Маргарита, графиня Тироля и герцогиня Баварии. Портрет первой половины XVI века
- Нравы и обычаи

«Безобразная герцогиня Маргарита Маульташ»: первый исторический роман Лиона Фейхтвангера

В смятенные и кровавые первые годы (1919-1923гг.) Веймарской республики Лион Фейхтвангер создал свой первый крупный роман — «Безобразная герцогиня Маргарита Маульташ». Его действие происходит в далеком средневековье, в XIV веке, в недрах немецкой истории. Был ли этот роман уходом писателя от жгучих вопросов своей эпохи в тихую заводь прошлого? На первый взгляд это предположение могло показаться убедительным, однако содержание романа сразу же опровергает эту мысль. Из-под маски бесстрастного историка выступает лицо вдумчивого наблюдателя, скептического современника, живущего страстями и помыслами своих дней.

Главная героиня романа «Безобразная герцогиня» — Маргарита Маульташ

Героиня первого исторического романа Фейхтвангера возникает на его страницах как сильная, наделенная богатым внутренним содержанием, естественной тягой к добру н счастью натура. Нежная ее душа, открытая красоте бытия, богатым и сложным переживаниям, тонко ощущающая власть и благо искусства, обладающая могучей потребностью любви и способностью к самозабвенной жертвенности во имя любви, постепенно, в борениях с неумолимой жестокостью мира, черствеет, каменеет, проникается мертвенным равнодушием, наливается холодным скепсисом и тягостной непреодолимой усталостью.

Ясный и светлый разум Маргариты, позволявший ей без большого труда овладевать ученой премудростью своего века, разгадывать хитро сплетения политических интриг, которые вили вокруг ее достояния — ее маленького государства — корыстные и свирепые феодальные властители, разум ее, позволявший Маргарите понимать благо своих подданных — постепенно тускнеет, меркнет и под конец ее жизни еле вспыхивает подобно гаснущему светильнику, уже неспособному развеять темноту приближающейся вечной ночи.

Основные идеи романа «Безобразная герцогиня»

Одинокой проходит она через бурное, кровавое, смутное время, насыщенное распрями и усобицами многочисленных правителей многочисленных германских государств, через время, наполненное суевериями, злодеяниями и разбойничьими подвигами рыцарства, борьбой характеров против феодалов, отделенная от людей не только печальной привилегией своего рождения, не только титулами и правом владения имуществом и жизнями подданных, но и внешней своей телесной оболочкой, собственным безобразием, скрывающим от человеческих взоров мир ее души. Одинока она еще и потому, что, по мысли Фейхтвангера:

«одинок в мире каждый человек разума и доброй воли, и усилия его, деяния его разбиваются как о непреодолимую стену о косность и жестокость жизни».

Лион Фейхтвангер

Фейхтвангер довольно точно и близко к исторической правде изобразил в своем романе перипетии жизни Маргариты Тирольской. Но он нигде, объясняя смысл событий, не следует средневековым хронистам, этим наивным историкам своих дней, нигде он не стремится восстановить в нетронутой цельности ни психологию людей ХУ века, ни воссоздать духовную атмосферу этого переходного от средневековья к Возрождению времени.

Представители рода Виттельсбахов или соперничавшего с ними рода Габсбургов — расчетливые, коварные, своекорыстные люди — мыслят и рассуждают скорее как дельцы, нежели как родовитые рыцари. В той сваре, которая шла между королями, герцогами, графами и баронами, в той борьбе за власть, деньги, поместья, которую вели они, Фейхтвангер не видит ничего романтического и возвышенного.

Его персонажи, облеченные в рыцарские доспехи или парчовые одежды придворных, ведут себя подобно современным рыцарям наживы, сражающимся на биржах за деньги и богатства. Это стремление приблизить психологию прошлого к психологии людей нового времени, поставив между ними знак равенства, сказывается и в художественных приемах романиста, избегающего даже намека на стилизацию и архаизацию языка и изображающего мир прошлого в красках современности.

Основные черты главных героев

Героев своего романа писатель наделяет чертами, присущими современным сынам капитализма. Таков, например, Якоб фон Шенна, владетельный рыцарь, друг и советчик Маргариты, повторяющий в своем облике характерные свойства либералов, брезгливо морщившихся перед лицом, неприглядных действий реакции и вместе с тем ловко умеющих обделывать свои делишки.

Рыцари и князья церкви, владетельные феодалы и бедные дворяне — все они одержимы погоней за деньгами, ибо презренный металл оказывается способен принести большую выгоду, нежели честная сталь рыцарского меча. Деньги являются истинным двигателем всеобщих интересов. Феодальные властители поддерживают банкиров и ростовщиков вроде мессере Артезе или Менделя Гирша, вносивших дух предприимчивости в грубый и туповатый мир рыцарства и стоявших за кулисами политических интриг.

Сюжет и краткое содержание романа «Безобразная герцогиня»

Поэтому все события, вошедшие в сюжетную канву романа, он концентрирует вокруг судьбы Маргариты Маульташ. Обделенная естественным женским счастьем, она посвящает себя служению благу своих подданных, стремясь развить торговлю и ремесла в своей стране, поднять благосостояние населения. Однако ее усилия разбиваются в прах, сталкиваясь с неразумием других людей. Общественное неразумие в романе персонифицировано и предстает в двуликом образе: фаворита Маргариты — дворянина Фрауэнберга, самодовольного, жестокого, корыстного человека, лишенного нравственных принципов.

А также и в обольстительном образе Агнессы фон Флавон — этих двух злых гениев, подтачивающих все начинания Маргариты. Социальную борьбу Лион Фейхтвангер подменяет психологическим поединком, в котором, несмотря на гибель Агнессы, несмотря на то, что истинная сущность Фрауэнберга, убийцы и стяжателя, открывается Маргарите, — терпит поражение она — герцогиня Тирольская.

Она теряет мужа, сына и веру в справедливость собственного дела. Все ее усилия совладать с жизнью, отстоять себя в схватке с варварством — рушатся, и Маргарита, сломленная властью обстоятельств, вынуждена отказаться от дальнейшей борьбы, передав полуразрушенное государство свое в чужие руки, цепкие руки Габсбургов, возводивших здание будущей империи. Хотя Маргарита и потерпела поражение в схватке с жизнью и появляется в финале романа уже морально раздавленным, физически опустившимся существом, но и зло неразумия, которое олицетворяли Фрауэнберг и Агнесса фон Флавон, оказалось не в состоянии одержать полной и безоговорочной победы.

Агнесса поплатилась жизнью за участие в политических интригах, Фрауэнберга отбрасывает со своего пути Габсбург, принимая бразды правления над разоренной, маленькой горной страной. Силы разума и варварства, борение которых было изображено в романе, пребывают в трагическом равновесии. Конец романа мрачен. Он был бы безнадежным, если бы писатель равнодушно — без гнева и осуждения — живописал тот темный, зиждящийся на насилии кровавый мир, в котором пришлось действовать и страдать героине его романа. Но Фейхтвангер не скрывает своего отношения к этому миру, к противостоящим Маргарите историческим личностям.

Исторические персонажи в романе

Он изображает их как сатирик, а не как бытописатель и под маской объективного повествования, сдержанного и несколько рационалистического, прячет жало неумолимой иронии. Целая вереница власть имущих владетельных феодалов проходит по страницам романа. Это ограниченный и безвольный король Генрих Богемский, отец Маргариты, король Иоганн Люксембургский, авантюрист и сластолюбец.

Уныло-педантичный маркграф Иоганн Виттельсбах — второй муж Маргариты, коварный и жестокий Альбрехт Габсбургский, тупоумные, медлительные бароны, алчные и циничные епископы, прелаты и прочие князья церкви — весь этот пестрый, разноликий хоровод освещен ясным и безжалостным светом критики и насмешки. Ничто низменное в их помыслах и поступках, ничто подлое в их душах не остается неразоблаченным и не подвергнутым моральному осуждению. Та жизнь, которая взращивала и питала зло и в дальнем прошлом и в настоящем, — отвергается писателем. Она безнравственна и бесчеловечна.

Главное достоинство произведения

Критика общественного неразумия составляла пафос романа и главное его достоинство. Отрицание этических устоев собственнического мира было залогом того, что Фейхтвангер не остановится в своем духовном развитии. «Безобразная герцогиня» и близкий этому произведению по общей проблематике «Еврей Зюсс» завершили первый период творчества, в который Фейтхвангер нашел себя как художник, обрел свою тему, нашёл свою индивидуальность.

Поделиться новостью в Соцсетях:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •