цыганы

«Цыганы» — последняя южная романтическая поэма Александра Сергеевича Пушкина.

Поэма «Цыганы» написана Александром Пушкиным в 1824-1825 гг. Первая публикация неполного текста поэмы состоялась 1825 году. В окончательной редакции произведение было напечатано в 1827 году.

История создания поэма «Цыганы»

В литературоведении поэму «Цыганы» называют последней (третьей) южной байронической поэмой Александра Пушкина. Первыми двумя были «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан».

Южная ссылка Пушкина

Александр Пушкин оказался в ссылке за то, что написал едкие и злободневные эпиграммы на графа Алексея Аракчеева и государя Александра I. Эпиграммы в короткий срок распространились в списках по всему Петербургу, что и стало причиной сурового наказания поэта. Изначально Александра Сергеевича и вовсе хотели выслать в Сибирь или на Соловецкие острова. Но за него вступились влиятельные друзья (Василий Жуковский, Николай Карамзин, Петр Чаадаев), и приговор был смягчен на ссылку в южные губернии Российской империи. Таким образом поэт оказался в Крыму и на Кавказе. 

«Цыганы»

Цыганский табор

Летом 1821 года, находясь под Кишиневом, Александр Сергеевич провел несколько дней в таборе бессарабских цыган. Эти впечатления и легли в основу его новой поэмы. Поэт работал над текстом произведения с января по октябрь 1824 года. В 1825 году Пушкин (по велению властей) перебрался в свое псковское имение Михайловское, где и закончил написание произведения. 

Издание поэмы «Цыганы»

Первоначально «Цыганы» публиковались в виде небольших отрывков. Первая публикация части поэмы состоялась в 1825 году сначала в альманахе «Полярная звезда», а затем в журнале «Северные цветы». И лишь позднее, уже в 1827 году читатели смогли ознакомиться с полным текстом стихотворного произведения. 

Краткое содержание поэмы «Цыганы»

Главные герои поэмы «Цыганы» – юноша Алеко, цыганка Земфира и ее отец. 

Алеко – юноша, который ушел от сытой городской жизни искать свободы и счастья. Автор вскользь упоминает, что молодой человек преследуется законом, но, судя по всему, он при этом хорошо образован и начитан. Автор почти ничего не сообщает нам о прошлом Алеко и не раскрывает, что же за преступление он совершил. Читатель видит юношу в тот момент, когда тот знакомится с красивой молодой цыганкой Земфирой и просит принять его в табор. 

Земфира очарована им и приводит избранника к своему отцу. Старик соглашается принять юношу, с его благословения юношу принимает к себе весь табор.

И.Богдеско. Иллюстрация к поэме А.С.Пушкина "Цыганы" 1966
И.Богдеско. Иллюстрация к поэме А.С.Пушкина «Цыганы» 1966

Желанная свобода от городских правил и условностей, любовь красавицы Земфиры, рождение у них ребенка должны были сделать юношу счастливым. Но этого так и не произошло. Сначала в его сердце закралась тайная грусть, причину которой он и сам не мог понять. А позднее он узнал, что Земфира разлюбила его и тайно встречается с молодым цыганом. Ревность и обида стеснили сердце Алеко, он подкараулил влюбленную парочку, достал кинжал и убил обоих. 

Когда об этом узнал отец Земфиры, он не  сразу поверил! Он объяснил юноше, что настоящая любовь не терпит собственничества и эгоизма, она не может жить в тисках. Если женщина полюбила другого, цыган отпускает ее, так как в любом случае силой невозможно вернуть ее расположение. Так когда-то произошло с самим стариком – его жена Мариула (мать Земфиры) полюбила другого и ушла, бросив ребенка. Но Алеко не в силах понять и принять такой образ мыслей.. 

«Цыганы»
Вардгес Акопович Суреньянц (1860-1921). 
Земфира. 1898

Старик просит юношу покинуть табор, так как цыгане не хотят жить рядом с убийцей, который не признает их жизненные принципы. Алеко и сам не желает больше оставаться в таборе.  Поэма заканчивается тем, что цыгане «шумною толпою» снимаются с места. И лишь одна кибитка остается в чистом поле. Дальнейшую судьбу Алеко мы не знаем.

Анализ поэмы «Цыганы»

Романтический герой

Поэмой «Цыганы» завершается определенный период в творчестве Пушкина, которому исследователи дали два названия: «южный» и «байронический». Первое, разумеется, относится к территориальному нахождению поэта во время написания произведений. Второе же возникло из-за увлечения Александра Сергеевича творчеством английского поэта Джорджа Байрона. Именно у Байрона он увидел образ романтического героя, который ищет свободы от общественных правил, норм и условностей. Такие персонажи всегда блестяще образованы и даже превосходят окружающих своим умом, они легко пленяют сердца самых завидных барышень своей харизмой и загадочностью. 

Константин Александрович Трутовский (1826-1893). 
Алеко у тела Земфиры.

Но при этом эти мужчины высокомерны и глубоко эгоистичны, они не готовы брать ответственность ни за что и ни за кого, всю жизнь они слоняются по свету в поисках некоей «правды», «истины» и «свободы», но так и не находят ее и полностью разочаровываются. Пренебрежение правилами и законами нередко заканчивается тем, что такие герои вольно или невольно идут на преступление. Позднее Владимир Набоков метко подметил, что все «байроновские герои» не в ладу ни с адом, ни с раем, ни с богами, ни с родом человеческим. 

И если в своих первых «байронических» поэмах Александр Пушкин во многом разделял взгляды британца, наделяя своих главных героев именно такими чертами (вспомним, узника из «Кавказского пленника»), то в «Цыганах» он показывает читателю, что такой персонаж не может претендовать на звание «положительного героя» и в тексте прямо показывает свое негативное отношение к нему. 

Константин Александрович Трутовский (1826-1893). 
Алеко у тела Земфиры. 1862

«Цыганы» также называют последней романтической поэмой Пушкина. В ней нашел отражение творческий кризис самого автора и глубинные изменения в его мировоззрении. Поэт разрушает ореол, витающий над «романтическим героем», но так как поэт пока и сам не знает, чем же можно заменить старые идеалы, он оставляет финал произведения таким мрачным. 

Побег от общества

Итак, все произведения в романтическом стиле начала XIX века так или иначе затрагивали тему побега героя от цивилизации. В некоей дикой воле они видели свободу и счастье. В «Цыганах» же Пушкин развенчивает этот миф: он показывает, что эта идея сама по себе фальшива и утопична.  

Алеко, сбежав от городской жизни и не желая нести наказание за совершенное преступление, мечтает обрести легкость свободы и искренность чувств. Ему кажется, что он может легко вписаться в беззаботную жизнь цыган. 

И поначалу эта иллюзия в нем крепнет. Но вскоре юноша ловит себя на какой-то невнятной тоске, причины которой не ясны даже ему самому. Алеко невдомек, что скучает он по городскому комфорту, обществу образованных людей, т.е. по своей привычной среде. Возможно, что-то подобное испытал и сам Пушкин, когда кочевал по степям Бессарабии в таборе цыган. 

Такая разная «свобода»

Измена женщины в кругу цыган не считается преступлением. Их понятия о морали сильно отличаются от норм светского общества. Поэт не случайно ввел в сюжет историю Мариулы. Она точно также когда-то оставила отца Земфиры, и никто не считал этот поступок ни стыдным, ни позорным. В этом выражается свобода воли для цыган – свобода испытывать чувства и следовать за ними. 

Алеко же расценивает измену Земфиры как покушение на свои права и не может оставить это безнаказанным. И когда юноша, ослепленный ревностью, убивает возлюбленную и ее нового избранника, цыгане изгоняют его из табора. Тогда Алеко (вместе с читателями) понимает, что даже у цыган есть свои законы, правила и мораль. Просто они делают акцент на иных моментах, нежели в светском обществе. Старик верно определяет главную причину всех бед Алеко, называя его гордым, злым, эгоистичным, «с робкою душою». 

Неизвестный художник.
«Цыгане шумною толпой…»

Таким образом, в «Цыганах» герой Пушкина оказывается выброшенным не только из цивилизованного мира, но и из мира дикой природы. Александр Сергеевич показывает нам, что герой, презирающий любые законы, нормы, традиции – жестокий, черствый человек, способный на самое тяжкое преступление и даже на убийство. Он преступает не только общественные, но и общечеловеческие законы. 

Вместе с тем поэт разрушает миф и о тотальной цыганской свободе. Описание деталей быта показывает нам, что это необразованный и нищий народ, и даже свобода в действиях, передвижении и любви не приносит им долгожданного счастья. 

Поэма «Цыганы»в России и за рубежом 

В России поэма «Цыганы» не вызвала бурного восторга. Ее назвали нетипичной, идущей вразрез с общепринятыми на тот момент тенденциями. Хотя даже при этом многие фразы из произведения тут же разлетелись на цитаты и крылатые выражения. Однако за рубежом поэма произвела фурор! Уже в 1835 г. Джордж Борроу перевёл песню Земфиры на английский. Вдохновленный «Цыганами» французский писатель Проспер Мериме написал свою известнейшую новеллу «Кармен».

Первая встреча Земфиры и Алеко. 
Иллюстрация для экранизации «Алеко». 1953 г.

Композитор Сергей Рахманинов в 1892 году написал оперу «Алеко» на сюжет пушкинской поэмы.

error: Content is protected !!