли в число самых популярных теорий заговора. Литература подогревала жгучий интерес к сверхъестественному. В рассказе писателя Леонида ЛЕОНОВА «Деяния Азлазивона», написанном в 20-х годах прошлого столетия, рассказывается про беса, который пробрался в монашескую обитель в образе иконописца, чтобы нарисовать «икону» дьявола под обличием святого.

Современные исследователи в большинстве своем подвергают сомнению существование «адописных» икон. Они утверждают, что, если бы их производство было массовым, часть таких досок непременно бы сохранилась. Но ни одна подобная икона-«обманка» науке неизвестна. Таким образом, опасаться, что старинная икона, доставшаяся вам от бабушки, может оказаться окаянной, причин нет. 

Ключом к разгадке того, как появилась конспирологическая теория об «адописных» иконах, стала история о том самом святом с песьей головой. Ведь подобные изображения действительно существовали. Так рисовали святого мученика Христофора Ликийского. По легендам, он происходил из мифического племени псоглавцев, обитавших на краю земли, или, в другом варианте, был настолько прекрасен лицом, что умолил Бога заменить его собачьей мордой, чтобы женский пол не отвлекался во время благочестивых проповедей. Однако малограмотные крестьяне могли не знать этой истории.

Дальнейшее стало плодом воображения людей, напуганных непривычной картинкой. 

Масла в огонь могло подлить наличие сборников гаданий и заговоров. И то и другое строго осуждается церковью, но малограмотные люди зачастую не догадываются об этом: ведь в заговорах часто упоминаются Бог и святые. Известна история женщины, которая держала дома такую книгу и не видела в этом греха, но однажды обнаружила под отклеившейся обложкой изображение дьявола. Спроецировать это происшествие на иконы ничего не стоило. Так появляются теории заговора. 

error: Content is protected !!