Альфонс Доде

Альфонс Доде: самый человечный писатель

Альфонс Доде, известный французский писатель, является представителем критического реализма. В своих произведениях он, как и другие выдающиеся французские писатели:

  • Гюстав Флобер
  • Эмиль Золя
  • Ги де Мопассан

изобличает правопорядки Франции второй половины ХIХ века. Рассказы и романы Доде, особенно его трилогия о Тартарене, пользуются очень большой популярностью.

Содержание

Детство

Детские годы Доде прошли на юге Франции, в городе Ниме. Писатель любил веселый трудолюбивый народ родного края и богатую природу Прованса и прекрасно знал быт тружеников:

  • пастухов
  • виноградарей
  • рыбаков

Еще будучи учеником лицея, он записывал и любовно хранил многочисленные образцы устного провансальского творчества:

  • предания
  • поверья
  • песни

Отец будущего писателя, владелец небольшой фабрики сукон, в пятидесятых годах разорился. Поэтому Доде рано начал самостоятельную трудовую жизнь. Сразу же после окончания лицея он поступил в коллеж помощником учителя в маленьком городке Але. Шестнадцатилетний Доде столкнулся с деспотизмом и ханжеством школьного начальства. Его возмущает поведение богатых учеников. Доде уверен, что его призвание — литература, и в 1858 году он переезжает в Париж.

Переезд в Париж. Начало литературной карьеры

Успех приходит не сразу. Первый сборник юношеских стихов «Влюбленные» (1858 год) носил следы ученичества, но все же был замечен критикой и открыл его автору доступ в парижские газеты. Сотрудничая в качестве хроникера в парижских газетах, Доде попал в среду буржуазных журналистов, нравы которых он впоследствии обличал в своих романах («Набоб», «Опора семьи»).

Симпатии молодого журналиста были на стороне оппозиционно настроенных литераторов. В это время он встречает автора популярных песен — рабочего Пьера Дюпона. А также знакомится с будущим коммунаром, молодым, революционно настроенным публицистом Жюлем Валлесом.

Литературную работу Доде вынужден был совмещать со службой в государственном учреждении. Это позволило ему глубже изучить деятельность правящей верхушки, ее политику на местах и в колониях. В парламенте в то время заседали аферисты вроде депутата Бреве, нажившего огромное состояние на темных махинациях в колониях. Впоследствии, в романе «Набоб», Доде создаст образ такого дельца — честолюбивого выскочку Жансуле-Набоба.

Альфонс Доде. фр.
Louis Marie Alphonse Daudet
Альфонс Доде. фр.
Louis Marie Alphonse Daudet

Краткое пребывание в 1862 году, в период выборов, на острове Корсике, раскрыло перед Доде систему подкупов и обманов, царившую на местах так же, как и в центре. Во время поездок по Алжиру в начале 60-х годов писатель увидел неприглядную жизнь колоний. Путешествия по таким колоритным местам, как:

  • Алжир
  • Корсика
  • Сардиния
  • Прованс

дали писателю богатый материал для его будущих обличительных произведений. Доде чутко откликался на важнейшие события своего времени. Он выступал против аферистов, мещан, жадных собственников. Но демократизм Доде был пассивен и абстрактен, как и его гуманизм. Гуманизм носил печать мелкобуржуазных иллюзий. Несмотря на это, уже в первых его произведениях проявились ироническое отношение к антинародному режиму империи Наполеона III и симпатии к простому человеку.

Альфонс Доде – писатель-профессионал

В конце 60-х годов Доде становится писателем-профессионалом. В эти годы он пишет серию рассказов под заглавием «Письма с моей мельницы». Большинство этих рассказов объединено общей темой: они рисуют тяжелое положение трудящегося человека в буржуазном обществе. В рассказах Доде описывается жизнь современной писателю французской деревни. Герои рассказов — люди из народа: рыбаки, пастухи, виноградари. Лишь в народе, говорит автор, сохраняются высокие понятия о чести, подлинный гуманизм. Люди из народа страстно преданы своему ремеслу, подобно старому мельнику Корнилю. Они всегда готовы выручить друг друга, как молчаливые смотрители маяка. Они любят горячо и возвышенно, подобно пастуху (рассказ «Звезды») и Жану («Арлезианка»).

«Письма с моей мельницы»

Во французской деревне Доде наблюдал «тысячи безвестных драм». Этим трагедиям простых людей уделено много места в «Письмах с моей мельницы». В лучших рассказах сборника подчеркивается связь личной трагедии героев с социальными условиями. Так, обнищание дедушки Корниля говорит о судьбе многих тысяч крестьян, разоренных капиталистическими отношениями, проникшими в самые отдаленные уголки Франции

Парижу, олицетворяющему собой для Доде капиталистический мир, в «Письмах» противопоставлен патриархальный Прованс. Писатель с умилением говорит о далеких временах, когда жилось лучше, когда в деревнях весело вертелись мельницы, а румяные мельничихи щеголяли золотыми цепочками. Это мирные времена, годы всеобщего преуспевания, когда «в государственные тюрьмы ставили охлаждаться вино» и не было «ни голода, ни войны».

Мельница Доде
Мельница Доде

В рассказах сборника автор повествуют о стремлении к счастью и о невозможности для простых людей быть счастливыми в условиях буржуазно-собственнического строя. Сборник включает многие провансальские легенды, сказания. Но писатель не ограничивается ролью собирателя, он творчески перерабатывает народные сюжеты.

Рассказы сборника «Письма с моей мельницы» продолжают бальзаковскую тему об угнетении человеческой личности в условиях буржуазного общества. Доде подчеркивает, что там, где существует вечная погоня за наживой, где властвуют корыстные законы, одаренные натуры часто оказываются в положении героя рассказа «Человек с золотым мозгом». В хищной эксплуатации гения принимают участие самые близкие ему люди —

  • родные
  • друзья
  • возлюбленная

«Козочка господина Сегэна»

В «Козочке господина Сегэна» Доде передает почти без изменений провансальскую притчу об упрямой козочке, больше всего любившей свободу. К этому он присоединяет послание к другу-поэту, в котором говорит о зависимом положении парижских журналистов. И призыв к свободе, заключенный в народном творении, сразу приобретает определенное социальное звучание.

Рассказ «Тоска по казарме»

В рассказе «Тоска по казарме» Доде называет Францию Наполеона III большой казармой. С грустью говорит писатель о том, что окружающая обстановка приобретает над людьми власть привычки, заставляет их тосковать по своей «казарме».

Альфонс Доде и Иван Тургенев

Показывая тружеников Прованса, Доде уделяет много внимания описанию прекрасного края, где они живут. Описания картин природы поражают тонким мастерством. Несомненно, здесь на писателя оказала благотворное влияние русская классическая литература, в частности рассказы Тургенева. В начале 60-х годов Доде впервые прочел «Записки охотника». Они произвели на него большое впечатление.

С русским писателем Доде связывали, по его собственному выражению, общие симпатии, любовь к природе. Доде не смог понять до конца высокого гражданского пафоса «Записок охотника», но знакомство с этим произведением помогло ему вернее и глубже подойти к рассказу о тружениках французской деревни, с поэтическим проникновением поведать о белых дорогах Прованса, залитых солнцем, о соснах, гнущихся под ударами ветра — мистраля.

Прованс
Прованс

Творчество Доде. Особенности

Доде вскрывает противоречия буржуазного мира. Но выходя из социальных бедствий он старается найти в моральном самоусовершенствовании. Он ограничивается призывом к филантропии. И здесь он сентиментален донельзя и фальшив», как сказал о нём И.С. Тургенев. Доде подчас склонен идеализировать бедность и восхищаться пассивностью страдальцев. Так, нарисовав очень правдиво бедственное положение матросов-таможенников, он спешит уверить читателей в благонадежности и долготерпении этих людей.

Ограниченность положительных идеалов Доде обусловлена мелкобуржуазным мировоззрением писателя. Отсюда характерное для него стремление решить социальные конфликты в моральном плане, как он это делает в рассказе «Тайна дедушки Корниля». В этом рассказе Доде, поступившись жизненной правдой, дает слащавый, благополучный конец. Дружба и самопожертвование соседей обеспечили старому Корнилю работу, а внучка его благополучно вышла замуж.

Доде мечтал быть утешителем бедных. Он любил называть себя «продавцом счастья», но при этом предлагал людям счастье в виде узкого благополучия в кругу семьи и в труде на благо этой же семьи.

Приём скрытой иронии в творчестве Альфонса Доде

Альфонс Доде широко использует прием скрытой иронии. Особую живость повествованию придают исторические параллели, которые писатель проводит в тех случаях, когда они звучат явной насмешкой. Например, чудака и пьяницу отца Гоше он объявляет жертвой служения науке и сравнивает его со Шварцем — изобретателем пороха. Развенчивая церковников, автор часто описывает анекдотические положения, не боится шаржа и сатирического преувеличения.

Иллюстрация к роману «Малыш»

Автобиографический роман «Малыш»

В 1868 году Доде выпускает роман «Малыш». Это произведение носит автобиографический характер. Многое из пережитого в детстве и юности самим А. Доде вошло в описание жизни центрального героя романа — Даниэля Эйсета. Но образ Даниэля Малыша перерастает рамки автопортрета. Даниэль Эйсет обладает незаурядными литературными способностями, но это не делает его счастливым. Трагедия его в том, что он беден. Его юность полна забот, напряженного труда, чаще всего не приносящего удовлетворения.

В провинциальном коллеже, куда Эйсет поступает работать совсем молодым, его возмущает грубость провинциальных нравов, низкопоклонство школьного начальства перед богатыми помещиками. В конце концов Даниэль Эйсет вынужден отказаться от мечты стать поэтом. Трудом писателя он не смог заработать себе на жизнь, его чуть не поглотила парижская богема. Он сломлен нуждой, утратой брата, подорвавшего здоровье в борьбе с бедностью. Даниэль пытается найти утешение в узком кругу маленьких семейных радостей.

Роман «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона»

Ироническое отношение к действительности, характерное для первых произведений Доде, с особой силой выражено в его романе «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона». Его публикация была осуществлена в газетах в 1869 году. В 1872 году это произведение вышло отдельной книгой. Роман является одним из самых популярных произведений французского писателя и в наши дни.

Альфонс Доде. «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона»
Альфонс Доде. «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона»

Альфонс Доде во времена Парижской Коммуны

Отношение Доде к франко-прусской войне

Во время франко-прусской войны и Парижской Коммуны особенно резко проявились противоречия в миропонимании Доде. Писатель с гневом выступал против бездарных, продажных руководителей французской армии, приведших страну к Седану, но не смог понять героическую роль Парижской Коммуны. В период войны и осады мыслью о родине было проникнуто все его существование.

«Кто из нас, мог в течение этих ужасных пяти месяцев думать о чем-нибудь, что не касалось родины!»

Доде вступает в ряды защитников Франции. Вместе с рабочим батальоном Национальной гвардии он мужественно участвует в вылазках на аванпостах, несет ночные дежурства. Поражение Франции в войне Доде считал огромным несчастием для всего народа.

Новеллы и рассказы, выпущенные в 1871—1874 годах

Новеллами и рассказами, выпущенными в 1871—1874 годах («Письма к отсутствующему», «Рассказы по понедельникам»), писатель присоединяет свой голос патриота к выступлениям лучших представителей французской литературы того времени — Виктора Гюго, Эмиля Золя, призывавших защитить родину. В новеллах, написанных во время франко-прусской войны, Доде рисует виновников Поражения Франции, клеймит

  • разложение правящих классов Второй империи
  • бездарность командования
  • лжепатриотизм и шовинизм буржуа («Партия на биллиарде», «Паром»)

Он обрушивает свой гнев на изменников, согласившихся на сотрудничество с оккупантами («Сон кельмарского судьи»).

Рассказы рисуют картину произвола прусских оккупантов, нагло хозяйничавших в порабощенной стране («Летние дворцы»). Писатель показал две противоположные силы:

  1. патриотизм простого народа 
  2. предательство командования

В рассказе «Партия на биллиарде» сотни французских солдат ожидают приказа, стоя под проливным дождем, а в это время командующий увлечен игрой на биллиарде.

Образы патриотов

Героический образ парижского пролетариата, организованно защищавшего родину, не нашел места в патриотических рассказах. Социальная ограниченность помещала ему создать произведения, правдиво отражающие события Парижской Коммуны. Хотя лучшие страницы рассказов Доде отведены образам патриотов:

  • «Последний урок»
  • «Осада Берлина»
  • «Дурной зуав»

С глубоким лиризмом, через показ переживаний маленького героя произведения («Последний урок»), писатель доносит до сознания читателя горечь народа, насильно отторгнутого от родины, лишенного родного языка.

Однако идеалы Доде обращены в прошлое. Большинство его героев-патриотов —  это старые воины, воспитанные на традициях революционной армии первой французской буржуазной революции, участники наполеоновских походов:

  • кузнец Лори «Дурной зуав»
  • сержант Орию «Знаменосец»
  • полковник Жув «Осада Берлина»

Изображая события Коммуны, он отступил от законов реалистического творчества, пошел по пути натуралистических зарисовок отдельных эпизодов, не отличая подчас типичное от случайного. Он сочувствует беднякам и одновременно клевещет на рабочий класс, обвиняя Коммуну в жестокости.

Произведения Альфонса Доде в 80—90-е годы

Среди произведений, созданных в 80—90-е годы, есть ряд значительных. Эти книги сохраняют свою актуальность и поныне. Сам автор называет романы этих лет «современно-историческими». Это романы:

  • «Нума Руместен»
  • «Бессмертный»
  • «Евангелистка»

В них он стремится соединить описание нравов современного ему общества с анализом общественной системы в целом. Однако при решении этих вопросов писатель не смог последовательно раскрыть сложные процессы общественной жизни современной ему Франции. Это наглядно видно в двух романах, завершавших трилогию о Тартарене из Тараскона:

  1. «Тартарен в Альпах» (1885 г.
  2. «Порт Тараскон» 1890 г.

Значение творчества Альфонса Доде

В творчестве Доде много противоречивого. Однако нашего современника волнует его благородный, хотя и несколько абстрактный гуманизм, который был ведущим началом в его творчестве. Доле хорошо знал народную жизнь. Он любил пастухов, рыбаков, виноградарей и в их среде видел проявления

  • подлинного гуманизма
  • солидарности
  • взаимопомощи
  • патриотизма

Именно эти качества выдающегося мастера слова и ценят читатели прежде всего.

Аудиокниги и радиоспектакли по произведениям Альфонса Доде

«Тартарен из Тараскона» — Радиопостановка Главной редакции художественных программ ЛИК. 1993 год. Автор инсценировки и режиссёр — Евгений Весник. Действующие лица и исполнители: Доде — Всеволод Ларионов; Тартарен — Евгений Весник; Боленар — Юрий Яковлев; Соня — Евгения К. Глушенко; Костекальд — Владимир Дубровский; Безюке — Александр Подъячев; Бравида — Геннадий Сергеев; Экскурбаньес — Игорь Ладный; служанка — Любовь Якуба.

«Письма с моей мельницы» — аудиокнига, читает Ростислав Плятт.

«Эликсир преподобного отца Гоше» — аудиокнига, читает Александр Шатов

«Прекрасная нивернезка» — аудиокнига, читает Юрий Богатырев