Присоединение Сибири: как это было

Присоединение Сибири

Сибирь была известна русским людям издавна. Еще в ХI в. новгородцы ходили за Камень (Урал), хотя путь туда был очень нелёгок по тем временам. Новгородские дружины нередко собирали дань с сибирских племён. В ХV в. на Урале стали появляться московские воеводы. В конце ХV — начале ХVI в. правители Московского государства нередко предпринимали военные походы, стремясь присоединить к своим владениям богатые сибирские земли. Окончательное присоединение Сибири — часто также употребляют выражение «покорение Сибири» — состоялось в ХVII веке.

Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем. Василий Суриков. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем. Василий Суриков. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Земля обетованная

В народе Сибирь называли «землёй обетованной». Рассказывали, что кипят там реки от обилия рыбы, которая сама прыгает в лодки; не сосчитать в лесах бесценного пушного зверя. Самим же лесам нет ни конца, ни края. В них видимо-невидимо:

  • ягод
  • грибов
  • лечебных трав
  • диковинных растений

полным-полно пушного зверя, а также всякой иной живности:

• оленей
• кабанов
• зайцев
• птиц

Считалось, что погибнуть от недостатка пропитания в Сибири невозможно: тайга богатая. А главное — нет там никакой власти:

  • ни боярской
  • ни княжеской
  • ни царской  
Западно-Сибирская равнина
Западно-Сибирская равнина

Всякий сам себе хозяин. Вот и бежали в Сибирь с давних пор русские люди — от всех напастей:

  • голода
  • поборов
  • притеснений
  • крепостной неволи

Помимо государственной политики, направленной на присоединение Сибири, богатого края, имеющее значение для наполнения казны, имело место, таким образом, и естественное стремление людей к лучшей жизни. Нередко крестьяне уходили в Сибирь целыми сёлами. Чтобы пресечь бегство крепостных за Урал, правительство вначале предписывало устраивать на дорогах в Сибирь «заставы крепкие». Но затем избрало другую политику. Она была связана с необходимостью освоения этого обширного края. По указам в Сибирь стали отправлять партии малоземельных крестьян. Переселение в Зауралье использовалось и в карательных целях. Туда ссылали:

  • уголовных преступников
  • непокорных
  • донских казаков
  • запорожских казаков
  • старообрядцев

Особенно большой приток переселенцев в ХVIII в. вызвал указ 1760 г. Помещики получили право без суда отправлять в Сибирь своих крепостных за «предерзости». Только к 1780 г. в Сибирь прибыло около 60 тыс. таких переселенцев. С 1719 по 1795 г. мужское население края увеличилось с 241 до 595 тыс. человек, из которых 412 тыс. были русскими, а 183 тыс. — аборигенами (коренными жителями).

Присоединение Сибири. Заселение и колонизация в ХVIII в.

Присоединение Сибири в ХVIII в. происходило одновременно с расширением её границ в сторону Алтая, славившегося своими рудными богатствами. Впереди военных отрядов шли охотники и земледельцы. Они делали очень много для жизнеустройства:

  • расчищали тайгу
  • вспахивали новые участки
  • проводили земледельческие работы
  • выращивали скотину
  • промышляли добычей зверя
  • занимались рыболовством
Горный Алтай
Горный Алтай

Когда границы империи подошли к территории Китая, были обнаружены целые слободы беглых крепостных крестьян, которых правительство приняло в российское подданство как инородцев.

Приход казаков

На новых местах возводились укреплённые линии и крепости против набегов джунгар и казахов. Пограничную службу там несли сибирские казаки, которые в начале ХIХ века числились в одном Сибирском казачьем войске. Во второй половине XIX века численность казачьего населения достигла 380 тыс. человек, а сами казаки делились уже на четыре войска:

  • Сибирское
  • Забайкальское
  • Амурское
  • Уссурийское
Присоединение Сибири. Якутск в конце XVII века. Гравюра Николааса Витсена
Якутск в конце XVII века. Гравюра Николааса Витсена. 1692 год

Под защитой их гарнизонов в Южную Сибирь стало переселяться и местное сибирское население. Из таёжных мест оно двигалось к югу — в степи и лесостепи с плодородными почвами и менее суровым климатом. Здесь строились русские деревни, развивалась горнозаводская промышленность, основывались новые города:

  • Семипалатинск
  • Барнаул
  • Бийск

Без организации укрепрайонов, без создания новых городов присоединение Сибири к России не могло состояться в принципе.

Численность населения Сибири в XIX веке

Количество переселенцев увеличилось после того, как была проведена реформа 1861 г. Только за 40 пореформенных лет сюда перебралось около 1 млн человек —  крестьян, отныне свободных, но имеющих в большой степени проблемы с наличием плодородной земли. Кроме того, в течение ХIХ в. в Сибирь было отправлено столько же ссыльных, а по некоторым сведениям, даже больше.

Большинство осело в Тобольской и Томской губерниях. Особенно привлекательным был Алтай прежде всего из-за плодородной земли. Многие обосновались в далеких Енисейской и Иркутской губерниях, а некоторые добрались до необжитых Амурской и Приморской областей.

Переселенческая пристань на Иртыше. Томск. XIX век
Переселенческая пристань на Иртыше. Томск. XIX век

За ХIХ в. население Сибири увеличилось в пять раз и в 1897 г. составило 5 млн 800 тыс. человек. Из них коренных жителей (аборигенов), именуемых тогда «инородцами», насчитывалось только 825 тыс. человек. Сибирь превратилась в страну с огромным преобладанием русского, преимущественно крестьянского населения.

Крестьяне в Сибири

Более 90% населения Сибири приходилось на сельскую местность. Помещичьего землевладения и крепостного права в крае почти не было. Согласно реформе 1861 г. здесь были освобождены только 5700 человек, принадлежавших 56 помещикам. Русские крестьяне были основной трудовой силой в Сибири. Поколение за поколением отвоёвывали они у тайги и целины участки для пашни, создав в крае устойчивые земледелие и животноводство. Эту хозяйственную основу почти везде дополняли промыслы:

  • рыболовство
  • охота
  • извоз
Лозоплетение. Ремесло по изготовлению различных изделий (корзин, лаптей) из гибких переплетённых прутьев

На сибирских просторах большинство крестьян не испытывали недостатка в земле, а в случае надобности поднимали новь, заводили заимки (так назывался земельный участок, занятый кем-либо по праву первого владения, обычно вдали от первых пахотных земель, о которых власти не знали десятилетиями. И хотя с того времени, когда началось присоединение Сибири, верховным собственником земли в Сибири считалось государство, крестьяне самостоятельно распоряжались обработанными участками:

  • сдавали их в аренду
  • продавали
  • передавали по наследству

Зажиточное сибирское крестьянство могло прокормить переселенцев рабочих на золотых приисках и других потребителей. Значительная часть сибирского хлеба, мяса, масла вывозилась в Европейскую Россию.

Жизнь в Сибири

Однако это не означает, что жизнь крестьян проходила легко, без притеснений и бед. К повседневному нелёгкому труду добавлялись все возраставшие требования государства, которое:

  • определяло обязанности и ограничивало права крестьян
  • взимало с них подушную подать
  • денежный оброк

Принуждало государство и выполнять многочисленные тягостные повинности:

  • ямские
  • мостовые
  • по ловле беглых
  • поставке рекрутов

Различные земские и мирские поборы, произвол и лихоимство чиновников усиливали это бремя. К тому же и в самой крестьянской среде не все были в одинаковом положении. Уже в 1819 г. сельских жителей официально подразделяли на 4 категории:

  • «самых богатых»
  • «достаточных»
  • «посредственных»
  • «совершенно неимущих»

Некоторые из богатых крестьян имели до 400 га обрабатываемой земли, 1000 голов скота и более 20 работников. Последними становились попавшие в кабалу за долги односельчане, переселенцы-новосёлы и особенно часто ссыльнопоселенцы, продававшие свой труд только за пропитание и кров.

Народные праздники

Вольные сибиряки, несмотря ни на что, жили полнокровной жизнью. Особенно ярко это проявлялось в дни религиозных и календарных праздников.

  • По российским обычаям в городах и деревнях собирались
    веселые застолья с песнями и плясками
  • в селениях молодёжь водила хороводы
  • устраивались конные состязания
  • проводили состязания по борьбе силачей и другие игрища

Излюбленным праздничным развлечением было взятие снежного городка, обычно приуроченному к последнему дню «госпожи Масленицы».

Взятие снежного городка. 1891. Василий Суриков. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Тогда царило общее веселье. Великий художник-сибиряк В.И. Суриков изобразил эту забаву на картине, которая так и называется, как сама эта зимняя забава. А в весёлых и красочных свадьбах с назиданиями и пожеланиями участвовало всё сельское общество. Сибирские семьи были очень крепкими, разводы случались редко.

Коренное население Сибири

Коренное население Сибири, а это более сотни различных народностей, обитало преимущественно на окраинах, обрамляя огромную внутреннюю часть Сибири. Большую часть его составляли кочевые и бродячие народности. Самые многочисленные из них — буряты и якуты — были и наиболее развитыми. В другую группу входили так называемые малые народности:

  • эвенки (тунгусы)
  • юкагиры
  • нганасаны
  • коряки
  • чукчи

и многие другие. Среди них первое место по численности занимали эвенки, которых в конце ХIХ в. насчитывалось до 65 тыс. человек.

Лесные тунгусы, 1862 год. Автор: Густав-Федор Христианович Паули
Лесные тунгусы, 1862 год. Автор: Густав-Федор Христианович Паули

Территория их расселения простиралась от Енисея до Охотского моря и от тундры до Амура, составляя примерно 2 млн кв. км. Часть эвенков называлась «сидячими». Они жили главным образом за счёт рыбной ловли и добычи морского зверя:

  • китов
  • моржей
  • тюленей

Охота как основное занятие эвенков

Однако большинство эвенков были кочевыми и бродячими охотниками, а также оленеводами. Семья обычно имела 20—25 оленей. Хозяева, которые наряду с оленеводством занимались и охотой, обеспечивали себя питанием и одеждой, могли перевозить людей и грузы. Некоторые семьи владели стадами, насчитывавшими сотни голов. Зимой олени под присмотром женщин паслись у стойбища, а летом несколько хозяев объединялись и перегоняли свои стада в богатые кормами места. Но главным и излюбленным делом эвенков была охота на мясного и пушного зверя. Для неё использовались:

  • кремневые ружья
  • луки со стрелами
  • рогатины
  • «пальмы» (большие ножи на длинных рукоятках)
  • различные капканы
  • ловушки

Часто охотились с собаками. Самой изнурительной считалась охота «гоном» на лося и изюбря (дальневосточного благородного оленя): нередко приходилось преследовать зверя несколько суток — охотник буквально валился с ног от усталости.

Более легкой была охота на диких оленей «с манкой» — прирученным оленем с рогами, опутанными ремнями. Дикий олень, увидев чужака, вступал с ним в драку, запутывался в его ремнях и, не видя приближения охотника, становился его трофеем. Диких оленей, лосей, а иногда и других зверей (в том числе китов) добывали сообща. Но и охотник-одиночка мог оставлять себе только пушнину — мясо делили на всё стойбище, то есть на два-три чума. При удачной охоте стойбище переносили к месту добычи до того времени, пока её не съедали.

Социальная иерархия у эвенков

Власть у эвенков принадлежала родовым управлениям, состоявшим из старейшин или князьков — как правило, богатых людей. Они к тому же занимались торговлей и ростовщичеством и под видом взаимопомощи нередко превращали сородичей в неоплатных должников.

Те вынуждены были работать на «благодетелей» в качестве косцов, возчиков, пастухов или за бесценок уступать своим хозяевам добытую пушнину. Некоторые из должников, порывая родственные отношения, убегали из своих кочевий, находя убежище у других пародов, или нанимались работать на прииски, в города.

Ясак

Присоединение Сибири для коренных народов означало, в том числе, и то, что они отныне облагались налогами. Основная государственная обязанность коренных жителей Сибири состояла в уплате ясака (дани) пушниной, к которой относили:

  • соболей
  • песцов
  • куниц
  • бобров
  • горностаев
  • белок

и другого ценного зверя.

«Соболиная казна»

«Соболиная казна» в ХVIII веке давала до четверти государственных доходов. А потому правительство предписывало обходиться с «ясачными людьми» ласково, не чиня им не только каких-либо притеснений, обид, грабительств, но ниже малейших убытков». Это, однако, не мешало алчным скупщикам и чиновникам обирать наивных охотников.

Присоединение Сибири. Сбор ясака казаками
Присоединение Сибири. Сбор ясака казаками

Корыстные торговцы наезжали в стойбища и другие поселения к концу каждого промыслового сезона. Там они начинали «сердцевать» с хозяевами, т. е. добиваться их расположения. В ход шли «ласковые речи» и спирт. Доверчивые люди быстро открывали перед гостями мешки с пушниной. И тогда за фунт (400 г) пороха отдавали десяток белок, за горсть бисера — песца…

Обман, обвес, обсчёт, аренда за бесценок богатейших сенокосных, рыбных и других угодий — всё использовалось торговцами для наживы. Обогащались в Сибири не только сборщики ясака, но и прочие «начальники». Не обращая внимания на законы, они вымогали у «инородцев» подарки, штрафовали их, делали приписки к недоимкам и другим поборам в свою пользу.

Ясачные люди

Правительство, заинтересованное в платёжеспособности ясачных людей, иногда брало их под свою защиту. В 1822 г. был издан Устав об управлении инородцев. Согласно Уставу, исконные обитатели Сибири подразделялись на три категории:

  1. оседлые
  2. кочевые
  3. бродячие

К первой категории были отнесены приблизительно 60 тыс. человек:

  • западносибирские татары
  • часть алтайцев
  • ханты
  • манси

То есть народности, тесно соприкасавшиеся с русским населением. Местами они даже селились вместе с русскими. В правах, обязанностях и порядке управления они приравнивались к государственным крестьянам. Однако «инородцам» предоставлялись льготы — освобождение от поставки рекрутов для армии, а также рассрочка при уплате налогов и отбывании повинностей.

Подведение сибирских инородцев под высокую Царскую руку. Художник Н.Н. Каразин

Полезное соседство

И все же, несмотря на трудности и беды, общая численность «инородцев» к концу ХIХ в. увеличилась, правда в основном за счёт наиболее многочисленных народностей (бурятов и якутов). Некоторые малые народы влились в их состав или растворились в среде русского населения. Длительные нормальные отношения были полезны и тем, и другим. Аборигены заимствовали у русских более высоко развитые:

  • земледелие
  • скотоводство
  • ремёсла
  • бытовые навыки
  • умение строить дома
  • огнестрельное оружие

и многое другое. А российские «насельники» нового края всегда учитывали многовековой опыт жизни сибирских аборигенов.

Религия народов Сибири

Православие

Большую роль в жизни и взаимоотношениях всего населения Сибири играла религия. Русское население исповедовало православие, у коренного населения издавна преобладал шаманизм. Однако и Православная церковь, и государственная администрация уже в ХVII в. пытались вытеснить местные религиозные верования; боролись они и с заносимыми в Сибирь старообрядчеством, сектантством, другими вероисповеданиями. Строились православные храмы и монастыри, всё больше аборигенов обращалось в православие. К середине ХIХ в. оно стало основной религией в Сибири, но, даже крестившись, «инородцы» далеко не всегда порывали с язычеством.

Шаманизм

Шаманизм — древнее верование, вера в добрых и злых духов. При этом считается, что шаманы наделены способностью общаться с духами, которые и дают шаманам их знания. Например, считается, что благодаря помощи духов они могут излечивать болезни, решать важные вопросы и даже предотвращать стихийные бедствия.

Общаются с духами, погрузив себя в транс. А чтобы погрузиться в состояние транса, необходимое для общения с духами, шаманы используют ритмичную музыку, танец и пение. Они возглавляют религиозные церемонии, проводящиеся общиной.

Слово «шаман» происходит из языка эвенков. Интересно, что они есть у народов Северной и Южной Америки, Индонезии, Северной и Северо-Восточной Азии, Японии и Австралии. Шаманами могут быть как мужчины, так и женщины. Не исключено, что такого рода «священнослужители» существовали во многих религиях мира, но со временем исчезли.

Костюм эвенкийского шамана. Музей на набережной Бранли (Франция)
Костюм эвенкийского шамана. Музей на набережной Бранли (Франция)

Распространение среди аборигенов христианской религии подрывало веру в шаманизм, но совершенно искоренить его не удалось.

Ссыльные в Сибири

Самой неимущей и бесправной частью сибирского населения за всё время, когда шло присоединение Сибири, были ссыльные из Европейской России. Чем дольше времени шло освоение Сибири, тем больше такого рода людей появлялось там. В первой половине ХХ в. ежегодно доставляли 7—8 тыс. человек, во второй — вдвое больше. Но на ссыльных приходилось всего 5% численности населения края. Среди ссыльных наряду с закоренелыми преступниками — их в Сибири называли «варнаками» — немало встречалось и таких, кто просто оступился в жизни — «несчастных».

Независимо от вины все они, за исключением каторжных, которых отправляли на особо тяжёлые работы, приписывались к крестьянским селениям. Эти люди должны были «сыскивать себе пропитание». Не находя заработка в сёлах и не имея никакого пособия со стороны, больше половины ссыльных разбредалось по Сибири. Эта «летучка», насчитывавшая иногда десятки тысяч человек, существовала благодаря случайным и сезонным заработкам на заимках старожилов, попрошайничеству, мелкому воровству, позже — работе на приисках.

Некоторые бродяги добирались до родных мест за Уралом, но обычно их ловили и возвращали в Сибирь. Лишь немногим из ссыльнопоселенцев удавалось «водвориться» — обзавестись крестьянским хозяйством. Многие ссыльные, растеряв здоровье в мытарствах, так и не создав семьи, умирали, не оставив потомства.

От уголовных ссыльных резко отличались сосланные по политическим мотивам. В Сибири отбывали ссылку

и другие менее известные участники борьбы с самодержавием.

Они были мужественными и благородными людьми и стойко переносили все тяготы сибирской жизни. Многие политические ссыльные (в особенности декабристы) имели хорошее образование, давали уроки местным жителям, а также составляли описания мало изученной в то время природы Сибири. Население этого края ценило и уважало их. И эти люди сыграли немалую роль в том, что в истории России обозначается таким понятием, как присоединение и освоение Сибири.