мертвые души

«Мертвые души»

«Мертвые души» одно из самых крупных и известных произведений русского классика Н.В. Гоголя. Впервые вышло в печать в 1842 году. 

Жанр поэмы или романа «Мертвые души»

По поводу того, к какому жанру относится данное произведение, однозначного мнения нет. Сам Николай Гоголь называл «Мертвые души» поэмой. Автор обосновывал это тем, что в произведении встречается много лирических мест, хотя оно и написано в прозе. Также важно помнить, что Николай Васильевич в работе на «Мертвыми душами» проводил параллель между своим произведением и пушкинским «Евгением Онегиным». Как мы помним, «Евгений Онегин» – это роман в стихах, а вот «Мертвые души» стали поэмой в прозе.

Однако, многие литературоведы все же относят «Мертвые души» к жанру романа. На что указывает и структура, и масштабность повествования. Первым высказался на этот счет Виссарион Белинский. С его авторитетным мнение согласилось большинство литературных исследователей. Однако по традиции «Мертвые души» часто называют поэмой. 

Задумка поэмы

Николай Васильевич приступил к написанию своей поэмы в 1835 году. До сего времени он довольно долго томился в ожидании стоящего сюжета для крупного произведения. Большую роль в появлении на свет «Мертвых душ» сыграл А.С. Пушкин.

  1. Во-первых, он убедил Гоголя, что талант украинского писателя столь велик, что ему никак не позволительно засиживаться в жанре небольших повестей и рассказов, а нужно обязательно взяться за создание серьезного произведения.
  2. Во-вторых, именно Александр Сергеевич подкинул товарищу центральную идею о покупке и продаже «мертвых душ» с целью извлечения прибыли. Правда, также сохранились сведения, что Пушкин без большого удовольствия уступил столь захватывающий сюжет коллеге, так как и сам был не прочь развить его в яркое произведение.

Близкие друзья вспоминали, что он то ли в шутку, то ли всерьез не раз сетовал на Гоголя

«С этим малороссом надо быть осторожнее: он обирает меня так, что и кричать нельзя». 

А.С. Пушкин

Тем не менее, Александр Сергеевич позднее признавался, что никому другому, кроме Гоголя, он бы эту идею не подарил. Настолько он уважал талант Николая Васильевича. 

Мертвые души. Плюшкин, художники П. Боклевский и И. Панов
Плюшкин, художники П. Боклевский и И. Панов

Если же говорить о том, откуда сам Пушкин вял сюжет поэмы, то биографы установили, что в 1820 году во время кишиневской ссылки Александр Сергеевич столкнулся с реальной ситуацией появления в г. Бендеры «мертвых душ». Здесь в течение нескольких лет совсем не регистрировали смерть крепостных крестьян. Под именами же умерших записывали вновь прибывших в город беглых крестьян. Таким образом, на бумаге за несколько лет не умерло ни одного крепостного. Пушкин чуть переделал реальную историю и в таком виде преподнес Гоголю. Это было, когда тот жаловался на отсутствие темы для большого сочинения.

История создания

Итак, в 1835 году Николай Гоголь приступил к написанию своей поэмы. Закончив первые главы, он отправился к Пушкину, чтобы тот послушал и сказал свое мнение. Николай Васильевич желал написать такую книгу, которая высмеяла бы все недостатки современной ему России. А потому ожидал, что Александр Сергеевич (большой любитель веселья и шуток) будет смеяться от души над описанными в книге сценами. Однако, Пушкин, начавший слушать в благодушном настроении, с каждой прочитанной главой все больше мрачнел. Когда же Гоголь закончил читать на поэте лица не было: 

«Как же грустна наша Россия!», – только и смог вымолвить Пушкин

Мертвые души. Чичиков, художник П. Боклевский
Чичиков, художник П. Боклевский

Эта реакция друга обескуражила писателя, и Гоголь взялся за редактирование рукописи. Он серьезно поправил уже написанное, нещадно убирая тягостное впечатление и добавляя все новые комичные моменты. Позднее он читал черновики Жуковскому, Белинскому, Аксакову и другим писателям. И, ориентируясь на их замечания, корректировал текст. 

Смерть Пушкина до глубины души потрясла Николая Гоголя, и в 1837 году он уехал за границу, в надежде, что там ему будет легче работать над поэмой. Таким образом, первая часть «Мертвых душ» была дописана в Италии.

1841 году рукопись была завершена, и Николай Васильевич начал заниматься вопросами публикации книги. Но столкнулся с серьезными препятствиями в виде цензуры. Писателю пришлось смягчить самые острые моменты в романе, касающиеся сатирического изображения произвола царской власти, высоких цен в столице и своеволия правящей верхушки. Зато благодаря этому, а также помощи влиятельных друзей, книга все же прошла цензорскую проверку и в 1842 году была напечатана. 

Сюжет произведения «Мертвые души»

Главный герой поэмы – Павел Иванович Чичиков, бывший коллежский асессор, который выдает себя за помещика. Эдакий Остап Бендер XIX века. Добравшись в «город N», он заводит там знакомства с влиятельными людьми. Делая это, втираясь к ним в доверие. Благодаря природной проницательности и обаянию ему это без труда удается. И Чичиков становится желанным гостем во всех домах провинциального губернского городка.

Однако истинных своих мотивов Павел Иванович не раскрывает, а хочет он разбогатеть. Причем весьма хитрым способом. Как бывший чиновник Чичиков разработал следующую мошенническую схему. Проехав по самым отдаленным волостям и весям России, он скупит у помещиков списки крепостных крестьян, которые уже умерли, но по бумагам еще числятся живыми. Естественно, скупит он их по дешевке. Позднее же он собирается предоставить свои бумаги в банк и получить ссуду для обустройства своего поместья. Когда же деньги будут получены, он отпишет на бумаге, что все крестьяне умерли в результате эпидемии. Ну, а деньги присвоит себе.

Мертвые души, Коробочка и Собакевич, художник П. Боклевский
Коробочка и Собакевич, художник П. Боклевский

Обо всем этом поэма «Мертвые души»:

  • на какие ухищрения идет Чичиков, увещевая своих новых знакомых пойти с ним на сделку
  • какие персонажи ему встречаются
  • как живет провинциальная Россия середины XIX века

Отметим, что автор употребил такое название не только в отношении существующих только на бумаге крепостных крестьян, которых скупал главный герой. Но и в отношении душ главных героев. Которые настолько погрязли в обыденности, мещанстве и лени, что стали мертвы.

Продолжение

Изначально Николай Васильевич Гоголь собирался написать свою поэму в трех томах, держа в качестве эталона «Божественную комедию» Данте, с тремя ее частями «Ад», «Чистилище» и «Рай». И если в первом томе писатель вывел своих героев в отрицательном свете, показав все несовершенства современной ему действительности, то во второй части сам Чичиков и встречаемые им герои должны были исправиться и предстать с положительной стороны. 

Манилов и Ноздрёв, художник П. Боклевский
Манилов и Ноздрёв, художник П. Боклевский

Однако второй том никак не шел. Писателю совершенно не нравилось то, что у него выходило из-под пера. По мнению автора, все получалось каким-то ненастоящим и невыразительным. Гоголь начал сомневаться в себе, как в художнике слова. Собственно говоря, это и привело к тому, что за несколько дней до своей кончины он сжег второй том поэмы.

Гоголь сжигает второй том «Мёртвых душ», Илья Репин, 1909
Гоголь сжигает второй том «Мёртвых душ», Илья Репин, 1909

Соответственно, третий том, где Чичиков по замыслу автора должен был пройти через ссылку в Сибири и тем самым очистится ото всех своих грехов, написан не был. 

Издание поэмы «Мертвые души»

«Мертвые души», том 1

Первое издание появилось в 1842 году. Текст этого издания был искалечен цензурой. Она не только вычеркнула ряд отдельных выражений, но заставила автора радикально переработать входящую в десятую главу «Повесть о капитане Копейкине». В таком виде «Мертвые души перепечатывались во всех последующих дореволюционных изданиях. Не исключая лучшего из них, десятого, редактированного Тихонравовым. В котором запрещенный цензурой текст «Повести о капитане Копейкине» дан в приложениях. 

Кроме того, Тихонравов, как и другие редакторы сочинений Гоголя, не считал для себя обязательным сохранение особенностей гоголевской этимологии и пунктуации. Он исправлял текст «Мертвых душ» применительно к требованиям установленной орфографии.

Но каждый редактор применяется к этим требованиям по-своему, орфографически расходясь друг с другом в разные стороны и все дальше от первопечатного гоголевского текста. Так что, первое издание 1842 года, наиболее точно воспроизводит авторский замысел. Особенно если учесть, что в 1937 году цензурные исправления были убраны из оригинального текста.

«Мертвые души», том 2

При жизни автора не издавались. Гоголь работал над этим томом более десяти лет, с 1840 года до своей смерти в 1852 году. За это время создавши и уничтоживши несколько редакций. Из которых в полном виде до нас не дошло ни одной. 

В рукописном наследии писателя найдены тетради, заключающие в себе беловой текст первых четырех глав одной из первоначальных редакций второго тома, испещренный позднейшими поправками автора, превращающими его в черновик другой, более поздней редакции. Кроме того, обнаружена тетрадь, заключающая в себе черновой текст еще какой-то главы первоначальной редакции второго тома. 

Собранное, приведенное в порядок и переписанное Шевыревым, это гоголевское наследие издано в 1859 году Трушковским. Он напечатал текст четырех первых глав в том виде, какой приняли они после внесенных в рукопись ранее сложившейся редакции позднейших авторских правок, в так называемой «исправленной редакции», являющейся последней сохранившейся редакцией этого текста. 

Лучшее критически выверенное издание вышло под редакцией Тихонравова. В нем текст сохранившейся рукописи дан и в виде «первоначальной редакции», и в виде исправленной редакции», представляющих весьма значительные разночтения.

Поэма «Мертвые души» в искусстве

Поэма «Мертвые души» вдохновила многих деятелей искусства на создание произведений по ее сюжету. 

В 1976 году композитор Родион Щедрин написал одноименную оперу.

Спектакли на сюжет «Мертвых душ» с успехом идут уже более полутора веков на больших и малых театральных сценах России и зарубежья. Чаще всего режиссеры используют пьесу-инсценировку Михаила Булгакова. Онап была написана им по поэме в 1932 году. 

МХАТ (1964), фото Томаса Т. Хаммонда
МХАТ (1964), фото Томаса Т. Хаммонда

В России было снято 8 художественных фильмов по сюжету «Мертвых душ». Первый фильм вышел на экраны в 1909 году, последний – в 2019.

error: Content is protected !!