Тоно-Бенге

«Тоно-Бенге»

Роман Герберта Уэллса «Тоно-Бенге» впервые опубликован в 1909 году. В нём рассказывается о человеке, который оказывается вовлеченным в план своего дяди по продаже лекарства, которое якобы омолаживает человеческий организм, но на самом деле представляет собой просто бесполезную жидкость. Всё произведение можно рассматривать как сатиру, комментирующую доверчивость масс и то, насколько мощным может быть маркетинг. Неважно, действительно ли то, что вы продаете, делает то, о чем вы говорите, важно, верят ли вам люди.

Из всего написанного Уэллсом в начале XX века выделяется роман «Тоно-Бенге» (1909). Он явился важной вехой в развитии английской литературы. Английская литература до Уэллса, говоря о тенденциях, присущих собственно эпохе империализма, касалась по преимуществу его колониального аспекта. Уэллс в своем романе «Тоно-Бенге» развертывает перед читателем картину так называемого «второго промышленного переворота», когда английское производство переходило на новую энергетическую базу и соответственно технически перевооружалось.

Интересный факт — считается, что это произведение до некоторой степени автобиографично. Но, конечно, не в части создания и продвижения пищевых добавок.

Герберт Джордж Уэллс
Герберт Джордж Уэллс

Содержание

Сюжет романа «Тоно-Бенге»

Повествование ведётся от первого лица. Главный герой, студент Джордж Пондерво, по нынешним понятиям, является маркетинг-директором. Он разрабатывает систему продвижения добавок, которые на самом деле не являются полезными для людей. Но продаются под видом универсального лекарства от всех болезней. Создал этот препарат дядя Джорджа — Эдвард. На базе этого препарата выпускаются лекарства, продажи растут. Джордж становится богатым человеком и занимает соответствующее положение в обществе.

Краткое содержание

Придумывая слоганы для продвижения препаратов, Джордж духовно терзается. Он занимается нелюбимым делом, имея большие способности, которые могли бы ему позволить стать учёным. Он женится, но жена Мэрион интересуется только богатством. Отчего у молодого человека случается роман на стороне, с секретаршей дядюшки.

Имея средства, Джордж начинает строить летательные аппараты: воздушные шары, планеры. Кроме этого, занимается добычей, не вполне законным способом, радиоактивного сырья. При попытке вывезти его из Африки Джордж едва не погибает. После возвращения в Англию он узнает, что его дядюшка, который по большей части занимался тем, что покупал особняки и посвящал всё время попыткам вести роскошную, по его понятиям, жизнь, обанкротился. Пытается помочь дяде уехать из страны, но тот умирает.

С девушкой Беатрис, которая любит Джорджа, ничего не выходит. Она не готова выйти за него замуж из-за сословных предрассудков.

Иллюстрация Саввы Бродского к роману «Тоно-Бенге»

В последней главе своей книги автор (то есть главный герой Джордж Пондерво) в пессимистическом ключе рассуждает о жизни и подводит итог:

Когда я перелистываю эту пухлую рукопись, многое становится для меня яснее, и особенно ясно я вижу, что не достиг того, к чему стремился. Я понимаю теперь, что это повесть о кипучей деятельности, упорстве и бесплодности затраченных усилий. Я назвал ее «Тоно Бенге», но куда больше ей подошло бы название «Тщета».

«Тоно-Бенге». Герберт Уэллс

Анализ романа «Тоно-Бенге»

Нельзя не почувствовать восхищения Уэллса огромным размахом «дел» нового предпринимательства. Как раз подобным восхищением питалась вера писателя в неисчерпаемость силу капитализма, легшая в основу его фабианства. Но в книге наряду с этим все сильнее звучит протест писателя против «торгашеской цивилизации». За «эффективностью» нового капитализма Уэллс умеет увидеть бессмысленную растрату человеческих сил, энергии, ума, направленных не на служение обществу, а на обогащение монополиста, с паучьей жадностью высасывающего соки из новых и новых слоев населения.

В этот период в Англии достигает особой интенсивности процесс образования монополий, сращивания промышленного капитала и банковского. Именно эти процессы находятся в центре внимания писателя. Столь значительные проблемы Герберт Уэллс ставил до сих пор только в своих фантастических романах.

К тупой и чванной аристократии, паразитировавшей прежде на теле общества, присоединяются десятки, сотни, тысячи нуворишей. Они все размножаются, все больше чувствуют себя хозяевами жизни, заползают во все уголки общества, диктуют свои вкусы, «перенимают опыт» у паразитов с большим стажем — тех, кому удалось сесть на шею народа несколькими поколениями раньше.

В истории возвышения и падения провинциального аптекаря Пондерво Уэллс видит символ судьбы монополистического капитализма. «Научно организованная» реклама позволяет Пондерво сбывать в огромных количествах вредный для здоровья напиток. Его деятельность — это лишь грандиозная афера, имеющая целью переложить побольше денег из карманов публики в собственный. Падение Пондерво неизбежно, потому что он паразит, а не созидатель.

Правда, сам Пондерво обрисован мягкими красками. Но в этом не было никакого компромисса со стороны Уэллса. Писатель желал подчеркнуть, что в современном разгуле узаконенных грабежей виновна система, а не отдельные личности.

Обложка издания романа «Тоно-Бенге» на английском языке
Обложка издания романа «Тоно-Бенге» на английском языке

Оценка критиками романа «Тоно-Бенге»

Недостатки романа видны даже неискушенному глазу. Определенная суммарность, отвлеченность, которая всегда сопутствовала Уэллсу, стоило лишь ему приняться за изображение наиболее общих тенденций современности, проявляется и в «Тоно-Бэнге». По удачному выражению английского прогрессивного критика А. Кеттла, роман этот «недостаточное заселен людьми». Многое, сказанное здесь Уэллсом, сказано им с помощью-отвлеченных символов, а не через человеческие образы.

И все же степень реалистической конкретности «Тоно-Бенге» много выше, чем в большинстве фантастических романов Герберта Уэллса. «Тоно-Бенге» можно уже поставить в один ряд с социально-политическими романами, к которым писатель обратился в следующий период своего творчества.

error: Content is protected !!
Adblock
detector