Пабло Пикассо

Пабло Пикассо. Не только кубизм

Пабло Пикассо – пожалуй, самый известный художник современности. Он оказал влияние на всю живопись двадцатого века. Но не все знают, что кроме главного его изобретения – кубизма – было множество других стилей, в которых художник творил.

Детство

Пабло Пикассо родился в Испании, и, можно сказать, был художником практически с рождения. Даже первым словом, которое произнёс мальчик, было слово «карандаш». О своей жизни Пикассо вспоминал, что в семь лет он рисовал как классики, но потратил всю жизнь, чтобы научиться рисовать как дети. 

Автопортрет, 1896 год
Пабло Пикассо. Автопортрет, 1896 г.

Образование

Пикассо был принят в художественную школу Ла –Лонха в Барселоне в том возрасте, в котором учеников обычно считают слишком маленькими, и последующие годы демонстрировал необыкновенные успехи. Позднее он поступил в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо. 

В дальнейшем, мастерски прописанная реалистичная живопись будет идти в его жизни рука об руку со странными и пугающими экспериментами. В 1900 году ему довелось пережить нечто ужасное. У него был друг – художник Касахемас, который страдал от несчастной любви, и, в конце концов, свёл счёты с жизнью. Это было такой трагедией для юного Пикассо, что он изменил свой стиль, подчёркивая свою грусть. 

Голубой период

Он тонирует картины в голубые тона, рисует бездомных и алкоголиков. Удлинённые руки, худые тела, бледный цвет кожи – всё это передаёт нечеловеческую тоску. Художник верил: «Кто печален, тот искренен». 

П. Пикассо. «Завтрак слепого». 1903г.
П. Пикассо. «Завтрак слепого». 1903 г.

Со временем Пикассо пережил эту катастрофу, и начал замечать в жизни хорошее. Его героями в этот период стали бродячие артисты. 

«Семья бродячих акробатов». 1905. Национальная галерея искусства (Вашингтон)
П. Пикассо. «Семья бродячих акробатов». 1905 г. Национальная галерея искусства (Вашингтон)

Но если присмотреться, их жизнь, наполненная творчеством и игрой, также имеет свои мрачные стороны. Интересно, что, хотя Пикассо ни в «голубом», ни в «розовом» периоде не отступал далеко от реалистичности, позднее работы того времени будут участвовать в выставке «Дегенеративного искусства», организованной фашистами. 

Розовый период

К переходному периоду между «голубыми» и «розовыми» картинами относится знаменитое полотно «Девочка на шаре».  Хрупкая фигурка девочки в синем противопоставлена мощной тёплой по колориту фигуре атлета.

К своему зрелому стилю Пабло Пикассо пришёл не сразу. Во многом роль в этом сыграл Сезанн. Он советовал художнику видеть в предметах простейшие геометрические формы. Пикассо воспринял это слишком буквально. В результате им было разработано оригинальное продолжение традиции сезаннизма. 

Пабло Пикассо, Картина «Девочка на шаре», 1905
Пабло Пикассо, «Девочка на шаре», 1905 г.

На картинах Сезанна уже можно увидеть смешение планов и искажение перспективы, но Пикассо пошёл ещё дальше. Он измельчил форму, поделил её на плоскости, смешав в портрете фас и профиль, разложив предмет на составные части. Изначально это делалось ради большей ясности и изучения пластического строения предметов, но позднее все поняли, что картины Пабло Пикассо скорее запутывают зрителя, чем дают какие–то разъяснения. 

Африканский период Пабло Пикассо

В это время он тщательно изучает то искусство, на которое ещё недавно никто не обращал серьёзного внимания. Увы, но когда конкистадоры уничтожали индейцев, они составляли подробные записи об исчезающей на их глазах культуре. В Африке же таких исследований никто не вёл. Колонизаторам было всё равно, кого они губят, а перечёркивание богатой истории континента развязывало руки рабовладельцам и поддерживало расизм. 

Пабло Пикассо Авиньонские девицы 1907
Пабло Пикассо «Авиньонские девицы», 1907 г.

Кубизм

Пабло Пикассо и прочие кубисты также не углублялись в исследование африканских культов, но их привлекало первобытное, языческое отношение к миру. Поэтому они использовали африканские религиозные маски и статуи для стилизации лиц на своих картинах.

«Королева Изабо», 1909г.
«Королева Изабо», 1909 г.

Первая Мировая Война умерила пыл авангардных художников. Они увидели, как цивилизация модернизма пожирает сама себя. И многие из них отказались от прежних практик. 

Классический период

Пабло Пикассо также вернулся к классике, вскоре после того, как оформил в авангардном стиле знаменитый скандальный балет «Парад» для «Русских сезонов». А он умел рисовать классические картины. Но всё же, в творчестве этого периода долго ещё будут видны следы кубистической системы («Две женщины, бегущие по берегу моря»). Однако и это увлечение было не вечным. 

«Две женщины, бегущие по берегу моря».1922 год
«Две женщины, бегущие по берегу моря». Пабло Пикассо,1922 г.

Позднее Пикассо перешёл от классической живописи к ещё одному новейшему течению – сюрреализму, правда, созданный им вариант этого стиля часто имел в себе черты кубизма.

«Герника»: самая пронзительная работа Пабло Пикассо

Перед Второй Мировой Войной случилось то, что пробудило в художнике патриотизм и напомнило ему, что, хотя он и выставлялся во Франции, его сердце всецело принадлежало Испании. Во время Гражданской войны в своей стране художник храбро продолжал творить. После того, как весь мир облетела новость о страшной бомбардировке нацистами города Герника, Пикассо ответил самой пронзительной своей работой. 

«Герника». Пабло Пикассо. 1937год
«Герника». Пабло Пикассо. 1937 г.

На картине Пабло Пикассо «Герника» весь ужас ночного налёта на мирный город передан с помощью гнетущих чёрно – белых тонов, Вокруг – тьма, и лишь луч фонаря пронзает её. Нечеловеческая жестокость нападающих передана в образе быка, рядом кричит женщина.

«Голубка» Пабло Пикассо

Даже во время Второй мировой художник продолжает писать. Даже когда его произведения фашисты выставляют на посмешище. После войны он создаёт ещё одну свою знаковую работу. Пикассо был убеждённым коммунистом, хотя идеологизированные искусствоведы в нашей стране в то время могли называть образцом «страшного западного разложившегося искусства». Тем не менее, именно авангардисту доверили изобразить символ Конгресса сторонников мира. И он нарисовал голубку. 

Голубка Пикассо. 1949 год. На иллюстрации вариант 1961 года
Голубка Пикассо. 1949 год. На иллюстрации вариант 1961 года

С виду изображение простое, но на самом деле — чудный момент «остановленного времени». Пикассо нарисовал голубку в те доли секунды, когда она складывает крылья, чтобы сесть на землю.

Пабло Пикассо прожил долгую и насыщенную жизнь, достиг славы и наград. Но случались в его жизни и периоды нищеты, в которые он оставался без денег. И он не переставал удивлять людей. Для многих основание собственного стиля, да ещё и такого влиятельного – важная веха в жизни. Но он шёл вперёд, создавая новое… и качественное старое искусство!

Picasso Museum, Paris, (Hotel Salé, 1659)
Picasso Museum, Paris, (Hotel Salé, 1659г.)
error: Content is protected !!