Лион Фейхтвангер

Лион Фейхтвангер: нелёгкий жизненный путь писателя, драматурга, критика

Лион Фейхтвангер родился в 1884 году, в Мюнхене, в семье владельца маргариновой фабрики. Он был старшим из девяти детей Зигмунда Фейхтвангера и Фейгеле Вассерман. С детства проявлял большие способности в учении – причем изучал древние языки, а классическое образование получил в двух университетах. Пытливого юношу увлекала филология, философия, санскрит, а также история своего народа.

Лион Фейхтвангер — драматург: начало карьеры

Свою творческую деятельность Лион Фейхтвангер (1884—1958) начинал как драматург и литературный критик. Его первые пьесы, появившиеся еще в начале столетия, казалось, не предвещали в молодом писателе будущего крупного прозаика, создателя целой серии исторических романов. Эти романы — весьма своеобразных по методу изображения истории, ибо в них Фейхтвангер отнюдь не стремился волшебством искусства восстановить минувшее. Он использовал события прошлого лишь как вспомогательный материал для подтверждения и подкрепления собственных воззрений на характер живой истории двадцатого века.

Ни по духу своему, ни по художественным особенностям произведения, написанные им в ранней молодости, не выходили за пределы эстетизма. Эстетизм был широко распространён в начале XX века в западно-европейской литературе. Впоследствии Фейтхвангер критично отзывался о начале своей карьеры в качестве драматурга. При всё том Фейхтвангер, который высоко чтил творчество таких писателей, как Лев Толстой, Эмиль Золя, Иван Тургенев, с самого начала своей литературной карьеры ставил перед собой самую высокую планку.

Фейхтвангер — литературный критик

Поначалу гораздо содержательнее была его литературно-критическая деятельность. Фейхтвангер опубликовал много работ, затрагивающих театр. В его статьях ощутимо проявилось изменение взглядов молодого писателя на общественную роль искусства. Изучая реалистическую мировую драматургию, Лион Фейхтвангер постепенно пересматривал свои эстетические взгляды и избавлялся от увлечения тем декадентским направлением в искусстве, которое было представлено именами Уайльда и Шницлера, Ведекинда и Д’Аннунцио.

Интересный факт — у Фейхтвангера есть очень содержательная положительная статья о пьесе «Вишнёвый сад» Антона Павловича Чехова. Да и то сказать — как мог он обойти внимание творчество Чехова, совершившего революцию в драматургии?

Занятие критикой рано пробудило в Фейхтвангере пристальный интерес к истории, не оставлявший писателя до конца его долгого и многотрудного творческого пути. Но лучшим учителем была для Фейхтвангера сама жизнь, преподававшая ему серьезнейшие уроки.

Lion Feuchtwanger (1884-1958), German novelist and dramatist (Photo by Popperfoto/Getty Images)

Лион Фейхтвангер не принял войны — ни ее целей, ни той шовинистической идеологии, которая ее оправдывала. Его гуманистические воззрения позволили ему занять антивоенную позицию, которую разделяли в те годы лишь немногие художники и мыслители Европы. В 1915 году Фейхтвангеру, несмотря на цензурные ограничения, удалось опубликовать небольшое стихотворение «Песнь павших», которое очень точно отражало его тогдашнее умонастроение — ненависть к войне и надежду на то, что послевоенный мир будет разумнее и добрее, чем мир, породивший войну. Он писал:

«Мы здесь лежим, желты, как воск, Нам черви высосали мозг. В плену могильной темноты Землей забиты наши рты,

Мы ждем ответа… Мы ждем! Мы — только семена, Настанут жатвы времена! Ответ созрел. Ответ идет. Он долго медлил. Он грядет.
 
Мы ждем ответа!»

«Песнь павших». Лион Фейхтвангер

Отношение Фейхтвангера к революционным событиям

Революционное движение охватило в 20-е годы прошлого века и страны Западной Европы. Однако буржуазии удалось справиться с начавшимся в Западной Европе революционным движением. Это событие истории оказало серьезнейшее влияние на сознание и творчество Фейхтвангера. Став свидетелем злодеяний контрреволюционной буржуазии у себя на родине, в Германии, писатель преисполнился глубокой ненависти к реакции, к варварству германского милитаризма. Но он сделал вывод о том, что надеждам на торжество разума, социальной справедливости и свободы, которые вдохновили его ка создание «Песни павших», не суждено сбыться.

Осмысление опыта человечества

Современную ему историю, полную драматических противоречий, Фейхтвангер попытался осмыслить в свете всего исторического опыта человечества. При этом он исках в событиях прошлого ответы на животрепещущие вопросы настоящего. Придя к выводу, что разуму не удалось победить варварство, писатель решил, что содержание истории человечества сводится я постоянной борьбе разума и варварства. И в этой борьбе одинокие представители разума — люди гуманной мысли и доброй воли — не в состоянии преодолеть и победить стихию варварства. Потому что силы этих двух якобы извечно существующих в историческом бытии начал находятся в равновесии.


Пессимистичность подобной концепции истории была очевидной. Очевиден и ее либерально-гуманистический характер. Ведь для подлинно революционной мысли содержание истории прошлого и настоящего составляло отнюдь не столкновение отвлеченных этических начал, а вполне реальная борьба людей за свою свободу. Не приемля действительности за ее бесчеловечность, Фейхтвангер, тем не менее, не поднялся до понимания диалектики процесса преобразования собственнического мира. Он полагал в те годы, что революционное движение не в состоянии изменить человеческих отношений.

Новые мотивы в творчестве Фейхтвангера

Это заблуждение, типичное для либерально-демократической общественной мысли Западной Европы, открыто проявилось в драматическом романе Фейхтвангера или, точнее, в пьесе для чтения «1918 год». Материалом для неё послужили события, связанные с контрреволюционным переворотом в Баварской Советской республике. Отчетливо оно ощущается и в двух его романах:

положивших начало его широкой международной известности.

Двадцатые годы в истории Германии были насыщены острой борьбой в обществе: это были годы формирования фашизма, офицерских мятежей, время планомерного и свирепого наступления реакции на права трудящихся, целью которого было моральное и политическое подчинение народных масс реваншистской и националистической идеологии.

Веймарская республика

Она, как и все буржуазные демократии, защищая интересы имущих классов, декларировала свободу прав каждой человеческой личности, в повседневной практике своей подавляя и урезывая эти права, Естественно, что главный конфликт своего времени Фейхтвангер в те годы усматривал в непримиримости противоречий, существующих между человеческой личностью, ее возможностями и тем общественным строем, который сформировался за тысячевековую историю цивилизации.

Поэтому писатель рассматривал этот антагонизм между личностью и обществом как своего рода универсальный и неизменный закон, с одинаковой силой и неуклонностью действующий как в прошлые времена, так и в новое время.

Другую возможную подоплеку этого антагонизма, имеющего классовый характер, Фейхтвангер тогда не осознавал и рассматривал личность и общество как некие вневременные самодовлеющие категории. Поэтому, когда он рассказывал в своем романе «Безобразная герцогиня» драматическую историю жизни Маргариты, герцогини Тирольской, то полагал, что рассказывает историю каждого мыслящего человека своего времени, погибающего или капитулирующего под тяжестью властвующих в мире сил неразумия и варварства.

Начало зрелой поры творчества Фейхтвангера

По существу, с двух романов:

  • «Безобразная герцогиня» (1323)
  • «Еврей Зюсс» (1925)  

и началась зрелая пора его творчества. Но если в первых своих крупных прозаических произведениях Фейхтвангер рассматривал драму человеческой личности, гибнущей в условиях собственнического общественного строя, как извечную драму Разума, если его герои были одиноки в пустыне жизни, то в последующих своих романах он, под влиянием событий современной истории, вынужден был более отчетливо осознать и изобразить социальные истоки этой драмы, неизбежно при этом пересматривая свои воззрения на ход исторического процесса.

В ранних романах — «Безобразной герцогине» и «Еврее Зюссе» — социальное действие одиночек, их борьба с тем, что писатель назвал варварством и что на самом деле следовало называть возникавшей системой общественных отношений, — казались писателю бесперспективными.

Фейхтвангер в СССР

Писатель был в СССР по приглашению руководства страны. Эта поездка состоялась в знаковом 1937 году, продолжалась два месяца, и по её итогам им была написана книга «Москва.1937». В книге, помимо рассказа о жизни в Советском Союзе, о вожде, Иосифе Сталине, который удостоил вниманием писателя и принял его, говорилось и о политических процессах. На одном из них Фейхтвангер присутствовал сам. Надо ли говорить, что этот труд романиста был издан в нашей стране очень большим тиражом.

Впрочем, после 1946 года в течение 10 лет творчество писателя было под запретом в СССР и его книги не издавались.

Репрессии и отъезд в Америку

Когда в Германии к власти пришёл Адольф Гитлер, Фейхтвангер находился за рубежом. Его книги были не только запрещены, их надлежало сжечь. Сам Фейхтвангер, так случилось, попал в 40-м году в лагерь во Франции, потом был переведён в другой лагерь, и в итоге ему удалось выбраться из оккупированной Франции в Америку. Там писатель и жил в дальнейшем, получая хороший доход прежде всего от экранизации своих произведений.

Романы Лиона Фейхтвангера

Заключение

Фейхтвангер не стал революционным художником, но опыт борьбы с фашизмом, в которой он принимал непосредственное участие своим пером, создав такие произведения, как

  • «Успех»
  • «Семья Опперман»

а равно общие итоги второй мировой войны — показали ему, что история человечества движется и прогрессирует, и усилия народов приведут к конечному торжеству подлинной свободы.

error: Content is protected !!