«Миргород»

«Миргород» — сборник повестей русского писателя Н.В. Гоголя. Первая публикация состоялась в феврале 1835 года. 

Содержание сборника «Миргород»

Миргород. Околица. С.И.Васильковский
Околица. С.И.Васильковский

«Миргород» представляет собой цикл из четырех повестей:

Первая часть: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба»;

Вторая часть: «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Задумка автора сборника «Миргород»

Сам Николай Гоголь задумывал «Миргород» как продолжение своей предыдущей книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Как и ранее, Николай Васильевич хотел с помощью своих произведений знакомить читателей с жизнью и бытом малороссийских крестьян, казаков и мелких помещиков. Однако этот сборник по направленности своей и характеру вышел совершенно иным. Многие литературоведы склоняются ко мнению, что «Вечера» – это яркий представитель романтической литературы, а «Миргород» – реалистичная проза. 

И это, действительно, так. «Вечера на хуторе близ Диканьки» были написаны в 1829 -1832 годах. Это было одно из первых произведений начинающего писателя, которому едва исполнилось 20 лет. Повести «Вечеров» полны очарования юности, веселого задора и искрометного юмора. И хотя между созданием этих двух циклов прошло всего несколько лет, но для самого Гоголя они были весьма насыщенными и серьезно поменяли его мировоззрение, что и отразилось в содержании повестей. 

Личность автора Н.В. Гоголя

Период с 1832 по 1836 годы стал невероятно плодотворным для Николая Гоголя. В феврале 1832 года молодой литератор познакомился с Александром Пушкиным, и эта дружба и общение стали мощным толчком к творческой деятельности Гоголя. 

Жизненный опыт

Нельзя не учитывать и того, что жизненный опыт самого Гоголя серьезно расширился за эти годы. «Вечера на хуторе близ Диканьки» он написал только-только приехав из Малороссии в Петербург, весь еще наполненный поэзией украинской земли. Пожив в столице, поездив по стране, совершив путешествие за границу, Николай Васильевич, конечно же, по иному взглянул на общество, Россию и в целом жизнь. В повестях «Миргорода» мы уже видим не рассказчика-весельчака, который через романтические истории повествует о народной жизни, а умудренного жизнью серьезного человека, и смех, и слезы которого являются следствием глубокого понимания жизни. В связи с чем границы между ними размыты, и мы не всегда в силах точно различить: где кончается смех и начинаются слезы, равно как и наоборот. 

Юмор в сборнике «Миргород»

Отдельно стоит подчеркнуть, что гоголевский юмор в этих двух циклах значительно отличается один от другого. В «Миргороде» он стал более резким, часто балансирует на грани с сатирой. Николай Васильевич все более четко видит противоречия, которые есть в жизни. И причина этих контрастов кроется в социальных проблемах.

Миргород, Казацкий двор. С.И.Васильковский
Казацкий двор. С.И.Васильковский

Увлечение историей

Также немаловажным является и то, что художественное мышление писателя в этом сборнике глубоко исторично. Гоголь давно и страстно был увлечен исторической наукой, началось это еще в Нежинской гимназии, нашло свое продолжение в Патриотическом институте, где писатель служил преподавателем более четырех лет, и, наконец, достигло апогея в 1834 году. В июле этого года Н.В. Гоголь был зачислен преподавателем истории в Санкт-Петербургский университет и с головой окунулся в лекции по истории средневековья. Таки образом, писатель стремился через свои художественные произведения раскрывать читателям исторический контекст описываемых им событий. В этом смысле повести Николая Гоголя и сегодня представляют значительную ценность, ведь со страниц его книг мы «из первых уст» узнаем о жизни и быте украинского народа. 

Сюжет сборника «Миргород»

«Старосветские помещики»

Миргород Петр Боклевский (1816—1897)
Иллюстрация к повести «Старосветские помещики» Н. Гоголя 1887 г.
Петр Боклевский (1816—1897)
Иллюстрация к повести «Старосветские помещики» Н. Гоголя 1887 г.

Первой из четырех произведений сборника стала повесть «Старосветские помещики». Здесь Николай Васильевич рисует перед нами картину супружеской идиллии. Центральными персонажами повести выступают супруги Товстогубы – Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна. Автор представляет их читателю как добродушных, гостеприимных и простых людей. Так как у четы нет детей, все их внимание и взаимная забота направлены друг на друга. Однако, жизнь не вечна, и приходит день, когда Пульхерия Ивановна покидает этот бренный мир. Но даже перед смертью она продолжает думать о любимом супруге, отдавая указания прислуге на его счет. После ухода жены Афанасий Иванович смог прожить лишь пять лет – без верной подруги жизнь стала для него тоскливой и бессмысленной. 

 «Тарас Бульба»

Тарас Бульба – уважаемый казацкий полковник, вырастил двух сыновей, пользуется большим авторитетом. Оба сына – Остап и Андрий – отучились в военной академии и возвратились домой. Тарас Бульба принимает решение отправиться вместе с сыновьями в Запорожскую сечь. Мать тяжело принимает новое расставание с любимыми мальчиками, видимо, интуитивно чувствуя, что больше никого из них не увидит. Незадолго до отъезда младший Андрий знакомится с юной полячкой, в которую без памяти влюбляется. В Сечи Бульба видит безрадостную картину захвата земель поляками и поднимает единоверцев на поход.

Тарас Бульба и его сыновья Андрей и Остап. Художник А. Герасимов 

Казаки осаждают город, в котором по стечению обстоятельств живет молодая панночка – возлюбленная Андрия. Однажды девушка присылает к молодому казаку служанку, чтобы та попросила у него немного хлеба для умирающей матери. Андрий передает мешок хлеба, встречается с любимой и отрекается от брата, отца и Родины. Узнав об этом, Тарас Бульба не видит иного выхода, как убить изменника-сына. И приводит свое решение в исполнение. Чуть позже полякам приходит подкрепление, они нападают на казаков, Тараса Бульбу и его старшего сына Остапа вместе со многими другими казаками берут в плен и казнят. Но Бульба даже перед смертью уверен, что русские земли еще объединятся и отомстят за всех погибших единоверцев. 

«Вий»

Центральный персонаж повести – студент киевской семинарии Хома Брут. На каникулах он решил подработать репетиторством, но, пойдя с товарищами домой, немного заплутал и, чтобы не ночевать в открытом поле, попросился на ночлег в один из хуторов. Ему постелили в хлеву, куда ночью, неожиданно для молодого студента, явилась старуха-хозяйка, которая определяла его на ночлег. Старуха оказалась ведьмой – она вскочила на Хому и всю ночь гоняла его по полям, насилу он выжил. Студент усиленно читал молитвы против нечисти и, наконец, увидел, что к утру чары ведьмы ослабли. Он скинул с себя нечистую силу и принялся колотить ее поленом. И вдруг увидел, что старуха превратилась в молодую панночку – дочь хозяина хутора.

Миргород,Кадр из кинофильма «Вий»
Кадр из кинофильма «Вий»

Хома, обескураженный всем произошедшим, решил не заниматься больше репетиторством, а вернуться в свою семинарию и все каникулы изучать слово Божие. Однако через несколько дней сам ректор семинарии велел Хоме отправляться на хутор и читать молитвы над молодой панночкой, которая находилась при смерти. Однако, несмотря на все предосторожности студента, нечистая сила оказалась сильнее, и он погиб. 

Гоголь Н.В.Вий. (1901)

Гоголя называют главным мистиком русской литературы XIX века. Но стоит сказать, что писатель употреблял фантастические элементы не ради того, чтобы напугать читателя, сколько для того, чтобы через фантастику проявить некрасивую правду жизни: в повести нечистая сила подчиняется тем, кто руководит селом. Эти силы выведены как противопоставление простому народу. 

«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

Два помещика, которых связывают многолетняя дружба и общение, ссорятся. Повод для ссоры – ржавое ружье, по сути, обоим не нужное и неважное. Но оно рассорило давних товарищей, которые начинают мелочно мстить друг другу. Дело доходит до суда, где бывшие друзья не стесняются в выражениях, намереваясь засудить один другого. Однако суд никак не может определиться с решением, и эта тяжба длится многие годы. И обе стороны от нее невероятно устали, но никто из помещиков не находит в себе силы прекратить ее.

error: Content is protected !!