Михаил Петрович Погодин

Михаил Петрович Погодин

Происхождение и образование

Выдающийся русский историк Михаил Петрович Погодин (1800-1875гг.) родился 11 ноября 1800 г. в Москве в доме на Тверской улице в семье крепостного, служившего домоправителем у графа И. П. Салтыкова. В 1806 г. сын умершего графа П. И. Салтыков отпустил Петра Моисеевича Погодина, отца будущего историка, с семьёй «вечно на волю».

Погодин всегда помнил о своём «низком» происхождении и это оказывало влияние на его характер и на отношение к происходящим событиям, даже когда он добился признания в самых высших сферах русского общества.

Погодин окончил Московский университет, и с 1826 г. стал там преподавать всеобщую историю. Вся научная деятельность Михаила Петровича связана с университетом.

Погодин и Карамзин

В 2030-х гг. ХIХ века огромной популярностью в русском обществе пользовался Николай Михайлович Карамзин, автор знаменитой «Истории государства Российского». Хотя Погодин не знал великого историка лично и не был его учеником, он тем не менее чувствовал духовную связь с «отцом русской истории» и считал себя преемником Карамзина. Большое влияние оказали сочинения Карамзина и на формирование политических взглядов Погодина. До самой смерти Михаил Петрович оставался убеждённым консерватором.

Погодин: историк и литератор

Главной сферой интересов Погодина-историка была Древняя Русь. Его научные заслуги неоспоримы. Он обнаружил, скрупулёзно изучил и опубликовал множество новых источников: летописей, грамот. Особенно его привлекала проблема «происхождения Руси».

Он был твёрдо уверен в том, что летописная легенда о призвании норманских князей на Русь достоверна. Внимательный и дотошный исследователь, Погодин чрезвычайно требовательно относился к качеству фактического материала, на котором строили свои гипотезы учёные.

А потому сурово и часто справедливо критиковал неосновательные теории некоторых известных историков, таких, как М. Т. Каченовский, Н. И. Костомаров, Д. И. Иловайский, которых отличал не вполне основательный скепсис в отношении исторических фактов: без должных доказательств то одно, то другое объявлялось ими ложью, подделкой, подтасовкой.

Исторический метод Погодина

Недостатки исторического метода самого Погодина были продолжением его достоинств. Уделяя преимущественное внимание изучению отдельных фактов, он так и не создал собственной концепции исторического развития России. И всё же имя Погодина занимает почётное место в русской исторической науке.

С признательностью вспоминали современники и о лекциях Михаила Петровича Погодина в Московском университете. Исторические взгляды учёного по поводу древнерусского летописания и начала государственности на Руси оказали существенное влияние на развитие русской общественной мысли в ХIХ в., легли в основу целого ряда историко-философских концепций.

Дружба с А.С. Пушкиным и Н.В. Гоголем. Альманах «Урания»

Заметный след оставил Погодин в истории русской литературы и журналистики. На протяжении всей своей жизни он поддерживал знакомство со многими русскими поэтами и писателями. В 1825 г. он при содействии П. А. Вяземского и А.С. Пушкина выпустил альманах «Урания», в 1827—1830 гг. издавал журнал «Московский вестник», в котором публиковали свои произведения и великий русский поэт, и другие талантливые русские литераторы.

Погодин был автором нескольких художественных произведений. Первое из них романтическая повесть «Русая коса», написанная в 1825 г.

Историческую драму Погодина «Марфа-посадница», посвящённую подчинению Великого Новгорода Московскому государству в ХV в. высоко оценил А.С. Пушкин. Поэт назвал её «опытом народной трагедии».

Знаменитая Погодинская изба на Девичьем поле, Москва

Летом 1832 г. Погодин познакомился с Гоголем, когда тот проездом останавливался в Москве. Николай Васильевич, серьёзно интересовавшийся историей, одно время даже хотел стать профессором истории в университете. Писатель нашёл в Погодине достойного собеседника. Вскоре они стали близкими друзьями.

Политические взгляды Погодина

Будучи консерватором, Погодин тем не менее совсем не походил на таких беспринципных сторонников казённого консерватизма, как Булгарин. Взгляды Погодина отличались своеобразием. Учёный считал, что Россия развивается совершенно по-другому, чем страны Западной Европы, о чём свидетельствует вся её история. По его мнению, Россия должна играть особую, исключительную роль в мире.

Поэтому он был убеждённым сторонником известной формулы «самодержавие, православие, народность». После разгрома Наполеона Россия оказывала на судьбы Европы огромное влияние. Находясь под впечатлением этого влияния, Погодин считал состояние страны блистательным, что далеко не соответствовало истине. Основой русского могущества он считал беспредельное доверие и преданность народа царю. Самодержавный государь для России, по убеждению Погодина, есть «Бог земной».

О положении славянских народов

Историк серьёзно интересовался современной ему европейской политикой. Его внимание особенно привлекало положение славянских народов, находившихся под властью Турецкой и Австрийской империй. Он полагал, что если Россия открыто выступит в защиту «братьев-славян», ей будет обеспечена их полная поддержка. И тогда могучая Россия станет вообще непобедимой. Оценивая соотношение сил в Европе, Погодин задавался вопросом:

«Спрашиваю, может ли кто состязаться с нами, и кого не принудим мы к послушанию? В наших ли руках политическая судьба Европы и, следственно, судьба мира, если только мы захотим решить её».

М.П. Погодин

Чем можно объяснить такое представление Погодина о безграничной мощи России? Ведь в отличие от Булгарина и других казённых и «квасных» патриотов Михаил Петрович был глубоким и трезвомыслящим человеком. На его общественную позицию никогда не влияло желание угодить властям предержащим — оно ему было чуждо. Вероятно, истоки этих воззрений Погодина следует искать в его детстве и отрочестве. Юные годы будущего историка совпали со временем великих свершений русского народа.

Истоки патриотизма Погодина

Когда Погодину было 12 лет, началась Отечественная война 1812 года. Победа России в этой поистине народной войне, блестящие успехи русских войск в Заграничном походе 1813-1814 гг. вызвали всплеск патриотических настроений в российском обществе. Поэт П. А. Вяземский писал, что:

«1812 год… останется навсегда знаменательною эпохою в нашей народной жизни. Равно знаменательна она и в частной жизни того, кто прошёл сквозь неё и её пережил».

П.А. Вяземский

В основе представлений о могуществе Российской империи, её огромном влиянии в мире лежали победы над Наполеоном, поработителем европейских стран. Такое понимание значения России не было поколеблено ни рядом незаметных для широкой публики дипломатических неудач, ни внутренними потрясениями (выступлением декабристов, польским восстанием и др.). Как и во многих других случаях, ярче всего это отразились в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Строки знаменитого стихотворения «Клеветникам России» (1851 г.), написанного по поводу обострения отношений России с европейскими державами во время восстания в Польше, перекликаются с мыслями Погодина.

М.П. Погодин о необходимых преобразованиях в России

Жестоким потрясением для историка, как и для всего русского общества, стала Крымская кампания. Военные неудачи сильно поколебали его веру в безграничное могущество России. Погодин начал задумываться над причинами происходящего. Его размышления отразились в «Историко-политических письмах и записках в продолжение Крымской войны 1853—1856 гг». Вдумчивый наблюдатель, Погодин понял, что поражения русской армии не случайны — они связаны с пороками российского государственного строя, системы управления, общественного порядка.

Уже в октябре 1854 г. Погодин заявил, что нужно сосредоточиться на внутренних проблемах России. Он считал, что царь не получал сведений о действительном положении дел в стране. По мнению учёного, только гласность могла положить этому конец.

Он предложил для решения назревших в обществе проблем конкретные меры:

  • увеличить жалованье низшим чиновникам, чтобы покончить со взяточничеством, разъедавшим управленческий аппарат
  • учредить новые пути сообщения (в том числе и железнодорожные)
  • улучшить состояние духовного сословия
  • распространить в народе образование (что помогло бы преодолеть техническую отсталость России)
  • понимая, что преодолеть недостатки можно только путём их свободного обсуждения, Погодин призывал смягчить цензуру

«Отсутствие образования никогда не было столь ощутительно и вместе с тем столь чувствительно, как в наше время», — подчёркивал историк.

М.П. Погодин

Погодин был решительно не согласен с распространённым в высших кругах российского общества мнением, что просвещение народа создаст почву для мятежей и революций. Убеждённый в своеобразии исторического развития России, историк утверждал, что свойственные европейским странам смуты и революции ей не грозят, а поэтому нужно прекратить подавлять свободомыслие.

Михаил Петрович Погодин

Конечно, сначала историк настаивал на умеренности и постепенности в преобразованиях. Он полагал, что «опрометчивая ломка причинит ещё больше вреда». И тем не менее уже в мае 1855 г. Погодин пришёл к выводу, что царь не может принимать правильные решения без совета с представителями различных слоёв общества. Михаил Петрович призвал императора созвать некую Земскую думу вроде средневековых земских соборов.

Со временем он начал писать о ключевой проблеме России того времени. — крепостном праве, без отмены которого преобразования в стране были невозможны. В январе 1856 г. он обратился к новому императору Александру II:

«Объявите твёрдое намерение освободить постепенно крестьян, определяя ежегодно известную сумму из государственных доходов для выкупа их…»

М.П. Погодин