война миров

«Война миров»

«Война миров» — фантастический роман английского писателя Герберта Уэллса. После публикации в 1987 году в двух журналах, английском и американском, был выпущен год спустя отдельной книгой. В этом произведении, вышедшем в свет непосредственно после романа «Человек-невидимка», писатель продолжает раскрывать темы, которые он затронул ранее. Это роман о том, что ждёт цивилизацию. Уэллс расширяется охват жизненных явлений, углубляется его взгляд на мир.

Можно считать эту книгу Герберта Уэллса одной из первых и наиболее значительных в таком разделе научной фантастики, как «вторжение», или «контакты с внеземными цивилизациями».

Краткое содержание романа «Война миров»

Высадка марсиан

Рассказчик повествует о появлении на земле марсиан, которые хотят захватить нашу планету. В Южной Англии, а также в Лондоне, на землю падают 10 цилиндров – межпланетных аппаратов. Попытки установить контакт с пришельцами заканчивают трагически: тепловым лучом марсиане сжигают делегацию землян.

Появляется марсианин. Иллюстрация к роману «Война миров» бразильского художника Энрике Алвим Корреа (Henrique Alvim Correa) 
Появляется марсианин. Иллюстрация к роману «Война миров» бразильского художника Энрике Алвим Корреа (Henrique Alvim Correa) 

Сопротивление армии и флота Великобритании

Регулярная армия не может противостоять сокрушительному напору пришельцев. Высокие самоходные треноги марсиан, оснащённые лучевыми пушками, а также имеющие на вооружении газ, убивающий всё живое вблизи от поверхности земли, преодолевают сопротивление военных, сжигают людей и технику, разрушают дома. Население страны бежит к Ла-Маншу, чтобы переправиться во Францию.

Треноги марсиан в Лондоне
Треноги марсиан в Лондоне

Скитания главного героя

Главный герой, который отвез жену, но не успел отойти за «линию фронта», скитается по опустошенной стране. Две недели он скрывается в подвале разрушенного дома. Своими глазами видит, так сказать, «быт» марсиан, так как один межпланетный цилиндр приземляется рядом с тем местом, где он скрывается со священником.

Смерть викария.  Иллюстрация к роману «Война миров» бразильского художника Энрике Алвим Корреа (Henrique Alvim Correa) 
Смерть викария. Иллюстрация к роману «Война миров» бразильского художника Энрике Алвим Корреа (Henrique Alvim Correa) 

В Лондоне. Гибель захватчиков

После гибели священника, который прятался вместе с ним, едва не сошедший с ума и не умерший от голода главный герой смог выбраться из-под обломков разрушенного строения, когда марсиане, бывшие поблизости, ушли. Он добирается до Лондона, видит разрушительные последствия нашествия марсиан, погибших людей. Но в то же время выясняется, что военный действия вдруг прекратились. Казавшееся безвыходным положение изменилось в одночасье – марсиане гибнут один за другим. Причиной является заболевание, передаваемое земными болезнетворными микробами, против которого у пришельцев нет иммунитета. Нашествие длилось двадцать один день.

Погибший пришелец

«Война миров». Анализ произведения

Сам Уэллс, видимо, считал «Войну миров» лучшим из своих ранних фантастических романов. Во всяком случае, это был единственный ромам из написанных в период 1895—1901 годов, который он отправил в ноябре 1906 года Льву Толстому, когда великий писатель выразил желание познакомиться с его произведениями.

В романе «Война миров» Уэллс снова возвращается к грандиозным фантастическим символам, оставленным им было в «Человеке-невидимке». Но на этот раз обобщенность образов не мешает ему охватить интересующую его проблему во многих ее аспектах.

Человечество, по мнению Уэллса, слишком медленно движется по пути цивилизации. То, что достигнуто наукой, достигнуто ею в непрерывной борьбе с силами мракобесия, косностью и своекорыстием собственников. Но даже завоевания науки, претворенные в жизнь, не пошли на пользу человечеству. Прогресс науки ведет к прогрессу общества лишь в том случае, если общество организовано по справедливому и гуманному принципу. В современной же Англии технический прогресс и моральное состояние общества оказались в обратной зависимости.

Описание марсиан

Марсиане, пришедшие на Землю, чтобы поработить её, это олицетворение сил капиталистического прогресса, путь которого устлан жертвами. И если Уэллс отказывается признать, что марсиане рождены Землей, так только потому, что в них нет ничего человеческого.

Щупальце схватило человека. Иллюстрация к роману «Война миров» бразильского художника Энрике Алвим Корреа (Henrique Alvim Correa) 
Щупальце схватило человека. Иллюстрация к роману «Война миров» бразильского художника Энрике Алвим Корреа (Henrique Alvim Correa) 

А разве в ином направлении движется земная цивилизация? Уже в первой главе автор подчёркивает, что инопланетяне, решившие уничтожить большинство населения земли, не уступают по жестокости «достойным представителям» буржуазного общества.

Пришельцы-марсиане превзошли людей в техническом развитии. Они смогли построить особую пушку, отправляющую на Землю снаряды, внутри которой сидят сами марсиане. А гуманоидная раса на Марсе, похожая на людей — это всего-навсего «кормовая база» для доминирующего вида марсиан, из представителей которых они высасывают кровь. И в людях они видят только такую же «кормовую базу».

Люди и марсианские военные машины. Иллюстрация к роману «Война миров» бразильского художника Энрике Алвим Корреа (Henrique Alvim Correa) 
Люди и марсианские военные машины. Иллюстрация к роману «Война миров» бразильского художника Энрике Алвим Корреа (Henrique Alvim Correa) 

Фактически описание «царства марсиан — это сатира современного Уэллсу общества. «Повседневные», «мелкие», «незаметные» проявления своекорыстия и антигуманности находят в нем жестокого обличителя. Самодовольный обыватель сам приходит проситься в клетку марсианина, где ему обеспечен «хороший уход». Правда, и его должны со временем сожрать, но он может утешиться молитвой, или, если он не такой простак, эротикой… Кое-кого марсиане обучат охотиться на других людей… Так, не силой марсиан, а слабостью и подлостью обывателя и будет существовать это общество.

Может быть, выход обещает та программа, которую предлагает солдат-артиллерист, один из персонажей этого романа? Организовать все человечество наподобие военного лагеря? Подчинить его строжайшей дисциплине, заставить людей отказаться от собственной личности? Нет, устами артиллериста говорит не Уэллс. В этом образе он разоблачает «коллективизм» империалистов. И показывает, что подобный «коллективизм» — лишь демагогическое прикрытие буржуазного индивидуализма. Краснобай-артиллерист озабочен единственно сохранением своих запасов пропитания…

«Война миров»: протест писателя-гуманиста

«Война миров» проникнута протестом писателя-гуманиста против жестокости буржуазного общества, против того вырождения человека, которое оно влечет с собой. Земля должна принадлежать человеку.

Технический прогресс сам по себе не приведет к счастливому будущему. Более того, служа антигуманному общественному строю, он представляет серьезную опасность. Уэллс говорит на этот раз не только о той обратной зависимости, которая, по его мнению, существует между развитием материальной и духовной цивилизации, но и о прямой угрозе самому существованию человечества. В антигуманном обществе достижения техники ставятся на службу разрушению, а мощь их, возможности их совершенствования беспредельны.

error: Content is protected !!