Сергей Тимофеевич Аксаков: он рос вместе со своим веком

«По плодам их узнаете их…». Сергей Аксаков — если судить об этом человеке по его плодам, то, очевидно, что это был настоящий исполин. Книги Сергея Аксакова вошли в золотой фонд русской литературы. Причем, они до сих пор одинаково интересны как взрослым, так и детям. Сергей Тимофеевич был прекрасным мужем и заботливым отцом. Его большая, дружная, крепкая семья восхищала современников. Дети Аксакова были столь же талантливыми и деятельными, как и их отец, своими славными деяниями они продолжили прославлять фамилию Аксаковых. 

Сергей Аксаков. Портрет. Автор Иван Николаевич Крамской
Портрет Аксакова. Автор Иван Николаевич Крамской, Третьяковская галерея

Родители  Аксакова

Родители Сергея Тимофеевича Аксакова были людьми необычными, нетипичными для своего времени. Хотя и отец, и мать будущего писателя происходили из древних, знатных дворянских семей, но оба в свое время испытали немало горестей, унижений и боли. Однако не ожесточились от этого, а, наоборот, стали более ранимыми и сочувствующими и в жизни стремились к тому, чтобы уменьшить зло и горечь и приумножить добро и любовь. 

Герб Аксаковых. Источник: Мемориальный Дом — музей С.Т. Аксакова в г. Уфа

Отец 

Отец знаменитого писателя – Тимофей Степанович Аксаков – происходил из небогатого, но древнего рода. А своего деда, Степана Михайловича Аксакова знаменитый внук впоследствии опишет в одной из книг, как «неотесанного и энергичного помещика-первопроходца, который одним из первых организовал поселение крепостных в башкирских степях». В положенное время Тимофей Степанович поступил на военную службу, хорошо по ней продвигался и даже некоторое время служил ординарцем самого фельдмаршала Суворова, когда тот находился в Оренбургском крае. Когда же Александр Суворов вернулся в столицу, ему на смену был назначен надменный и жестокий немецкий генерал, с которым связана тяжелая страница в жизни Тимофея Аксакова. 

Тимофей Степанович Аксаков (отец писателя) с двумя сыновьями: старшим, Сергеем, и младшим, Николаем. Картина неизвестного художника конца XVIII века.
Тимофей Степанович Аксаков (отец писателя) с двумя сыновьями: старшим, Сергеем, и младшим, Николаем. Картина неизвестного художника конца XVIII века.

Однажды, когда генерал и все офицеры находились в церкви на службе, до прихожан донеслась громкая и удалая русская песня – это шли по улице три бравых молодых унтер-офицера, один из которых красивым зычным голосом распевал походную песню. Генерала этот инцидент по какой-то причине вывел из себя, он приказал схватить всех троих и назначил наказание в 300 палок каждому…за русскую песню… Говорят, что на спине Тимофея Степановича не осталось живого место, ткань от мундира просто смешалась с кожей и отодрать ее не представлялось возможным. Унтер-офицер пролежал в госпитале более двух месяцев, дожидаясь, когда раны заживут… Как только он смог выйти из лазарета, тут же подал в отставку и навсегда покинул армию. В последующие годы он служил прокурором земского суда в Уфе. 

Но, как уже говорилось выше, Тимофея Степановича этот случай не обозлил, а, напротив, сделал более мудрым и человечным. Он всегда был добр, отзывчив и справедлив не только с семьей и людьми своего круга, но и с крепостными. И в таком же духе воспитывал своих детей. 

Мать 

Матушка русского писателя Мария Николаевна, в девичестве Зубова, была дочерью товарища генерал-губернатора Уфимского наместничества. Девушка выросла среди высшего чиновничества и получила прекрасное для того времени образование. 

М.Н. Аксакова, мать Сергея Аксакова. Портрет. Неизвестный художник. 1800-е годы. Источник: Мемориальный Дом — музей С.Т. Аксакова в г. Уфа.

Однако мать ее умерла рано, и вскоре отец решил жениться во второй раз. Отношения между мачехой и падчерицей не сложились, и Марии пришлось вынести много жестокости и несправедливости в свой адрес. При очередных родах мачеха умерла, после чего весь быт перелег на плечи юной Марии. Совсем молодой девушке пришлось взять на себя все заботы большого дома и даже служебные дела больного отца. «Умудренная годами тяжких страданий, 17-летняя девушка вдруг превратилась в совершенную женщину, мать, хозяйку и даже официальную даму, потому что по болезни отца принимала все власти, всех чиновников и городских жителей, вела с ними переговоры, писала письма, деловые бумаги и впоследствии сделалась настоящим правителем дел отцовской канцелярии», – так позднее описывал сын Сергей юность матери. 

Тем не менее Мария Николаевна не ожесточилась сердцем, оставшись доброй и ласковой женщиной. Она придерживалась руссоизма – системы взглядов французского мыслителя Жан-Жака Руссо – и согласно этим взглядам подходила к воспитанию детей. Сережа был первенцем, и материнское внимание и забота достались ему с лихвой. Он рос в атмосфере любви, с ним никогда не обращались грубо или жестоко. Всего у Сергея Аксакова родилось двое братьев и четыре сестры, но один брат и одна сестричка умерли в младенчестве. Между детьми Аксаковых на всю жизнь сохранились взаимопонимание, уважение, дружба и настоящее родство душ. 

Сергей Аксаков — детство

Родился будущий писатель в сентябре 1791 года. Раннее детство Сергей Тимофеевич провел в Уфе, а также в родовом имении семьи Ново-Аксаково Оренбургской губернии. Живописная природа этих мест оказала сильное влияние на формирование личности писателя. Он много времени проводил на улице, в том числе, общался с дворней и обожал сказки ключницы Пелагеи. Именно от нее он услышал сюжет истории о дочери купца и чудовище, который через много лет поведает читателям как сказку «Аленький цветочек». Отец Тимофей Степанович, сам заядлый охотник, передал и сыну эту страсть – с юного возраста и на всю жизнь Сергей полюбил ходить на охоту, наблюдать за природой, повадками птиц и зверей и никогда не палил из ружья по чем зря. 

Учеба 

Уже в 4 года Сережа выучился читать, и в целом он развивался стремительно, радуя родителей смышлёностью и блестящими способностями. Мальчик разучивал наизусть стихи, с охотой их декламировал, а также любил разыгрывать небольшие пьески на сюжет сказок «Тысячи и одной ночи». 

В 1799 году, когда Сереже было 8 лет, его определили в Казанскую гимназию. Но события показали, что семья поторопилась. Прежде всего, Мария Николаевна оказалась не готова к разлуке с любимым Сереженькой: она буквально не находила себе места и не могла ничего делать, отправив сына в казенный дом. Да и сам мальчик, резко вырванный из семейного очага, не сумел сразу влиться в новое общество. На фоне психологических переживаний у него случилось несколько приступов эпилепсии, и родители приняли решение забрать сына домой. Так Сергей еще два года находился на домашнем обучении. 

Университет 

Наконец, в 1801 году, 10-летний Сергей Аксаков был зачислен в Казанскую гимназию, а спустя три года стал студентом недавно открытого Казанского университета, который окончил в 1807 году. Студенческие годы прошли насыщенно и интересно. Аксаков сразу же проявил свои литературные способности: участвовал в создании студенческих рукописных журналов, публиковал в них свои ранние стихи, вступил в «Общество любителей отечественной словесности» при университете, а также стал одним из организаторов студенческого театра и даже написал для него пьесу вместе с товарищами. 

Сергей Аксаков — служба

Переводчик 

По окончании университета, будучи 16 лет отроду, Сергей Тимофеевич уехал сначала в Москву, а потом в Петербург, где потупил на службу. Знание языков (а Сергей Аксаков в совершенстве владел французским, немецким и английским) позволило ему устроиться переводчиком в Комиссию по составлению законов. Свободное же от службы время он посвящал литературному творчеству: вступил в кружок «Беседы любителей русского слова» вместе с Иваном Крыловым, Александром Шишковым и другими ревнителями родного языка. Самое известное его стихотворение того времени – «Вот родина моя». 

Критик 

Чуть позже Сергей Тимофеевич увлекся театром. Теперь он выполнял еще и переводы зарубежных театральных пьес, а также начал публиковаться в столичных журналах как театральный критик. Позже он стал видной персоной в области литературной критики. 

Во время Отечественной войны 1812 года Аксаков записался в ополчение Московской губернии. А на следующий год уехал в Оренбургскую губернию, в отцовское имение Ново-Аксаково и посещал Петербург и Москву лишь наездами. И только в 1827 году, уже вместе с собственной семьей, снова переехал в Москву на постоянное место жительства. 

Цензор 

С 1827 года Сергей Тимофеевич был принят на должность цензора в Московском цензурном комитете. Но уже через год его с этой должности сняли за то, что он пропустил в печать неугодную Николаю I юмористическую балладу В. Проташинского, в которой автор осмеивал московскую полицию. В последующие шесть лет он еще несколько раз назначался и снимался с должности цензора, так как в те времена это была довольно опасная и непредсказуемая профессия, где можно было из своего кабинета попасть прямиком в застенки полицейского отделения по обвинению в попустительстве деятельности против государя. 

Директор института 

В 1833 году Сергей Аксаков устроился инспектором в Константиновское землемерное училище. За два года своей деятельности Сергей Тимофеевич вместе с коллективом учебного заведения проделал большую работу, подготовив училище к реорганизации. И в 1835 году Николай I подписал указ о преобразовании заведения в Константиновский межевой институт. Сам же Сергей Аксаков был назначен на место первого директора этого института. 

Сергей Аксаков, 1830 год. Источник: Мемориальный Дом - музей С.Т. Аксакова в г. Уфа
Сергей Аксаков, 1830 год. Источник: Мемориальный Дом — музей С.Т. Аксакова в г. Уфа

1838 год стал поворотным в жизни Сергея Тимофеевича – он оставил не только должность директора Межевого института, но и в целом ушел с государственной службы. Этому способствовало два обстоятельства: во-первых, у него стало ухудшаться здоровье, во-вторых, ушедший из жизни отец оставил старшему сыну солидное наследство. В связи с чем Сергей Аксаков мог больше не трудиться за жалование, чтобы обеспечить свою многочисленную семью, а сосредоточится на домашних делах и литературе. 

Литература Аксакова

Итак, с 1838 года Аксаковы перебрались на постоянное место жительство в свое подмосковное имение Абрамцево, где Сергей Тимофеевич и написал самые известные свои произведения. 

Усадьба Абрамцево

Для читателей-современников Сергей Аксаков открылся как выдающийся писатель с неповторимом стилем и слогом в 1834 году, когда в печать вышел его очерк «Буран». 

«Семейные хроники» 

В 40-х годах он работал над своей знаменитой трилогией «Семейные хроники», которые в большей части стали автобиографическим произведением. Трилогия был встречена читателями и коллегами по перу очень тепло и даже трепетно. Аксаков раскрылся как непревзойденный бытописатель и даже, возможно, как основоположник российской жанровой прозы. 

Книги о рыбалке и охоте 

А в 1845 году писатель загорелся идеей написать книгу о рыбалке, которая бы состояла из рассказов бывалого рыболова. Так появились «Записки об уженье», которые в последующих изданиях автор переименовал в «Записки о уженье рыбы», добавив новые рассказы. Книга была встречена с единодушным восторгом! В связи с чем писатель в 1849 году вдохновился написать аналогичный труд, но теперь уже о другом своем любимом увлечении – охоте. И в 1852 году в свет вышла книга «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии».

Это произведение стало еще более популярным, чем его предшественник. Восхищенные отзывы писали даже мэтры русской литературы. Так Николай Гоголь отмечал, что хотел бы видеть главных героев второго тома «Мертвых душ» такими живыми, как птицы Аксакова. Иван Тургенев подтверждал, что «Такой книги русская литература еще не знала – это что-то новое и совершенно необыкновенное!». А Николай Чернышевский писал: «Что за мастерство описаний, что за любовь к описываемому и какое знание жизни птиц! Господин Аксаков обессмертил их своими рассказами, и, конечно, ни одна западная литература не похвалится чем-либо, подобным «Запискам ружейного охотника»». 

В своих книгах об охоте и рыбалке Сергей Тимофеевич, с одной стороны, давал подробные и точные описания повадок самых разных птиц, животных и рыб, с другой же, делал он это так художественно и лирично, что обе книги сразу же превзошли на целую голову все выпускающиеся в то время руководства. К тому же в произведениях Аксакова было много поэтичных описаний природы и личных отступлений, описывающих характеры главных героев. Читались книги на одном дыхании. 

«Детские годы Багрова-внука» 

С 1854 по 1856 годы Сергей Аксаков работал над своей новой книгой. Вот как он писал о ней в своем дневнике: «Есть у меня заветная дума… Я желаю написать такую книгу для детей, какой не бывало в литературе. Я принимался много раз и бросал. Мысль есть, а исполнение выходит недостойно мысли… Тайна в том, что книга должна быть написана, не подделываясь к детскому возрасту, а как будто для взрослых и чтоб не только не было нравоучения (всего этого дети не любят), но даже намека на нравственное впечатление и чтоб исполнение было художественно в высшей степени». 

Судя по всему, задумка автора ему удалась. Книга заслужила репутацию одного из лучших художественных произведений о развитии ребёнка. Приложением к книге вышла сказка «Аленький цветочек», которая впоследствии начала жить вполне самостоятельной жизнью и стала настоящей визитной карточкой писателя. Более того, театральный спектакль по этой сказке вошел в Книгу рекордов России как самая продолжительно идущая постановка для детей – в 2001 году его сыграли в 4000-й раз! Изначально Аксаков посвятил сказку «Аленький цветочек» своей внучке Оленьке. 

Аленький цветочек Иллюстрация выполнена для альманаха «Волшебный фонарь». Автор Николай Алексеевич Богатов

Аксаков-писатель 

На момент начала писательской деятельности Сергею Аксакову уже было около 50 лет, он был состоявшимся и в профессиональной, и в общественной, и в семейной жизни человеком. И писал он не ради заработка или громкого имени, а исключительно для себя, поэтому в своих книгах он никого не поучал, не обвинял и не призывал, а просто рассказывал. А думающий читатель уже сам делал выводы: и про отношение автора к крепостному праву, и про его любовь к природе, и про взгляды на воспитание детей. Про Аксакова-писателя говорили, что «он рос вместе со своим веком». 

Сергей Аксаков. Источник: Мемориальный Дом - музей С.Т. Аксакова в г. Уфа
Сергей Аксаков. Источник: Мемориальный Дом — музей С.Т. Аксакова в г. Уфа

Личная жизнь 

Сергей Тимофеевич Аксаков относился к тому типу мужчин, которых называют однолюбами, и всю свою жизнь посвятил лишь одной женщине – своей несравненной жене Ольге Степановне. О ней стоит отдельно сказать несколько слов. 

Ольга Заплатина 

Ольга Заплатина. Источник: Мемориальный Дом — музей С.Т. Аксакова в г. Уфа.

Жена Аксакова, Ольга Заплатина, была родом из генеральской семьи. Причём, её отец, Семён Григорьевич Заплатин, служил под началом Суворова, являлся, так сказать, «суворовским» генералом. А мать Ольги – турчанка, которую бравый военный приметил во время очаковского похода. Игель-Сюм – так её звали – сопровождала мужа в походах, и во время одного из них, в Польшу в 1993 году, и родила Ольгу. 
Вскоре она умерла, Заплатин с дочерью поселился в Москве. Души не чая в дочери, генерал много занимался с ней сам, читал не только художественную литературу, но и выписывал на дом газеты. Ольга, таким образом, выросла всесторонне образованной личностью. 

Отношения супругов и детей 

Они поженились в 1816 году. Оба были влюблены друг в друга, по характеру были очень схожи – добрые, отзывчивые, души не чаявшие в своих детях, которых у них родилось десятеро. Однако четверо умерли в младенчестве, а сын Михаил погиб совсем в юношеском возрасте. Интересный факт – когда Аксаков писал письма своим сыновьям, он подписывался «твой друг и отец». 

В доме Аксаковых много читали – читали вслух – ставили домашние спектакли, устраивали костюмированные праздники. Атмосфера была творческая, и не только дети крепкой семейной четы получали от этого удовольствие. Дом Аксаковых в имении Абрамцево вскорости становится фактически одним из главных центров московской литературной жизни. 
Тут по субботам собирались известные писатели, учёные, театральные деятели. Всех принимали хлебосольно, в подготовке и организации аксаковских вечеров принимали участие и подросшие дети. 

С. Т. Аксаков диктует дочери свои воспоминания. Акварель К. А. Трутовского. 1892 г.
С. Т. Аксаков диктует дочери свои воспоминания. Акварель К. А. Трутовского. 1892 г.

Смерть Аксакова

С 1840-х годов здоровье Сергея Аксакова постепенно стало ухудшаться. С самого детства у него время от времени случались приступы эпилепсии. К этому добавилось ухудшение зрения, так что к старости он практически совсем ослеп и последние свои произведения уже не мог писать сам, надиктовывая их дочери Вере. Весной 1859 года Сергей Тимофеевич тяжело заболел и 12 мая его не стало. Семья похоронила писателя на кладбище у Симонова монастыря. В советское время прах литератора был перезахоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. 

Изначальная могила Аксакова в Симоновом монастыре. Кон.XIX в.

Интересные факты об Аксакове

Аксаков и Гоголь 

Сергей Аксаков близко общался с Николаем Гоголем. Знакомство двух литераторов пошло на пользу обоим. Николай Васильевич, заручившись поддержкой и одобрением такого уважаемого человека, как Аксаков, стал смелее и увереннее в себе. А Сергей Тимофеевич увидел в талантливом юноше удивительную самобытность и непохожесть на других, которые вдохновили его на создание собственных произведений Он, наконец, понял, что может писать просто и от души, не подстраиваясь ни под какие модные течения литературы. По сути Гоголь одним своим появлением подарил русской литературе Аксакова-писателя. 

Аксаков и Даль 

Владимир Даль собирал свой знаменитый словарь в том числе по произведениям Сергея Аксакова, месяцами пропадая в башкирской глубинке и Оренбуржье. Кстати, ученые подсчитали: исконно русских слов в произведениях Сергея Аксакова в два раза больше, чем у Льва Толстого. 

Уфимский дом-музей (со слов уфимских краеведов)

Однажды в советские времена жена премьер-министра Италии на одном из приемов призналась советскому академику Владимиру Неговскому, что в их стране среди образованных людей только тот итальянец считается хорошо знающим русский язык, кто читает в подлиннике Аксакова, а вовсе не Толстого и Достоевского. Реаниматолог Неговский, вернувшись на родину, решил прочитать книги соотечественника, ведь, к своему стыду, ничего, кроме «Аленького цветочка» у Аксакова до сей поры не читал. Конечно же, он полюбил творчество Сергея Тимофеевича. И, как-то прибыв в Уфу по делам, тот час же бросился на поиски дома, где вырос Аксаков, будучи уверенным, что там музей. Но местные власти, извиняясь и отводя глаза, в конце концов признались, что там на данный момент расположен кожвендиспансер… Владимир Неговский был возмущен до глубины души. В итоге визит академика стал поворотным в судьбе аксаковского дома: диспансер выселили, сделали ремонт и в 1978 году в Уфе был открыт дом-музей Сергея Тимофеевича Аксакова. 

Дом-музей. Источник: Мемориальный Дом — музей С.Т. Аксакова в г. Уфа.
error: Content is protected !!