«Королева Марго» — один из лучших романов Александра Дюма

«Королева Марго» является одним из трёх произведений писателя о молодых годах Генриха IV, но само по себе это – самостоятельное произведение.

Историческая канва романа

Первая глава романа Дюма переносит читателя в раскаленную политическую атмосферу Парижа между двумя гражданскими войнами. В понедельник 18 августа 1573 года, за несколько дней до кровавых событий Варфоломеевской ночи, в Лувре торжественно празднуют свадьбу молодого предводителя гугенотов Генриха Наваррского с сестрой короля, принцессой Маргаритой, дочерью Екатерины Медичи и возлюбленной вождя католической партии герцога Гиза.

«Королева Марго» Александра Дюма, открытие «Исторического театра» на бульваре дю Тампль, 1847
«Королева Марго» Александра Дюма, открытие «Исторического театра» на бульваре дю Тампль, 1847

Никто не верит в искренность примирения заклятых врагов. Непрочный мир чреват новой войной, зловещее зарево которой уже разгорается над Парижем.Образ толпы, собравшейся под стенами королевского дворца, возбужденной и угрожающей, «как мрачное бурное море», создает с первых же строк романа атмосферу мрачных предчувствий и догадок, глухих угроз и скрытой ненависти.

Главные темы и главные герои романа «Королева Марго»

Королевский двор изображен в «Королеве Марго» как центр кровавых феодальных распрей, темных политических замыслов и преступных махинаций. Воздух Лувра отравлен ненавистью, страхом и коварством.

Главные темы, описываемые в романе:

  • Варфоломеевская ночь
  • заговоры Генриха Наваррского
  • заговоры против Генриха Наваррского
  • бурная деятельность интригующей Екатерины Медичи
  • развязывание гражданской войны

Художественный уровень произведения

Но в своем романе Дюма был не в состоянии подняться до сколько-нибудь серьезного объяснения причин и характера исторической борьбы XVI столетия. Там, где Вальтер Скотт или Виктор Гюго видели «поступь истории», исполненный глубокого социального смысла, хотя и не понятый ими, исторический процесс, Дюма видел лишь более или менее случайные, поверхностные явления:

  • придворные интриги
  • заговоры
  • столкновение эгоистических страстей
  • тщеславие
  • ревность
  • зависть
  • фамильную вражду

Основной теоретической предпосылкой, определившей художественный уровень буржуазного романа 30—40-х годов, являлось отрицание идеи закономерного исторического развития. Буржуазные историки и романисты, даже в пору расцвета буржуазной исторической науки, оказались неспособными понять сущность законов, управляющих ходом истории. Но в лучших их сочинениях видно стремление рассматривать историческую жизнь людей как процесс, который имеет не случайный характер, но тесно связан с особенностями и потребностями «гражданского быта» и интересами крупнейших общественных групп.

Широко распространившаяся после июльской революции буржуазно-апологетическая идея о «вечности» буржуазного строя и его совершенстве оказалась питательной почвой для возникновения различных теорий, в частности идеалистической «теории», объясняющей исторические события влиянием случайностей. Буржуазные историки отрекаются от исторического взгляда на прошлое и предают историю во власть иррационального случая, подчиняют ее прихоти индивидуальной человеческой воли. 

Массовое убийство гугенотов-протестантов в Париже, организованное французским королём Карлом IX и его матерью Екатериной Медичи (католиками) и начавшееся в воскресенье, в ночь на 24 августа (праздник св. Варфоломея) 1572 года
Массовое убийство гугенотов-протестантов в Париже, организованное французским королём Карлом IX и его матерью Екатериной Медичи (католиками) и начавшееся в воскресенье, в ночь на 24 августа (праздник св. Варфоломея) 1572 года

«Выходит, что если бы Ричард Львиное Сердце и Филипп-Август ввели свободу торговли, вместо того чтобы впутываться в крестовые походы, — писал Энгельс о подобных антинаучных взглядах буржуазных историков, то можно было бы избежать 200 лет нищеты и невежества».

Корни этих теорий ведут еще к идеалистическим концепциям французских просветителей XVIII века, которые, критикуя феодальную монархию, утверждали, что интриги церковника, королевской фаворитки или первого министра определяли возникновение и исход крестовых походов, войн и революций.

С середины 80-х годов философия малых причин, определяющих якобы великие исторические последствия, настойчиво привлекает к себе внимание Дюма. Писатель находит в ней мнимое объяснение исторических загадок, и она становится теоретической предпосылкой создаваемого им жанра приключенческого романа

Реальные исторически лица и вымышленные персонажи в романе «Королева Марго»

В «Королеве Марго», как и в других романах Дюма, наряду с реальными историческими лицами, выведены десятки вымышленных писателем персонажей, которые в той или иной степени влияют на ход истории. Он не останавливается перед тем, чтобы с такой же вольностью трактовать и исторические события. Политическая деятельность исторических персонажей в произведениях Дюма приобрела авантюрный характер. 

Особенности французских исторических романов 30-40 годов XIX века

Для буржуазного исторического романа 30—40-х годов нет истинно великих людей в истории. Кромвель в романе Фредерика Сулье «Два трупа» показан безумным честолюбцем, познавшим тщетность своих усилий. Людовик XVI в романе Сю «Жан Кавалье» изображен беспомощной жертвой своих страстей, отдающих его во власть фавориток. Кардинал Ришелье в «Трех мушкетерах» Дюма оказывается ревнивцем, затеявшим осаду Ла-Рошели и войну с Англией, чтобы унизить в глазах Анны Австрийской своего соперника — английского первого министра. 

Генрих IV
Генрих IV. Художник Франс Пурбус Младший

Так государственный деятель превращается в своего рода большого человека «малых дел», и это превращение стирает грань между Ришелье и д’Артаньяном, между Генрихом IV и парфюмером Рене, между шутом Шико и герцогом Гизом. Так и в романе «Королева Марго» стержнем политической жизни 70-х годов XVI столетия, эпохи гражданских войн, в которых очень сложно переплелись и столкнулись классовые интересы дворянства, буржуазии и широких демократических слоев, оказывается борьба Генриха IV за французский престол, а вымышленная автором деятельность придворного парфюмера Рене, тайно интригующего против королевы-матери в пользу Генриха Наваррского, приобретает историческое значение.

Главные стремления героев

Герои Дюма постоянно говорят о политике. Даже прекрасная королева Марго сознается своей подруге, что в последнее время она до страсти увлеклась политикой. Герои романов Дюма участвуют в войнах и революциях, но основным побудительным мотивом их действия оказывается какая-нибудь эгоистическая страсть.

Карл Гун. Канун Варфоломеевской ночи. 1868. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
Карл Гун. Канун Варфоломеевской ночи. 1868. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

В романе «Королева Марго», кроме второстепенных персонажей — пылких гугенотов адмирала Колиньи и де Муи, нет ни одного героя, тайной пружиной поступков которого не были бы личные чувства или эгоистические интересы: Ла Моль вмешивается в гугенотский заговор из любви к Маргарите, а Коконнос из дружбы к Молю; Маргаритой руководит честолюбие, баронесой де Сов — любовь, а парфюмером Рене — корыстный расчет.

Между героем и окружающим его миром в этих романах Дюма нет коренных и неразрешимых противоречий. Жизнь героя полна приключений и опасности, но он преодолевает все препятствия благодаря своему острому уму или длинной шпаге. Как у д’Артаньяна в «Трех мушкетерах», у Генриха Наваррского в «Королеве Марго» зоркий глаз, острый язык, твердая рука, и в сердце его нет места для внутреннего разлада и сомнений.

Генрих IV в романе «Королева Марго»

Читатель «Королевы Марго» впервые встречается с Генрихом, когда тому минуло только девятнадцать лат. Отец его погиб во время гражданской войны. Мать отравили по приказу Екатерины Медичи. В королевском Дворце ему угрожают могущественные враги, самым опасным из которых является королева-мать. Генрих мечтает о французском троне, и придворный парфюмер Рене, отравитель и чернокнижник, предсказывает ему корону. Королева Екатерина клянется помешать Генриху стать французским королем, и между ними завязывается тайная война.

В конце романа, после смерти Карла IX, капитан Нансе с балкона королевской спальни провозглашает французским королем герцога Анжуйского, и Екатерина кок будто бы торжествует свою победу: «Я одержала верх, проклятый Беарнец не будет царствовать!» Но за последней главой следует эпилог, а котором вновь появляется Генрих Новаррский, и Рене повторяет ему свое предсказание: «Вы будете королем!» Хотя в это время Генриха окружают опасности и он должен спасаться бегством, финал романа оставляет у читателя твердую уверенность в конечной победе героя.

Основная идея

Через всю серию романов о трех мушкетерах проходила в виде центральной сюжетной линии история военной карьеры Д’Артаньяна, который в финале первой книги получил чин лейтенанта королевских мушкетёров, в конце второй — капитана, а на последней странице третьей книги ему вручили жезл маршала Франции. Подобно этому, трилогия о молодости Генриха IV в конечном счёте объединяется историей борьбы короля Наваррского за французский престол. В былые годы Дюма поэтизировал несчастья своего Антони, объясняя их духовным превосходством героя над дурным обществом.

В романе «Королева Марго» Дюма откровенно любуется Генрихом Наваррским, его проницательностью, находчивостью, выдержкой; даже очевидный эгоизм и честолюбие героя не вызывают у него осуждения.

Дюма лишает героя высоких идей и широких общественных интересов. Это приводит к обеднению духовного мира его персонажей. Он не требует от мира торжества правды и справедливости. Его оптимизм удовлетворяется меньшим, для него вполне достаточно благополучного разрешения личных житейских планов и притязаний.

Общая оптимистическая атмосфера романа «Королева Марго» поддерживается всем его художественным строем. Образ умного, удачливого, мужественного героя, торжество храбрости, находчивости и энергии, буйный поток приключений, стремительный, горячий темп жизни — все это, вместе взятое, содействует созданию доброго оптимистического настроения, в духе которого ведется повествование. Сцены гибели Ла Моля и Шарлотты де Сов не меняют этого общего тона, — они лишь подчеркивают грозную опасность жизненных испытаний, которым подвергается герой и из которых он выходит победителем.

Юмор в произведениях Александра Дюма

Одной из характерных особенностей романов Дюма середины 40-х годов является юмор. Веселые шутки сглаживают остроту ситуаций, комические сцены бросают отблеск на трагические эпизоды и смягчают их краски. Рядом в лирическим образом де Ла Моля возвышается полная веселого мужества и слегка комической самоуверенности фигура его друга Аннибала де Коконнаса, а около мечтательной и пылкой Маргариты с ее политическими замыслами и опасными тайнами — фигура увлекающейся и жизнерадостной герцогини Наваррской. 

Напряженность драматической сцены зачастую разряжается шуткой Генриха Наваррского или забавной выходкой пьемонтца. Жизнеутверждающий юмор поддерживает общую психологическую атмосферу романа, выражающую бесстрашие героев и любовь к жизни. Описания занимают в романах Дюма середины 40-х годов сравнительно небольшое место. Дюма умеет подчас охарактеризовать обстановку и нравы при помощи одной-двух подмеченных деталей, вроде описания комнат баронессы де Сов с картинами эротического содержания в спальне и оружием на стенах молельни, или кольчуги под бархатным камзолом у герцога Гиза, отправившегося на любовное свидание. 

Сюжет романа «Королева Марго»

Сюжет в своем развитии описывает лихорадочную кривую: от надежды к отчаянию, от жизни к смерти, от поражения к победе. В ХIV главе романа «Королева Марго» Генриха, по приказу умирающего короля Карла, привозят в Лувр из Венсенской тюрьмы, где он находился в заключении как государственный преступник. В XV главе Карл предлагает Генриху регентство.

Победа в жестокой борьбе, которую Генрих вел с Екатериной, склоняется как будто бы на сторону короля Наваррского, а события продолжают свой бешеный бег: понадобился какой-нибудь час, чтобы узник Венсена смог протянуть руки к короне Франции, а затем — несколько мгновений, чтобы его честолюбивые надежды рухнули. Рене сообщает Генриху, что к Парижу спешит герцог Анжуйский:  «Вам остается жить всего десять минут, а может быть, и меньше». — «Но что же делать?» — «Бежать, не теряя ни минуты, ни секунды».

Композиция «Королевы Марго»

Композиция «Королевы Марго» характеризуется многообразием и слаженностью отдельных структурных элементов. Напряженность драматических конфликтов создает впечатление кипучей жизни героев, исполненной приключений и неведомых опасностей. Но автор управляет этим миром и безошибочно проводит своего героя сквозь кажущийся хаос событий. 

Каждый эпизод издалека и скрытно подготавливает появление и объяснение последующих. Разговор Екатерины Медичи с Рене о перуэзском враче, отравившем свою дочь и ее любовника, подготавливает известную сцену у баронессы де Сов, где парфюмер спасает Беарнца от яда и предсказывает ему в будущем французский трон. 

Словно мимоходом брошенное упоминание про знаменитую книгу о соколиной охоте исподволь готовит почву для драматического эпизода гибели Карла IX. Стройность общего композиционного плана, четкость и выразительность контуров отдельных эпизодов, гармоническое соотношение отдельных частей, взаимосвязь многообразных сюжетных ходов и ясность сложного рисунка — все это составляет характерную особенность романов Дюма середины 40-х годов.

Отличие «Королевы Марго» от других романов Александра Дюма

Если содержание ряда романов Дюма начала 40-х годов определялось деятельностью героев, побеждающих обстоятельства, и на этом был основан драматический интерес произведения, то теперь внимание автора перенесено на таинственные обстоятельства, управляющие героем, а драматизм произведения обусловлен неопровержимым с точки зрения автора, и жестоким торжеством судьбы над человеком. В этом заключается принципиальное отличие «Королевы Марго» от поздних произведений Дюма, таких, например:

  • «Замок Эпштейн»
  • «Ущелье дьявола»
  • «Тайный заговор»

При всей своей буржуазной ограниченности приключенческие романы Дюма середины 40-х годов несли в себе некоторые элементы гуманизма, еще не утраченной в ту пору писателем веры в человека, в его разум, отвагу и благородство. Неразрывно связанный с духовной жизнью своей эпохи, с общественными иллюзиями и ожиданиями предреволюционных лет, роман «Королева Марго», так же, как и лучший роман Дюма «Три мушкетера», знаменует собой важный момент творческой биографии писателя. Необходимо было сочетание целого ряда условий внешнего и внутреннего порядка, чтобы могли возникнуть эти романы-сказки, которые впоследствии Дюма уже не смог повторить в каком-либо новом, ином художественном варианте.

error: Content is protected !!