Повесть русского писателя И.С. Тургенева. «Ася» написана в 1857 году. Впервые вышла в печать в журнале «Современник» в 1858 году.
Содержание
Популярность повести «Ася» и переводы
Сам Иван Сергеевич Тургенев был недоволен своей повестью: работа над ней шла достаточно сложно, а результат он считал откровенно слабым. Однако, сразу же после выхода в свет, «Ася» обрела популярность, повесть высоко оценили ведущие российские литераторы. Более того, книгу вскоре перевели на английский, немецкий, шведский и другие европейские языки, и за рубежом она также не осталась незамеченной.
Конечно же, было выполнено и несколько переводов на французский язык, но их качеством Иван Тургенев было совершенно не удовлетворен, поэтому вскоре сам написал французский вариант повести (писатель свободно владел латинским, древнегреческим, французским, немецким и английским языками).
Краткое содержание повести «Ася» Ивана Тургенева
Повествование в произведении ведется от лица анонимного рассказчика, которого автор представил нам как «господина Н.Н.». Начинается книга с того, что пожилой уже Н.Н. вспоминает свою молодость и историю, которая приключилась с ним много лет назад. Жил он тогда беспечной жизнью молодого повесы, не обремененного никакими обязанностями. Однажды, остановившись в небольшом немецком городке З. на берегу Рейна на некоторое время, мужчина случайно познакомился с молодой парой. Выяснилось, что это сводные брат и сестра. Автор представляет нам брата лишь по фамилии Гагин, имени его мы так и не узнаем на протяжении всего повествования. Сестру же зовут Анной, но брат зовет ее Асей.
Судьба Аси была далеко незавидной. Она появилась на свет в результате внебрачной связи дворянина-отца с горничной. Воспитывалась девочка в крестьянской среде, однако, после смерти матери ее взяли в барский дом на правах дочери хозяина. Но вскоре барин тоже покинул этот бренный мир. Гагин, который с 12 лет жил и учился в Петербурге, приехав в отчий дом на похороны, узнал о существовании сводной сестры. И взял хлопоты об устройстве ее судьбы на себя.
На несколько лет Гагин устроил сестричку в женский пансион, но для девушки эти годы стали настоящим испытанием. Тогда брат забрал ее домой, и вскоре они отправились в заграничное путешествие.
Миловидность и задор молодости сочетались в Асе с внутренним напряжением, которое становилось причиной резких смен настроения и эксцентричности. Эта внутренняя тревожность проистекала из неясного социального положения девушки. Ася не понимала, как себя идентифицировать в обществе – кто она: дочь горничной или наследница барина? Из-за этого же ей казалось, что она недостойна любви благородного человека.
Вскоре Н.Н., которому было невероятно легко и радостно в обществе брата и сестры, понял, что, кажется, влюбился в юную девушку. Ася тоже испытывает симпатию к новому знакомому. Однако Гагин, который горячо любит сестру и хочет ей счастливого будущего, вызывает Н.Н на откровенный разговор, где не столько спрашивает, сколько утверждает, что молодой человек не женится на Асе. Н.Н. в растерянности: его влечет к девушке, но к женитьбе он, действительно, не готов. Он обещает Гагину отвергнуть чувства Аси при встрече.
Когда же влюбленные встречаются, Н.Н. не может сдержать своих чувств, и Ася оказывается в его объятиях. Тогда молодой человек начинает упрекать девушку за то, что она открылась брату, и теперь их счастье невозможно. Ася убегает. Ни Н.Н., ни Гагин не могут ее отыскать.
В эту ночь главному герою совершенно не спится, и он, наконец, осознает, что по-настоящему влюблен в Асю и готов на ней жениться. Однако, когда он утром идет объяснится с братом и сестрой, то уже не застает их, а лишь находит адресованную ему записку, в которой девушка признается, что ждала от Н.Н только одного слова, но так и не дождалась.
Н.Н. пытается нагнать Гагина и Асю в дороге, но это ему не удается. Он страдает от мук неразделенной любви. И хотя через некоторое время мужчина утешается, но испытать подобное чувство ему больше не удается за всю жизнь. И уже в преклонном возрасте, когда предвосхищение счастья сначала сменилось на несчастье, а потом на тотальное одиночество, Н.Н. приходит к неутешительному выводу, что у счастья нет завтрашнего дня, время и любовь легко упустить и настоящее чувство не терпит малодушия.
История создания повести и прототипы
Иван Тургенев приступил в написанию повести в июле 1857 года и планировал окончить ее до конца лета. Однако работа растянулась до октября. Такой медленный темп объяснялся неважным здоровьем писателя: он был вынужден поправлять свое неврологическое расстройство в зарубежных здравницах.
Как признавался сам Иван Сергеевич, впервые мысль о написании повести с подобным сюжетом пришла к нему в гостиничном номере небольшого немецкого городка Зинциг. Выглянув из окна своего номера, Тургенев заметил в окне напротив голову пожилой женщины, а в окошке над ним виднелось личико миловидной молодой девушки. Эта картина пробудила в душе писателя интерес, и он стал размышлять о возможной судьбе этих дам. Позднее он так увлекся этим занятием, что решил переложить свои размышления на бумагу.
В этом же немецком городке Тургенев повстречал художника А. П. Никитина и брата и сестру Сабуровых, которые могли стать прототипами главных героев.
Также многие исследователи жизни Тургенева склоняются к мысли, что на образ Аси натолкнула писателя судьба его собственной незаконнорожденной дочери Полины. Девочка появилась на свет в результате отношений Ивана Сергеевича с прачкой в доме его матери. Он узнал о существовании девочки когда ей уже было 7 лет. Так как положение девочки в доме было очень незавидным (мать писателя ее не принимала, а вся дворня над ей потешалась, называя «барышней»), Иван Сергеевич принял решение забрать девочку с собой и поместил ее в заграничный пансион.
Кроме того, у Ивана Сергеевича была кузина Анна или, как ее называли дома, Ася. Она была незаконнорожденной дочерью его дяди Николая Николаевича Тургенева и воспитывалась в доме матери писателя. Росла Ася вместе Варварой – незаконнорожденной дочерью матери писателя. Таким образом, Иван Тургенев не раз встречал в своей жизни судьбы таких девушек, как его литературная Ася, видел их душевные страдания вблизи, а потому мог ярко и образно передать их читателям.
Размышления о любви
Читатель видит главную героиню особенной и необычной девушкой. Она талантливо рисует, увлекается литературой, имеет ранимую чуткую душу и обостренно воспринимает любую несправедливость. Из-за внутренних противоречий Асю постоянно тянет на сумасбродные поступки, что настораживает главного героя, но в то же время и привлекает. Он никак не может понять ни ее, ни свои чувства к этой необычной девушке.
Ася же совсем юна и не опытна, она впервые сталкивается с влюбленностью, которую неожиданно обнаруживает в своей душе. В название произведения вынесено женское имя «Ася», которое позднее позволило литературоведам выделить новый тип женской героини – «тургеневская девушка».
Главному герою автор так и не дает имя, Н.Н. остается безымянным на протяжении всей повести. А так как Н.Н. одновременно является и центральным персонажем, и рассказчиком, то автор в повести как бы самоустраняется и снимает с себя необходимость комментировать происходящие события, поведение героев и приближая читателей к персонажам повести.
В итоге Н.Н. оказывается перед выбором: взять на себя ответственность за возлюбленную и их дальнейшую жизнь или сделать вид, что ничего не было. Такой поворот вполне в традициях русской литературы, где герои часто проходят «испытания любовью». Н.Н. в решающий момент смалодушничал, оказался слабее, чем его же чувства и тем более чувства девушки.
Прав ли был Н.Н., или его осторожность была правильной? Принес бы союз Н.Н. и Аси семейное счастье? На все эти вопросы автор не дает готовых ответов, предлагая читателям самим поразмышлять над этой важной темой.
Экранизация повести
Одноименный фильм по сюжету повести И.С. Тургенева «Ася» вышел на советские экраны в 1978 году. Режиссером картины выступил Иосиф Хейфиц, главную роль исполнила Елена Коренева.