моцарт и сальери
- Тайна личности, Человек

«Моцарт и Сальери» — пьеса-трагедия А.С. Пушкина

Пьеса «Моцарт и Сальери» написана Александром Пушкиным в 1830 году. Впервые опубликована в 1831 году. 

Замысел пьесы «Моцарт и Сальери»

Согласно дневниковым записям Александра Пушкина и его переписке с друзьями, идея создания этой пьесы зародилась у поэта еще в 1826 году. Уже тогда он обдумывал содержание нескольких драматических произведений, которые позднее получат название «маленькие трагедии». Сам же Пушкин для этого жанра чаще использовал названия «драматические сцены» и «опыты драматических изучений». Но в какой степени поэт реализовал свою задумку тогда, в 1826 году, остается неясным Достоверно известно лишь то, что окончательный текст пьесы появился в 1830 году.

Болдинская осень 

В жизни самого поэта в тот момент происходили важные события. В 1830 году Александр Пушкин, наконец, получил согласие от родителей Натальи Гончаровой в ответ на его предложение руки и сердца. Поэт счастлив, воодушевлен, готовится к свадьбе и уезжает в свое нижегородское имение Большое Болдино, чтобы привести дела в порядок. Но там его застает эпидемия холеры, разразившаяся в округе, и Александр Сергеевич вынужденно проводит в Болдино три осенних месяца. И это время стало одним из самых плодотворных периодов в творчестве поэта! Душевный подъем, обилие творческих замыслов и уединение подарили миру прекрасные сочинения литературного гения. Именно тогда была написана и пьеса «Моцарт и Сальери». 

Болдино. Усадебный дом

Исторический контекст

Так как пьеса «Моцарт и Сальери» получила очень неоднозначную оценку в обществе (особенно при жизни Александра Пушкина), следует отдельно остановиться на тех настроениях, которые витали в обществе в конце 20-х годов XIX века. 

Вольфганг Амадей Моцарт умер за восемь лет до рождения Пушкина – в 1791 году, в возрасте 35 лет. А его учитель Антонио Сальери покинул наш мир уже при жизни Александра Сергеевича – в мае 1825 года, в возрасте 74 лет. 

Леопольд Моцарт. Портрет работы Пьетро Антонио Лоренцони

То есть история жизни двух этих, без сомнения, одаренных композиторов, была на слуху у всего мира и будоражила умы многих любителей музыки, а что уж говорить о любителях сплетен! Более того, в 20-е годы XIX века в России возник настоящий «культ Моцарта», и одним из распространителей его в нашей стране был музыкальный критик и музыкант-любитель Александр Улыбышев, близко знакомый с Пушкиным. Сам Александр Сергеевич был довольно далек от музыки, и многие сведения об австрийском композиторе и его учителе почерпнул как раз из статей Улыбышева, а также из французской и немецкой прессы. Все эти источники превозносили Вольфганга Амадея как величайшего гения всех времен, который «сумел постигнуть самую сущность искусства». А его манера творить представлялась легкой игрой, не стоившей автору почти никаких усилий.

Реальный Моцарт

Но нужно сказать, что такой образ Моцарта не вполне соответствовал реальности. К тому времени, когда Пушкин взялся за свою пьесу, во всем мире уже укоренилось некое общее представление об австрийском композиторе как о светлом гении, который абсолютно лишен гордыни и тщеславия, равнодушен к славе и титулам, живет одной лишь музыкой, сочиняет также легко, как дышит и сам даже не подозревает о степени своего таланта.

Однако анализ переписки Моцарта с друзьями и официальными лицами при дворе, а также воспоминания современников, открывшиеся нам в XX веке, рисуют несколько иной портрет гения: реальному Вольфгангу Амадею были вовсе не чужды стремления к славе и почестям, поиски солидных должностей, зависть и обсуждение коллег по музыкальному цеху, муки творчества и бесшабашные гуляния. Безусловно, все эти черты, свойственные любому смертному человеку, ничуть не умfляют достоинств прекрасной музыки талантливого композитора, а лишь развеивают миф о нем, как о «невинном гении музыки». Но во времена Пушкина всего этого еще не знали. 

Портрет Моцарта работы Дорис Шток. Дрезден, 1789 год

Реальный Сальери 

Известно, что Антонио Сальери последние годы жизни провел в клинике для душевнобольных, и есть основания предполагать, что довели его до этого именно слухи о том, что он якобы отравил своего талантливого ученика Моцарта. Откуда взялись эти слухи, достоверно не известно. Но еще при жизни Сальери некоторые немецкие, а вслед за ними и французские журналы опубликовали эту версию, ссылаясь на то, что будто бы сам Антонио Сальери признался в преступлении докторам клиники. Однако, ни медицинский персонал, ни ученики Сальери, ни его друзья не подтверждали этого факта. 

Бюст Антонио Сальери в здании Парижской оперы; скульптор Л. Ф. Шабо

Если брать жизнь этого итало-австрийского композитора, то ее вполне можно назвать успешной. 

Он был признан одним из самых известных композиторов своего времени; талантливым педагогом – выпустил плеяду ярких учеников, среди которых были Амадей Моцарт, Лювиг ван Бетховен, Франц Шуберт, Ференц Лист; сделал блестящую карьеру, дослужившись до поста придворного капельмейстера и прослужив на этой должности 36 лет; наконец, он был прекрасным семьянином и любящим супругом. Кстати, всю жизнь Сальери восхищался талантом вовсе не своего ученика Моцарта, а своего учителя композитора Кристофа Глюка. Таким образом, реальный Антонио Сальери сильно отличается от художественного образа, созданного Пушкином в своей пьесе. Кстати, состоявшийся в Милане в 1997 году суд официально признал Сальери невиновным в смерти Моцарта. Однако, подчеркнем, что это случилось спустя 160 лет после смерти Пушкина. 

«Моцарт и Сальери» — краткое содержание

Сцена первая

Первая сцена пьесы открывается рассказом о Сальери. Еще маленьким мальчиком будущий композитор услышал звуки органа, и с тех пор музыка пленила его навсегда. Он старательно «препарировал» ее, пытаясь разобраться, из каких же частей состоит красивая мелодия. Сальери долго и старательно трудился, отбросив в сторону всякую праздность. В итоге он добился высокого положения в обществе и всеобщего уважения. Так он жил мирно и счастливо, наслаждаясь достигнутым успехом, пока однажды не поймал себя на том, что жутко завидует молодому композитору Моцарту. Тот был откровенным разгильдяем, к музыке относился как к легкому приятному занятию и сочинял ее также легко, как птицы поют свои песни. И при этом музыка его была столь  прекрасной, что даже сам Сальери делал сравнение не в свою пользу. 

Иллюстрации к Моцарт и Сальери
Иллюстрация Михаила Врубеля. 1884 год

Однажды Сальери встретил Моцарта в компании слепого скрипача. Музыкант-любитель неумело играл музыку Моцарта, неизбежно коверкая ее, но Моцарта как будто это нисколько не расстраивало, а, наоборот, забавляло. Сальери был сражен таким легкомысленным отношением к музыке! Когда же друг сыграл ему мелодию, которую набросал ночью на скорую руку, Сальери окончательно убедился, что перед ним гений. И он принял решение «остановить» Моцарта, потому что Сальери считает такую жизнь и такое творчество «неправильным». Друзья договариваются вместе отобедать в трактире, и Сальери готовит яд, который некогда оставила ему возлюбленная.

Сцена вторая

Во время ужина Моцарт делится с Сальери новостью о том, что пару недель назад к нему пришел странный гость в черных одеждах и попросил сочинить для него Requiem (траурное музыкальное произведение). И вот композитор уже написал музыку, а гость так и не возвращается. Но Моцарт даже был рад этому, потому как теперь уже мечтал оставить эту мелодию себе. 

Сальери пытается утешить друга, рассказывая, что его друг Бомарше в минуты печали советовал выпить бокал игристого вина или перечитывать книгу о похождениях Фигаро. Моцарт уточняет у товарища, правда ли, что Бомарше кого-то отравил, как говорят о том слухи. И сам же резюмирует, что этого не могло быть, ведь Бомарше – гениальный автор, а «гений и злодейство – не могут существовать вместе!».

Сальери незаметно подсыпает яд в бокал Моцарта. Тот выпивает его, и по просьбе «друга» играет ему свое новое творение-реквием. Сальери понимает, что это гениальная музыка!

К концу трапезы Моцарту становится нехорошо и о отправляется домой. А Сальери остается один, размышляя над словами товарища. «Неужели он прав, и я не гений, раз я смог убить талант?». 

Тема пьесы «Моцарт и Сальери»

Основной темой своей трагедии Пушкин вывел сравнение двух противоположных начал: рационалистического, стремящегося все упорядочить, разложить «по полочкам», выверить с математической точностью и творческого, которое существует исключительно в режиме вдохновения и не терпит никакого насилия над собой! Пушкинский выдуманный Сальери не просто завидовал Моцарту, но всерьез боялся, что из-за таких гениев, которые творят по божественному проведению, нисколько не напрягаясь, такие трудяги, как он, будут миру не нужны. 

Возможно, самый последний прижизненный портрет Моцарта, написанный в 1790 году в Мюнхене. Художник Иоганн Георг Эдлингер

Критика пьесы

Еще при жизни Пушкина на него обрушился шквал критики из-за того, что он в искаженном свете преподнес образы исторических персонажей. Отчасти эта критика была обоснована, так как «маленькая трагедия» русского поэта, разлетевшаяся по миру, способствовала повсеместному распространению мифа об отравлении Моцарта Сальери. 

Антонио Сальери, портрет работы Ф. Реберга, 1821 год

Правда многие почитатели таланта Пушкина считали, что русский гений взял имена двух музыкантов лишь как пример и художественный образ извечной борьбы добра и зла, и никогда не настаивал на том, что его трагедия исторически верна.

«Моцарт и Сальери» в музыке

Кадр из фильма-оперы «Моцарт и Сальери» 1962 года
Кадр из фильма-оперы «Моцарт и Сальери» 1962 года

По пьесе Александра Пушкина композитор Н. А. Римский-Корсаков в 1897 году создал оперу «Моцарт и Сальери». В 1962 году  режиссер Владимир Горрикер поставил и снял фильм-оперу.

Поделиться новостью в Соцсетях:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •