ПИРАТСКИЕ КОРАБЛИ

Пиратские корабли

Пиратские корабли — небольшие маневренные суда

Пиратские корабли не были большими. Лишь немногие пираты, такие как Черная Борода или «Черный Барт» Робертс, ходили на крупных, хорошо вооруженных кораблях. В основном использовались скоростные и маневренные небольшие суда. Типов кораблей, удобных для такого ремесла, как пиратство, было несколько, из них самые распространённые:

  • Шлюп
  • Бриг
  • Шхуна

Фаворитом во времена «золотого века», несомненно, был шлюп: быстрый, легкий, простой в управлении.

Шлюп: лучший пиратский корабль

Шлюп — небольшой скоростной парусник с одной мачтой, чуть больше современных гоночных яхт. В основном они были гафельными. Это означает, что они имели трапециевидный парус с рангоутом наверху и боном снизу. Квадратной формы фок с марселем сверху придавали дополнительную скорость, так же как и несколько кливеров на бушприте. 

Пиратские корабли: шлюп с гафельной оснасткой, показывающий зарифленные паруса
Схема шлюпа с гафельной оснасткой, показывающий зарифленные паруса

Только подумать: эти небольшие суденышки — часто меньше 35-80 футов (11-24 м) в длину — несли огромное количество парусов! При оптимальной конструкции корпуса это делало их очень быстрыми, способными уйти от крупных кораблей-преследователей.

Лучшие шлюпы производили на Бермудах. Багамы и Ямайка тоже могли похвастаться качеством своих кораблей данного типа. То есть хорошо управляемыми судами, способными прекрасно ходить под ветром, что опять-таки давало им фору перед большими кораблями. Наконец, у них была маленькая осадка. А это позволяло им плавать там, где большим кораблям «лишний вес не позволял» — в реках или на мелководьях Багам. 

Бермудский шлюп на испанском Майне, около 1807 г.
Бермудский шлюп на Испанском Майне, около 1807 г.

Средний шлюп весил 100 тонн. При этом он мог нести на себе до 10 орудий и 50-70 членов экипажа. Хотя некоторые капитаны умудрялись набить на свою посудину вдвое больше народу!

Бриг

Конечно, пираты использовали и другие виды кораблей. Второе место по популярности занимал бриг с двумя мачтами, на которых комбинировались прямые и косые паруса. Эти суда могли уже нести до 16 пушек и имели больший экипаж. Но, к сожалению для морских разбойников, более крупные размеры корабля сказывались на скорости и маневренности.

Бриг, схема парусника
Бриг, схема парусника

Шхуна

Третье место по популярности среди пиратских кораблей занимает шхуна — новый тип быстрого двухмачтовика, появившийся в ХVII в. Но шхуна начала бороздить моря уже после «золотого века».

Льюис Р. Френч - шхуна с марсельным вооружением. Построенная в 1871 году, она является старейшей известной двухмачтовой шхуной в Соединенных Штатах и ​​одной из немногих судов этой некогда распространенной формы, находящихся на действительной службе. Корабль был признан Национальным историческим памятником США в 1992 году
Льюис Р. Френч, шхуна с гафельной оснасткой, то есть с трапециевидными парусами

Флагманы: барки и трёхмачтовые шхуны

И наконец, существовали пиратские флагманы — большие и быстрые корабли, переделанные захватившими их пиратами под свои нужды. Бригантины вроде «Месть королевы Анны» или «Уида» изначально были работорговыми транспортами с прекрасными ходовыми качествами.

Модель пиратского корабля «Месть королевы Анны» в Музее истории Северной Каролины
Модель пиратского корабля «Месть королевы Анны» в Музее истории Северной Каролины

А скорость для морских разбойников была очень важна! Поэтому они делали всё, чтобы улучшить ходовые и боевые качества своей посудины:

  • снижали высоту корабля
  • совершенствовали боевую палубу
  • увеличивали число орудий
  • удаляли перегородки

Это делалось для большего простора и облегчения общего веса судна. И в заключение вывешивали черный пиратский флаг на мачте!

Пиратские корабли: модель флагманского корабля «Уида» пирата Чёрного Сэма Беллами
Модель флагманского корабля «Уида» пирата Чёрного Сэма Беллами

Пиратскими флагманами становились, как правило, трехмачтовики, то есть трехмачтовые шхуны. Если у них имелась в наличии комплектация парусов как на шхуне и прямой парус. Или же барки, у которых доминировала продольная форма конструкции. Опытный пират мог определить тип судна по парусу, или «по срезу кливера» пиратских кораблей.

Какие имена носили пиратские корабли

Почти каждый пират переименовывал свое «новое приобретение», зачастую давая присвоенным кораблям стандартные имена: «Месть», «Удача», «Каприз». Изобретательностью морские разбойники почти никогда не отличались. Лексикон, видно, у них был бедноват. 

Бартоломью Робертс варьировал одно название с разными эпитетами:

  • «Удача»
  • «Большая удача»
  • «Королевская удача»

«Королевских удач» у него было несколько штук в разное время!

Другие, вроде Томаса Тью, проявляли больше воображения, а кое-кто из пиратов в душе был немного поэтом: Уильям Муди назвал свой корабль «Восходящее солнце», а Кристофер Кондент — «Летучий дракон».

Смена названия судна, как правило, служила уловкой для заметания следов, для маскировки. Боннет так часто переименовывал свои корабли, что не успевала высохнуть краска прежнего названия, а он уже приказывал писать новое.

error: Content is protected !!