«Мертвые души» одно из самых крупных и известных произведений русского классика Н.В. Гоголя. Впервые вышло в печать в 1842 году.
Содержание
Жанр поэмы или романа «Мертвые души»
По поводу того, к какому жанру относится данное произведение, однозначного мнения нет. Сам Николай Гоголь называл «Мертвые души» поэмой. Автор обосновывал это тем, что в произведении встречается много лирических мест, хотя оно и написано в прозе. Также важно помнить, что Николай Васильевич в работе на «Мертвыми душами» проводил параллель между своим произведением и пушкинским «Евгением Онегиным». Как мы помним, «Евгений Онегин» – это роман в стихах, а вот «Мертвые души» стали поэмой в прозе.
Однако, многие литературоведы все же относят «Мертвые души» к жанру романа, на что указывает структура и масштабность повествования. Первым высказался на этот счет Виссарион Белинский, с его авторитетным мнение согласилось большинство литературных исследователей. Однако по традиции «Мертвые души» часто называют поэмой.
Задумка поэмы «Мертвые души»
Николай Васильевич приступил к написанию своей поэмы в 1835 году. До сего времени он довольно долго томился в ожидании стоящего сюжета для крупного произведения. Большую роль в появлении на свет «Мертвых душ» сыграл А.С. Пушкин. Во-первых, он убедил Гоголя, что талант украинского писателя столь велик, что ему никак не позволительно засиживаться в жанре небольших повестей и рассказов, а нужно обязательно взяться за создание серьезного произведения. Во-вторых, именно Александр Сергеевич подкинул товарищу центральную идею о покупке и продаже «мертвых душ» с целью извлечения прибыли. Правда, также сохранились сведения, что Пушкин без большого удовольствия уступил столь захватывающий сюжет коллеге, так как и сам был не прочь развить его в яркое произведение.
Близкие друзья вспоминали, что он то ли в шутку, то ли всерьез не раз сетовал на Гоголя:
«С этим малороссом надо быть осторожнее: он обирает меня так, что и кричать нельзя».
Тем не менее, Александр Сергеевич позднее признавался, что никому другому, кроме Гоголя, он бы эту идею не подарил. Настолько он уважал талант Николая Васильевича.

Если же говорить о том, откуда сам Пушкин вял сюжет поэмы, то биограф установили, что в 1820 году во время кишиневской ссылки Александр Сергеевич столкнулся с реальной ситуацией появления в г. Бендеры «мертвых душ». Здесь в течение нескольких лет совсем не регистрировали смерть крестьян. Под именами же умерших записывали вновь прибывших в город беглых крестьян. Таким образом, на бумаге за несколько лет не умерло ни одного крепостного. Пушкин чуть переделал реальную историю и в таком виде преподнес Гоголю, когда тот жаловался на отсутствие темы для большого сочинения.
История создания
Итак, в 1835 году Николай Гоголь приступил к написанию своей поэмы. Закончив первые главы, он отправился к Пушкину, чтобы тот послушал и сказал свое мнение. Николай Васильевич желал написать такую книгу, которая высмеяла бы все недостатки современной ему России, а потому ожидал, что Александр Сергеевич (большой любитель веселья и шуток) будет смеяться от души над описанными в книге сценами. Однако, Пушкин, начавший слушать в благодушном настроении, с каждой прочитанной главой все больше мрачнел. Когда же Гоголь закончил читать на поэте лица не было:
«Как же грустна наша Россия!», – только и смог вымолвить Пушкин.

Эта реакция друга обескуражила писателя, и Гоголь взялся за редактирование рукописи – он серьезно подправил уже написанное, нещадно убирая тягостное впечатление и добавляя все новые комичные моменты. Позднее он читал черновики Жуковскому, Белинскому, Аксакову и другим писателям, и, ориентируясь на их замечания, корректировал текст.
Смерть Пушкина до глубины души потрясла Николая Гоголя, и в 1837 году он уехал за границу, в надежде, что там ему будет легче работать над поэмой. Таким образом, первая часть «Мертвых душ» была дописана в Италии.
1841 году рукопись была завершена, и Николай Васильевич начал заниматься вопросами публикации книги. Но столкнулся с серьезными препятствиями в виде цензуры. Писателю пришлось смягчить самые острые моменты в романе, касающиеся сатирического изображения произвола царской власти, высоких цен в столице и своеволия правящей верхушки. Зато благодаря этому, а также помощи влиятельных друзей, книга все же прошла цензорскую проверку и в 1842 году была напечатана.
Сюжет произведения «Мертвые души»
Главный герой поэмы – Павел Иванович Чичиков, бывший коллежский асессор, который выдает себя за помещика. Эдакий Остап Бендер XIX века. Добравшись в «город N», он заводит там знакомства с влиятельными людьми, втираясь к ним в доверие. Благодаря природной проницательности и обаянию ему это без труда удается, и Чичиков становится желанным гостем во всех домах провинциального губернского городка.
Однако истинных своих мотивов Павел Иванович не раскрывает, а хочет он разбогатеть, причем весьма хитрым способом. Как бывший чиновник Чичиков разработал следующую мошенническую схему: проехав по самым отдаленным волостям и весям России, он скупит у помещиков списки крестьян, которые уже умерли, но по бумагам еще числятся живыми. Естественно, скупит он их по дешевке. Позднее же он собирается предоставить свои бумаги в банк и получить ссуду для обустройства своего поместья. Когда же деньги будут получены, он отпишет на бумаге, что все крестьяне умерли в результате эпидемии, ну, а деньги присвоит себе.

На какие ухищрения идет Чичиков, увещевая своих новых знакомых пойти с ним на сделку, какие персонажи ему встречаются, как живет провинциальная Россия середины XIX века – обо всем этом поэма «Мертвые души». Отметим, что автор употребил такое название не только в отношении существующих только на бумаге крестьян, которых скупал главный герой, но и в отношении душ главных героев, которые настолько погрязли в обыденности, мещанстве и лени, что стали мертвы.
Продолжение
Изначально Николай Васильевич Гоголь собирался написать свою поэму в трех томах, держа в качестве эталона «Божественную комедию» Данте, с тремя ее частями «Ад», «Чистилище» и «Рай». И если в первом томе Гоголь вывел своих героев в отрицательном свете, показав все несовершенства современной ему действительности, то во второй части сам Чичиков и встречаемые им герои должны были исправиться и предстать с положительной стороны.

Однако второй том у Гоголя никак не шел, ему совершенно не нравилось то, что у него выходило из-под пера – по мнению писателя все получалось каким-то ненастоящим и невыразительным. Гоголь начал сомневаться в себе, как в художнике слова. Собственно говоря это и привело к тому, что за несколько дней до своей кончины писатель сжег второй том поэмы.

Соответственно, третий том, где Чичиков по замыслу автора должен был пройти через ссылку в Сибири и тем самым очистится ото всех своих грехов, написан не был.
Поэма «Мертвые души» в искусстве
Поэма «Мертвые души» вдохновила многих деятелей искусства на создание произведений по ее сюжету.
В 1976 году композитор Родион Щедрин написал одноименную оперу.
Спектакли на сюжет «Мертвых душ» с успехом идут уже более полутора веков на больших и малых театральных сценах России и зарубежья. Чаще всего режиссеры используют пьесу-инсценировку Михаила Булгакова, которая была написана им по поэме Гоголя в 1932 году.

В России было снято 8 художественных фильмов по сюжету «Мертвых душ». Первый фильм вышел на экраны в 1909 году, последний – в 2019.